Технологический процесс изготовления газет и журналов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:57, лабораторная работа

Краткое описание

Цель работы: 1) анализ особенностей верстки газетно-журнальной продукции, 2) систематизация и анализ информации по технологическому процессу изготовления газет и журналов.
Данное практическое занятие обеспечивает наработки таких умений:
-Анализировать характерные особенности газет и журналов с позиций технологии изготовления;

Файлы: 1 файл

ЛР 8 газеты.docx

— 228.44 Кб (Скачать)

Информационные тематические или разнотематические колонки занимают значительное место в каждом номере, а сочетание таких колонок лежит в основе компоновки страниц многих газет. Комплекс таких информационных сообщений дополняет крупные проблемные статьи в номере.

Стремление сочетать публикацию объемных материалов и множества  мелких тематически организованных информационных сообщений накладывает  заметный отпечаток не только на верстку, но и на композицию номера в целом. Это предполагает как размещение устоявшихся разделов колонок в определенной части той или иной полосы, так и планирование их появления по определенным дням недели. Информационные разделы колонки должны органично входить в систему информационных рубрик газеты. 

 

Рис. 1. Простая верстка полосы. Газета «Метро» 

 

Вместе с тем компоновка полосы номера из композиционных элементов  в форме колонки закономерно  предопределяет их размещение по вертикали, то есть более частое использование  приемов вертикальной верстки и  соответствующего оформления материалов. Вот почему для газет, где в основу композиции некоторых полос положена информационная колонка, так характерны различные разновидности вертикальной верстки.

При верстке газет следует  учитывать ее особенности, связанные  с историческими и национальными  традициями, которые  нужно поддерживать и развивать. Разумеется, это не должно вести к отказу от заимствований лучших приемов оформления иностранных изданий: они возможны и допустимы, но при условии, что не будут противоречить характеру газеты, задачам, принципам и традициям ее оформления. Здесь в равной мере противопоказаны и вредны обе крайности: как своеобразный национальный нигилизм — пренебрежение национальными традициями оформления своей прессы, так и разновидность национального газетного шовинизма — отказ от всего «чужого». Известный английский газетный дизайнер А.Хатт писал, что знание различий в национальных стилях оформления газет способствует пониманию собственного стиля и может помочь верстальщику и дизайнеру критически отнестись к собственной работе. Немалое значение имеют и традиции верстки конкретного издания.

В последнее время большое  влияние на верстку газет оказывает  журнальная верстка. Однако при совпадении целей и задач газетная и журнальная верстки во многом различаются. Верстка  газеты должна обеспечить быстрый, оперативный  выпуск номера. Верстальщик журнала  обычно имеет в своем распоряжении несравнимо большее время, что позволяет  ему пользоваться иными, более сложными приемами верстки и дизайна. К  тому же журнал, как правило, печатается на иной полиграфической технике  и на бумаге более высокого качества, чем газетная, что позволяет воспроизводить сложные виды иллюстраций. Механическое перенесение в газету различных  журнальных приемов верстки и  дизайна, например вертикальной постановки набранного заголовка рядом со статьей, приводит к неприятию газеты читателем, привыкшим к традиционным газетным приемам верстки.

 

Виды верстки 

 

В газетах применяют несколько  типов (стилей) верстки. Для каждого  из них характерны свои приемы размещения и технического оформления текстовых  и иллюстративных материалов на полосах. Неоднократно делались попытки найти  общую основу для классификации  этих типов верстки и их разновидностей. Так, немецкий дизайнер Альберт Мейер  выделял верстку, «не перекрещивающуюся  по вертикали и жесткую по горизонтали», «перекрещивающуюся по вертикали и  жесткую по горизонтали», «горизонтальнопеременную» и «перекрещивающуюся по вертикали и переменную по горизонтали».

Подобная классификация, несмотря на ее простоту и удобство, недостаточна. Она не учитывает ряда важных признаков верстки — таких как направление размещения материалов на полосе, их симметрия или асимметрия. Поэтому целесообразно отказаться от попыток определения общей основы всех типов (стилей) и видов верстки и классифицировать их по трем группам признаков. Виды верстки, входящие в первую группу, определяются по конфигурации материалов. Главным признаком второй группы является направление разверстки материалов на полосе — вертикальное или горизонтальное. Виды верстки, относящиеся к третьей группе, определяются по степени симметрии размещения материалов на полосе. К первой группе относятся четыре вида верстки: два из них — верстка, постоянная по вертикали и по горизонтали, а также постоянная по вертикали и переменная по горизонтали, — обычно объединяются в практике под общим названием простой (иногда ее называют прямоугольной). Действительно, каждая статья и заметка на газетной полосе получает форму простого прямоугольника (рис. 1).

