Государственное регулирование предпринимательства в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов и принципов государственного регулирования предпринимательства в Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. дать правовую характеристику предпринимательской деятельности: понятие, признаки;
2. раскрыть понятие, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.2 ВИДЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 ПРИОРИТЕТНЫЕ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Мотивация.docx

— 75.96 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Предпринимательская деятельность является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. Содействует решению таких вопросов как создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.

В последние годы в социально-экономическом развитии Республики Беларусь произошли изменения в области определения правил ведения предпринимательской деятельности, направленные на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности нашего государства.

Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь.

В процессе осуществления предпринимательской деятельности неизбежно происходит столкновение частных интересов субъектов хозяйствования и публичных интересов общества. Задача государства - уравновесить эти интересы и избежать существенного конфликта сторон. Достижение такого баланса является задачей правового государства.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов и принципов государственного регулирования предпринимательства в Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. дать правовую характеристику предпринимательской деятельности: понятие, признаки;

2. раскрыть понятие, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

беларусь предпринимательский государственное регулирование

Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются отношения, связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

Предметом исследования являются законодательные акты Республики Беларусь, регулирующие порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также отдельные исследования авторов в данной области.

При написании работы использовались законодательные акты Республики Беларусь, а также учебные пособия таких авторов, как: Маньковский И.А., Вабищевич С.С., Витушко В.А., Морозова Т.Г., Ершова И. В.

 

1. Общие положения  о предпринимательской деятельности  в республике Беларусь

 

1.1 Понятие и признаки предпринимательской деятельности

 

В настоящее время понятие предпринимательской деятельности дано в статье 1 Гражданского кодекса Республике Беларусь. В соответствии, с которым предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. [2]

Для раскрытия юридической сущности предпринимательской деятельности необходимо рассмотреть ее признаки, т.е. свойства, благодаря которым та или иная деятельность могла признаваться предпринимательской.

Определяющим моментом для уяснения сущности предпринимательской деятельности является статья 13 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступает разновидностью деятельности экономической, т.е. предпринимательская деятельность может осуществляться только в рамках экономической. Из приведенной конституционной нормы следует, что если деятельность не является предпринимательской, то она относится к "иной не запрещенной законом экономической деятельности". [1]

После того как определенная деятельность отнесена к экономической, необходимо решать вопрос о квалификации данной деятельности в качестве предпринимательской.

Для этого рассмотрим следующие признаки предпринимательской деятельности:

  • Самостоятельный характер деятельности. Это не только самостоятельная, но еще и инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение различных потребностей других лиц и общества в целом. Включающий в себя имущественную и организационную самостоятельность. Имущественная самостоятельность - это наличие у субъекта хозяйствования обособленного имущества, которое составляет экономическую основу его деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности;
  • предпринимательский риск как логическое продолжение самостоятельности. Следует отметить, что в случае наступления неблагоприятных результатов деятельности предприниматель лишь рискует ухудшить свое имущественное положение;
  • самостоятельная имущественная ответственность. Ответственность - это возможные последствия риска. Ответственность выражается в наступлении неблагоприятных имущественных последствий у субъекта хозяйствования;
  • основная цель предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли. Получение прибыли в качестве основной цели ставится субъектом хозяйствования изначально и придает деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в случае получения им убытков. [7]

Квалифицирующим признаком извлечения прибыли как цели предпринимательской деятельности является систематичность ее извлечения. Это один из самых спорных моментов в определении предпринимательской деятельности ввиду отсутствия легальных критериев систематичности применительно к указанной деятельности. В нормах других отраслей права систематичность характеризуется совершение лицом более двух тождественных или однородных правонарушений "более двух раз в течение года" по части 15 статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, таким образом, с третьего раза можно вести речь о систематическом получении прибыли. [3]

  • Способ осуществления предпринимательской деятельности (получения прибыли) согласно части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь относятся:
  • пользование имуществом;
  • продажа вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;
  • выполнение работ;
  • оказание услуг, при условии, что эти работы и услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. [2]

 

1.2 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

 

В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Основная задача государственного регулирования предпринимательской деятельности заключается в необходимости охраны публичных и частных интересов.

Особенность государственного регулирования раскрывается через категорию "деятельность". Поэтому государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.

Понятие "контроль" дословно обозначает "постоянное наблюдение, проверка чего-либо". Таким образом, государственный контроль в сфере предпринимательства есть система проверки и наблюдения за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти требований нормативных правовых актов при осуществлении предпринимательской деятельности, а также при ее управлении.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют:

  • предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности;
  • текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.
  • последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.

Так же существуют и другие виды контроля. В юридической литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и (косвенный) опосредованный контроль. Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор. К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти. [9]

В современных условиях планирование, как форма государственного регулирования предпринимательской деятельности приобретает индикативный, прогнозный характер. При директивном планировании достижение плановых заданий обязательно и обеспечивается мерами ответственности. При индикативном планировании определяются ориентиры (индикаторы), достижение которых желательно, носит в основном информационный характер. В Республике Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.05.1998 N 157-З "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" применяется в основном индикативное планирование (прогнозирование). Директивное планирование используется при формировании государственных нужд. [4]

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Республики Беларусь представляет собой деятельность государственных органов по разработке государственных прогнозов социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Главными целями разработки прогнозов и программ социально-экономического развития являются достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, стабилизации цен, внешнеэкономического равновесия и на этой основе - повышение уровня жизни народа.

Прогноз социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

  • на долгосрочную перспективу - национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;
  • на среднесрочную перспективу - программу социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет;
  • на краткосрочный период - годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. [9]

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы обеспечивается Советом Министров Республики Беларусь.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу утверждается Президентом Республики Беларусь.

Годовой прогноз социально-экономического развития является исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Разработка прогнозов социально-экономического развития по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам обеспечивается республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Направлением государственного регулирования выступает государственная поддержка предпринимательства. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти в соответствии с законом:

  • предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
  • содействуют предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания, подготовке кадров;
  • осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с их передачей предпринимателям;
  • стимулируют модернизацию технологии, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг.

Государство призвано создать такой правовой режим, который позволит предпринимательству не только держаться на плаву, но и расти и набирать силу.

 

2. Государственное  регулирование предпринимательской  деятельности в республике Беларусь  на современном этапе

 

2.1 Приоритетные сферы государственного регулирования

 

Одной из важнейших областей государственного регулирования является антимонопольная деятельность государства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где есть так называемые естественные монополии, государством создаются специальные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. В подавляющем большинстве остальных рынков, где монополия не стала необходимостью, контроль принимает форму антимонопольного законодательства. Естественная монополия возникает в тех случаях, когда одно предприятие может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет эффекта масштаба. Для достижения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательства в Республики Беларусь