Западноевропейская школа политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:47, реферат

Краткое описание

Основные черты и особенности западных школ политической науки, их политические концепции. Политическое учение Макса Вебера. Теории политических элит Г. Моски, В. Парето. Р. Михельса. Теории авторитаризма и тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, 3, Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона.

Оглавление

Введение
История политических и правовых учений в Европе
Британская школа политической науки
Немецкая школа политической науки
Французская школа политической науки
Представители западноевропейской школы политической науки
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

Карл Поппер - влиятельный современный мыслитель, одним из величайших в ХХ столетии защитников открытого общества. В  своем фундаментальном труде "Открытое общество и его враги" (1945) Поппер пытается ответить на главный вопрос - как возможно организовать массы  в сообщества без излишнего ограничения  свободы личности.

По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно  рассматривать как средство защиты свободы, в том числе как средство, которое не срабатывает, если общество, использующее его, еще не приготовлено ценить свободу и толерантность, а только понимает важность этих ценностей. Демократия, то есть воля большинства, может способствовать сохранению и  защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует. К. Поппер рассматривал открытое общество как наилучшую  форму общественной жизни, определяя  его как общество, "освобождающее  критические силы человека". Он противопоставляет  открытому обществу закрытое, или "родоплеменное" с его подчинением магическим силам. Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот. Именно поэтому  мыслитель ратовал за то, чтобы  каждый гражданин сочетал свой долг преданности государству с определенной настороженностью, даже некоторым недоверием к государству и его чиновникам, в его обязанности входит наблюдать  и следить за тем, чтобы государство  не преступало пределов своих законных функций. Ведь институты государства  могущественны, а там, где есть сила, всегда существует опасность злоупотребления  ею - угроза свободе. В конце концов, заключает Поппер, только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государства за счет обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы.

Ральф Дарендорф - представитель немарксистской теории социального конфликта в обществе. Его теория развивается по 5 основным направлениям:

1. Общество конфликтно, а не равновесно 

2. Социальное  равенство не достижимо, теория  классового конфликта изображается  в либеральных оттенках. Внимание  к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям  господства и подчинения.

3. Общество рассматривается  по средствам взаимодействующих  социальных групп, имеющих собственные  цели и интересы.

4. Изучение взаимоотношений  группы и индивида.

5. Конфликты  в обществе по поводу ресурсов, как противоположность норм и  ожиданий.

Дарендорф выделяет участников конфликта: это господствующие над ресурсами с одной стороны и исключенные из этого процесса с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности, которая порождает множество мелких конфликтов, разъединяющих социальные группы, которые в конечном итоге стирают грань основного конфликта и сужают его.

Политическая  школа Франции.

Состояние современной  политической мысли на Западе во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране сравнительно молода, в ходе своего становления и развития она  прошла 2 этапа:

1 Этап - начинается с конца XIX века и завершается Второй мировой войной

2 Этап - Охватывает послевоенный период и продолжается до сих пор.

Наиболее характерной  чертой первого этапа является исследование политических процессов в рамках конституционного права. Причем происходило  это по 3 основным путям:

1 Путь - связан с политизацией конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшем в 1895 году работу "Элементы конституционного права", в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об "игре политических сил" в обществе. Еще дальше по этому пути пошли Дюги, Ориу, которые сформулировали понятие института, ставшее весьма важным компонентом политического анализа.

2 Путь - выражался в социологизации конституционного права - в расширении его традиционных рамок за счет усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в политической науке США. Именно она не только вооружила исследователей социологическими методами анализа, но и придала социологическую направленность всей конституционно-правовой проблематике. Следствием этого явилось доминирование в системе французского политологического знания представителей политической социологии.

3 Путь - заключался в выходе исследователей за рамки конституционного права вообще.

Радикальные изменения  в системе политического знания Франции произошли после Второй мировой войны. В 60-70 гг. появляется серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.) в которых широко обсуждается как предмет политической науки, так и ее проблематика. В эти годы более четко обозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

1) Исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения

2) Изучение социальной  сущности власти: взаимодействие  субъектов и объектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики.

3) Исследовании стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.

4) Развитии в политике прикладных отраслей политического знания, направленных на оптимизацию политических отношений. 
 

      Представители западноевропейской школы политической науки

      Политическое  учение Макса Вебера. Макс Вебер (1864—1920) является крупнейшим немецким социологом, социальным философом, историком. В современной политической науке его авторитет высок главным образом благодаря разработанной им (1) теории политической власти, рассмотревшей вопрос о принципах ее легитимности, (2) теории господства рациональной бюрократии в современном сложноорганизованном обществе, (3) теории «плебисцитарной» демократии, снимающей издержки господства формального права в современных демократиях, чреватого неизбежной бюрократизацией и обезличенностью процессов руководства, (4) наконец, благодаря его анализу современного капитализма как воплощения принципа рациональности1.

      Главной идеей веберовского анализа капиталистического общества, в отличие от анализа, предпринимавшегося К. Марксом или В. Зомбартом (один из основоположников теории «организованного капитализма»), является последовательно проведенная идея рациональности. Для Вебера, последователя теории организационной структуры, капитализм как строй формируется только тогда, когда при помощи организации становится возможным обуздать стремление к легкой наживе, которое присутствует в поведении чиновников-взяточников и кокоток, посетителей игорных домов и нищих, разбойников и крестоносцев. Капитал существовал и в древности, а капитализм — нет. Капиталы, сделанные на военных поставках, ростовщичестве, собранные откупщиками должностей и налогов, благодаря крупным торговым и финансовым махинациям, были и в Китае, и в Индии, и Вавилоне, и в Древней Греции и Древнем Риме, Флоренции — в течение трех тысячелетий древней и средневековой истории. Но капитализм западного типа получил развитие только в условиях западной цивилизации в Новое время. Полноценное капиталистическое общество основано на принципах полезности и рентабельности, которые определяют поведение настоящего буржуа. Вебер писал: «...несомненной фундаментальной особенностью капиталистического частного хозяйства является то, что оно рационализировано на основе строгого расчета, планомерно и трезво направлено на реализацию поставленной перед ним цели; этим оно отличается от хозяйства живущих сегодняшним днем крестьян, от привилегий и рутины старых цеховых мастеров и от «авантюристического капитализма», ориентированного на политическую удачу и иррациональную спекуляцию»2.