Одной из разновидностей простой  верстки является так называемая брусковая верстка, получившая широкое  распространение в газетах разных типов. В ее основе лежит размещение материалов на колонках одинаковой высоты при возможном изменении их горизонтального  формата. Благодаря этому при  брусковой верстке тексты получают форму строгих, чаще широких, разверстанных  горизонтально прямоугольников — «брусков» разного размера. Для этой разновидности верстки характерны также установка заголовка на полный формат статьи, то есть без «воздуха» с боков, и горизонтальная отбивка текста снизу от соседних материалов на полную ширину его разверстки. 

 

Рис. 2. Ломаная верстка полосы. Газета «Ракурс»  

 

 

 

Верстка с размещением  материалов в колонках разной высоты резко изменяет конфигурацию текстов  на полосе. Она лежит в основе разновидностей так называемой ломаной  верстки (рис. 2). Статья или заметка  приобретает при этом различную, иногда сложную форму — «уступом», «сапожком» и т.п., представляя собой соединение нескольких прямоугольников колонок разной высоты.

Вторая группа признаков  классифицирует верстку в зависимости  от направления разверстки материалов на полосе. Направление определяется отношением высоты текстового материала  к его ширине (общему формату всех текстовых колонок, на которых он размещается).  

При вертикальной разверстке применяют приемы как простой, так  и ломаной верстки. Горизонтальная же разверстка публикаций почти всегда придает им форму простых прямоугольников. Лишь изредка, когда, например, хотят  избежать «перереза» полосы или нежелательного смыслового сочетания соседних заголовков, прибегают к приемам ломаной  верстки: текст разверстывают горизонтально  на неравные по высоте колонки, чуть увеличивая или укорачивая две-три последние.

Виды верстки можно, наконец, классифицировать и в зависимости  от степени симметрии расположения материалов на полосе. При симметричной верстке полоса или подборка разделяется  на две равные части: правая ее половина по расположению заметок, иллюстраций  и особенностям их оформления в точности соответствует левой, представляя  собой как бы зеркальное ее отражение. При отсутствии подобной симметрии  верстку называют асимметричной.

При симметричной или асимметричной  верстке в равной мере допустимо  пользоваться приемами вертикального  или горизонтального расположения материалов, которые могут принимать  простую прямоугольную или сложную  ломаную форму.

Таким образом, для определения  особенностей верстки какой-либо газеты приходится давать развернутую характеристику, учитывающую все основные признаки, о которых шла речь выше. Например, верстальщики «Московского комсомольца» применяют брусковую (по конфигурации материалов), смешанную (вертикальногоризонтальную), асимметричную верстку.

Как определить тип верстки, который максимально отвечает задачам, стоящим перед газетой? В каждом отдельном случае нужно принимать  во внимание конкретные особенности  издания: соответствует ли верстка  типу газеты? Обеспечит ли она ясность  в размещении материалов и вместе с тем даст ли достаточные возможности  для выделения важнейших статей и заметок? Позволит ли добиться разнообразия, живости и динамизма в оформлении? Чтобы ответить на эти и множество  других вопросов, верстальщику приходится взвешивать преимущества и недостатки того или иного вида верстки.

Простая (прямоугольная) верстка  обеспечивает ясность размещения материалов в номере, облегчает их восприятие. Верстальщик получает широкие возможности  выделения важнейших публикаций номера и полосы, изменения формата  колонок, применения различных приемов  технического оформления. Эта верстка  особенно удобна для газет с уплотненным  графиком выпуска. Она позволяет  при необходимости быстро переверстать полосу, заменить одну или несколько  статей.

Но при всей кажущейся  простоте применение этого вида верстки  требует от верстальщиков и дизайнеров достаточно высокого уровня профессионального  мастерства. Неумелое ее использование  может привести к однообразию  оформления газеты.

Есть свои достоинства  и у ломаной верстки. Она позволяет  придавать материалам газеты различную, иногда сложную конфигурацию, предоставляет  большие возможности их выделения. Благодаря этому расширяется  выбор средств, с помощью которых  можно оживить лицо газеты. Приемами ломаной верстки успешно пользуются, когда необходимо более разнообразно оформить номер или какуюлибо из его полос, умело подать в газете материалы, контрастные по содержанию и форме. 

