Государственное регулирование предпринимательства в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов и принципов государственного регулирования предпринимательства в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать правовую характеристику предпринимательской деятельности: понятие, признаки;
2. раскрыть понятие, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Мотивация.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

Для естественных монополий обычно устанавливается так называемый "справедливый" доход - цена, равная средним валовым издержкам. К сожалению, это влечёт за собой отсутствие у предприятия стимула к снижению издержек. [10]

Следовательно, цель такого регулирования состоит в том, чтобы защитить отрасль от рыночной власти естественных монополий путём регулирования цен и качества обслуживания. Однако использовать прямое регулирование следует только там, где это не приводит к снижению эффективности производства, а также в случаях, когда конкуренция может лучше обеспечить общество продукцией.

Еще одним видом контроля являются антимонопольные законы. Такие законы представляют огромную важность для общества, поскольку бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу, вызвать банкротство мелких производителей, недовольство потребителей, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. С другой стороны, антимонопольные законы не должны карать монополистов, использующих законные методов конкурентной борьбы.

Таким образом, задача государства заключается в выборе оптимального соотношения между монополиями и конкурентными отраслями, а также установлении гибкой правовой базы.

Одним из основных элементов государственного регулирования посредствам правовой базы является налоговое законодательство. Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения адекватно ситуации, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и видов производства, способствует решению актуальных для общества проблем.

Государство должно способствовать развитию предпринимательства, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое развитие освобождается от налогообложения.

С помощью налогов государства добиваются также перераспределения ресурсов.

Благодаря налогам в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических.

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создает и морально-этические устои общества.

Не менее важна также и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны.

Следует также отметить, что указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, поскольку все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствуют себя экономические агенты. Отлаженная и нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой.

Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):

  • пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
  • регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
  • прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).

Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности и экономического развития, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

Валютные ограничения и сфера их применения на основе Закона Республики Беларусь от 29.06.2006 N 137-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Валютные ограничения - это система государственных мероприятий (законодательных, административных, экономических и организационных) по установлению порядка осуществления операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями. [5]

Государство, применяя валютные ограничения в зависимости от сложившейся на данный момент экономической ситуации, ставит перед собой достижение следующих целей:

  • Выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса страны;
  • стабилизация или поддержание валютного курса;
  • концентрация валютных ценностей у государства.

Для выполнения обозначенных целей государство ограничивает резидентов вправе использовать, владеть и распоряжаться валютными ценностями, применяя различные формы валютных ограничений, включая такие сферы, как:

  • регулирование текущих валютных операций, отражающихся по текущему счету платежного баланса;
  • регулирование валютных операций, связанных с движением капитала, отражающихся по счету операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса (далее - капитальный счет);
  • регулирование внутреннего оборота валютных ценностей. По счету текущих операций применяются следующие основные валютные ограничения:
  • частичная или в полном объеме обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральному банку страны и/или уполномоченным банкам, обладающим лицензией, позволяющей осуществлять данные операции;
  • ограничения, касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;
  • ограничения на приобретение иностранной валюты импортерами на внутреннем валютном рынке (только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых органами валютного контроля);
  • запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
  • ограничения суммы покупки иностранной валюты для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов;
  • ограничения по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей;
  • ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам.

Основные валютные ограничения по капитальному счету:

  • запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на предоставление резидентами нерезидентам займов и кредитов в иностранной валюте;
  • запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на открытие юридическим и физическим лицам текущих и других счетов за границей;
  • запрет или ограничения на инвестиции нерезидентов (как правило, портфельных) во внутреннюю экономику;
  • запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на осуществление резидентами прямых и (или) портфельных инвестиций за пределами страны;
  • запрет или установление лимита на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;
  • запрет или лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;
  • запрет или ограничение ввоза иностранной валюты в страну;
  • уведомительный или регистрационный порядок при привлечении нефинансовым сектором займов и кредитов в иностранной валюте от нерезидентов;

По внутреннему обороту валютных ценностей финансовые власти устанавливают валютные ограничения, касающиеся:

  • установления количественных ограничений при покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты;
  • установления списка товаров, услуг, реализуемых за иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны.

Основными принципами валютных ограничений являются: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций - требование получения предварительного разрешения органов валютного контроля для приобретения импортерами и должниками иностранной валюты; полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют путем установления дифференцированного ее режима для резидентов и нерезидентов.

Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, как мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету валютных операций.

Валютные ограничения нарушают единство мирового хозяйства, препятствуют свободному развитию внешней торговли, раздробляют мировой валютный рынок на более или менее изолированные валютные сферы. Искусственные ограничения платежей иностранной валютой по внешнеторговым операциям, вводимые одними странами, препятствуют вывозу товаров из других стран и побуждают их к ответным мерам.

 

2.2 Государственная поддержка предпринимательства в Республики Беларусь

 

Целью государственной поддержки предпринимательства является формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки в данной сфере экономики.

На основе статьи 1 Закона от 01.07.2010 г. № 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства" (далее Закон) поддержка малого и среднего предпринимательства - это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. [6]

Впервые в законодательном акте дано чёткое определение того, какие субъекты могут относиться к субъектам малого предпринимательства, а какие - к субъектам среднего предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь; микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно; малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Проанализировав нормы Закона, конкретные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно разделить на несколько главных блоков:

  • Финансовая поддержка
  • Имущественная поддержка
  • Информационная поддержка
  • Иные формы поддержки, к которым относятся:
  • содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);
  • содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров.

Финансовая поддержка

Статьей 11 Закона предусмотрено, что государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе, за исключением случаев, определяемых Президентом Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством

В свою очередь, меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства оказываются следующими структурами.

Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
  • гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:

  • финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
  • субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
  • субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам - лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
  • субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства в Республики Беларусь