      По  М. Веберу, особенность  современного западного  капитализма, существующего на промышленной основе, состоит в том, что это рационально организованное общество: в экономике — рациональное ведение хозяйства, рациональное денежное обращение, позволяющее добиться предельной экономической эффективности; в политике — это общество с рациональным правом и государственным управлением (рациональная бюрократия); с рациональной религией (протестантизмом); с рациональной деятельностью в сфере культуры (наука).

      Теории  политических элит Г. Моски, В. Парето. Р. Михельса. Концепция элит, развивающая тему политической власти, входит составной частью в современную политическую науку. Основоположниками теории являются представители итальянской школы итальянцы В. Парето (1848-1923), Г. Моска (1858-1941) и немец Р. Михельс (1876-1936), переехавший из Германии в Италию. Их взгляды относят к «макиавеллистской» школе, поскольку считается, что впервые элита как правящая группировка в обществе рассматривалась в работах их соотечественника Макиавелли.

      Теории  элит — это теории о разделении людей в любом обществе на элиты и массы. Моска развивал представление о том, что «во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации до наиболее развитых и могущественных) существует два класса людей — класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым...»3. Развивая свою теорию, Моска разработал «закон социальной дихотомии», дал понятие политического класса, определил два типа организации политического управления, качества политического класса и условия доступа к нему, способы закрепления власти политического класса и его обновления, выделил две тенденции развития политического класса и др.

      Независимо  от Моски концепция элит разрабатывалась Вильфредо Парето — основоположником эмпирической социологии и экономистом. Согласно Парето, элита — это лишенный ценностного смысла термин, включающий всех тех, кто занимает самое высокое место на шкале, измеряющей любую социальную ценность: будь то власть, богатство, знание, престиж. Элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Существует два типа элит — «львы» (жесткие, решительные руководители, опирающиеся на силу в управлении) и «лисы» (гибкие руководители, использующие методы переговоров, уступок, убеждения). Развитие общества происходит путем циркуляции или круговорота элит: «История человечества — это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок»4. Парето рассмотрел вопрос о «массовой циркуляции элит» или революции: вытеснении и замене старой элиты контрэлитой с помощью масс. В этом процессе революционной смены элит многих представителей старой элиты (пришедшей в упадок) убивают, сажают в тюрьмы, высылают или же низводят до самого низкого социального уровня. Однако некоторые из них спасаются, предавая свой класс, причем они часто занимают ведущие позиции в революционном движении. Вывод Парето состоит в том, что главным результатом революционных перемен становится появление новой элиты с некоторой примесью старой.

      Р. Михельс является одним из основателей политической социологии. Его перу принадлежит работа под названием «Социология политических партий в условиях демократии». Роберт Михельс открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его «железным законом олигархии». Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах, которые выходят из-под контроля рядовых членов. Даже в партиях рядовые массы, неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от рядовых членов и превращаются в партийную элиту. «Историческая эволюция смеется над всеми профилактическими мерами, которые применяются для предотвращения олигархии. Если принимаются законы для контроля над господством вождей, то от этого слабеют законы, а не вожди»5.

      Теории  авторитаризма и  тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, 3, Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона. Теории авторитаризма как ультраконсервативные течения политической мысли, направленные против демократических идей великой французской революции и социалистического движения, появились еще в XIX в. (Ж. де Местр). В дальнейшем с развитием индустриального общества авторитаризм стал рассматриваться как мощное средство модернизации общества «сверху» силами авторитарной власти, при определенных условиях способный как к демократизации режима, так и к ужесточению политики и переходу к диктатуре.

      Теории  тоталитаризма сложились в 50-е  гг. XX в. путем анализа и обобщения опыта трех политических режимов — фашистской Италии, нацистской Германии и СССР периода сталинизма. Наиболее известный автор теории тоталитаризма — это X. Арендт (1902—1975), немецко-американский политолог, ученица К. Ясперса, М. Хайдеггера, Э. Гуссерля. Ее модель тоталитаризма (по существу, X. Арендт давала характеристику авторитаризму) вырабатывалась на основе анализа буржуазно-авторитарных режимов 20—30-х гг., и прежде всего в нацистской Германии. «Тоталитарный синдром, — отмечала X. Арендт в работе «Начала тоталитаризма», — это присущая европейцам с XVIII века реакция на индивидуализм, побочный эффект западноевропейской системы ценностей. Разработку теории тоталитаризма продолжили К. Фридрих и 3. Бжезинский. В исследовании «Тоталитарная диктатура и автократия» они выделяли 6 признаков этого явления (главные из них — огосударствление политической жизни, тотальный контроль со стороны государства за политикой и идеологией, использование мощного репрессивного аппарата и др.). Позднее предметом изучения стал опыт Китая, восточноевропейских стран в 70-е гг. О тоталитаризме писал и Л. Шапиро в книге « Тоталитаризм».

Информация о работе Западноевропейская школа политической науки