 

Желая использовать достоинства  различных видов верстки и  избежать недостатков, газетные верстальщики часто сочетают их элементы. В одном  и том же номере статьи и заметки  разверстывают на колонки равной или разной высоты, придают материалам прямоугольную или более сложную  форму и т.д. Подобная смешанная  верстка позволяет соединить  простоту и ясность размещения газетных материалов, несложность воплощения замыслов с достаточно широкими возможностями  оформления. Она получила большое  распространение в центральной  и местной прессе.

Кроме того, возможно комбинирование вертикального и горизонтального  размещения материалов в номере. Вертикальная разверстка текстов — один из самых старых приемов размещения материалов в газете. Длительное время все статьи и заметки разверстывались в газетах последовательно в одну колонку за другой. Понятно, что в результате все тексты принимали форму вытянутых по вертикали узких прямоугольников. И в настоящее время статью или заметку чаще всего заверстывают на ограниченное число колонок — одну, две, три. Читатели привыкли к такому традиционному построению газетных текстов, оно удобно и для верстальщиков. Подобное расположение материалов номера позволяет с равным успехом применять как простую, так и ломаную верстку и не затрудняет выделение материалов.

Достоинствами вертикальной верстки объясняется широкое  применение ее вариантов во многих газетах. А в некоторых из них  возродили прием вертикального  размещения материалов в одну колонку — он оказался удобен при разверстке многочисленных мелких информационных заметок и сообщений.

Горизонтальная разверстка также позволяет четко разграничить материалы различных разделов и  рубрик газеты — обычно на каждом «этаже» полосы располагаются статьи и заметки, входящие в какой-либо один раздел. К тому же, полоса получает необычный вид. Но вместе с тем подобная верстка ограничивает возможности верстальщика, вынуждая его отказаться от изменения высоты текстовых колонок. Кроме того, она эффективна лишь при размещении крупных статей, если полоса компонуется всего из трех-четырех больших текстовых «кусков»; мелкие же заметки, оформленные таким образом, выглядят весьма странно.

Практика показала, что  неумеренное применение горизонтальной верстки приводит к однообразию  в оформлении газеты, поэтому многие верстальщики стараются сочетать приемы вертикальной и горизонтальной верстки. Разверстывая большинство текстов  вертикально, отдельные крупные  статьи они размещают по горизонтали — «подвалом», «чердаком» и т.п. — или, располагая статью горизонтально, изменяют высоту нескольких ее колонок.

Применяя симметричную и  асимметричную верстку, надо учитывать  их возможности. Умело сверстанная  симметричная полоса привлекательно выглядит и может украсить номер, поэтому  симметричную верстку сейчас применяют  в основном при оформлении целевых, праздничных номеров, тематических страниц и подборок. Но в большинстве  случаев предпочитают использовать асимметричную верстку, поскольку, в стремлении добиться одинаковой величины симметрично расположенных заметок, приходится подчас сокращать некоторые  из них, удаляя предложения и целые  абзацы, жертвуя содержанием материалов ради избранной формы.

Асимметричная верстка более  динамична, позволяет оформить газету живо и разнообразно, использовать различные средства выделения важнейших  заметок. Но асимметрия не означает беспорядка на газетных полосах — она должна быть продуманной, только при этом условии такая верстка поможет избежать однообразия в оформлении газеты. Разумное сочетание приемов симметричной и асимметричной верстки — наилучший из возможных вариантов компоновки номера. Верстая газету в основном асимметрично, можно при необходимости использовать отдельные элементы симметрии, например расположить на асимметрично сверстанной полосе симметричную подборку или же выделить в номере тематическую страницу с помощью симметричной верстки ее материалов.

Таким образом, верстальщики имеют широкие возможности для  выбора различных видов верстки  газет. В основе этого выбора, как  было сказано, лежат понимание и  оценка ряда объективных и субъективных моментов — типа газеты, опыта и мастерства дизайнеров и верстальщиков, возможностей полиграфической базы и т.д.

 

Тип газеты и верстка 

Выбор типа верстки во многом определяется особенностями читательской аудитории, а также стремлением  найти для газеты индивидуальное лицо, отличное от других периодических  изданий. Для центральных, республиканских, краевых и областных массовых изданий характерно тяготение к  спокойной брусковой верстке.

Приемами этой верстки  все чаще пользуются и в молодежных газетах, однако в них чаще, чем  в других изданиях, применяют и  ломаную верстку. Это связано  с особенностями читательской аудитории  молодежных изданий, с необходимостью более живого и яркого их оформления. Молодежные газеты, как правило, увеличивают  количество текстовых колонок на полосах, что дает дополнительные возможности  для размещения материалов.

Информация о работе Технологический процесс изготовления газет и журналов