Основным оппонентом
"либерализма" выступает школа политического реализма. Она стала
доминирующим подходом в годы холодной
войны и не потеряла значения и сегодня.
Теоретические истоки этого подхода восходят
к идеям Н. Макиавелли и Т. Гоббса, которые
рассматривали политику как преобладание
силы. Но задолго до них смысл подобного
понимания взаимоотношений между народами
выразил древнегреческий историк Фукидид
в известной формуле "сильные делают
то, что им позволяет их мощь, а слабые
принимают то, что они должны принимать".
Школа сформировалась во второй
половине 40-х годов XX века в США
и соответствовала реалиям периода
«холодной войны». Сторонники этой
школы считали, что не следует
идеализировать политическую действительность,
в политике надо исходить из реального положения дел. А реальность такова,
что каковы бы ни были цели международной
политики, стремление к власти всегда
в них присутствует в качестве основного
мотива. Г. Моргентау полагал, что международная
политика - это всегда борьба за власть.
Реалисты выступают сторонниками «силовой»
концепции политики. Моргентау считал,
что «силовое» начало политики вытекает
из внутренне присущего человеку стремления
доминировать, господствовать. Это начало
определяет и поведение государств.
В качестве главных акторов международной
политики реалисты рассматривают национальные
государства и мировая арена - это поле
их острого противоборства. Основной движущей
силой деятельности государства на международной
арене является национальный интерес.
Сотрудничество различных стран - это
результат сходства национальных интересов,
противостояние - следствие их различия.
Национальный интерес - одна
из ключевых категорий в теории реализма.
На защиту национального интереса должна
быть сориентирована внешняя политика
государства. Концепция «национального интереса», определяемого
в терминах власти (силы), была разработана
Г. Моргентау. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение
в деятельности лидеров коренных потребностей
национального государства, которые выражаются
в обеспечении национальной безопасности
и создании условий для сохранения и развития
общества. Все нации мира на международной
арене стремятся к удовлетворению первоочередной
потребности - потребности физического
выживания, к защите своей физической,
политической и культурной идентичности
перед лицом внешнего вторжения.
Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно
важных интересов личности, общества и
государства от внутренних и внешних угроз,
способность государства сохранять свой
суверенитет и территориальную целостность
и выступать субъектом международного
права. В современных условиях национальная
безопасность является неотъемлемой часть
всеобщей безопасности. Любое государство,
осуществляя собственный национальный
интерес, должно уважать и учитывать интересы
других государств. Всеобщую безопасность
невозможно обеспечить за счет ущемления
интересов каких-либо государств, ее можно
достичь лишь на принципах партнерства
и сотрудничества.
Реалисты исходят из того,
что при защите собственных интересов государства обязаны идти
на соглашения, достигаемые путем взаимных
уступок, на компромиссы, не затрагивающие
жизненно важные интересы, сдерживать
свое стремление к власти (доминированию)
в мировой политике. Государства участвуют
в международных отношениях посредством
дипломатии.
Наряду с понятием национального
интереса ключевую роль в теории политического
реализма играет понятие баланса сил, которое характеризует ситуацию равновесия
между государствами как условие сохранения
мира и стабильности. Это теоретическое
положение основано на трактовке Гоббсом
международных отношений как враждебной
среды, в которой государства постоянно
подвержены угрозе нападения и вынуждены
поддерживать соизмеримый с соперниками
силовой потенциал. С помощью внешней
политики одни государства стремятся
добиться власти над другими, расширить
и укрепить свое доминирующее положение,
обеспечить себе превосходство. Ограничить
властное устремление одного субъекта
международной политики можно лишь с помощью
силового противодействия ее другого
субъекта. Международный баланс сил рассматривается
реалистами как самое эффективное средство
сохранения мира. Нарушение силового равновесия
влечет за собой войны, поэтому достижение
и поддержка баланса сил - важная цель
международной политики.
Политический реализм
не противопоставляет политику морали,
учитывает значимость политического
действия с моральной точки зрения.
Однако оставляет ей мало места в
своей концепции, т. к. исходит из
того, что политические действия укоренены
в неизменной и несовершенной природе человека. Поэтому
неизбежны противоречия между нормами
морали и требованиями политического
действия. Ни одно государство не обладает
монопольным правом на добродетель, на
установление того, что хорошо, а что плохо
с моральной точки зрения. Реалисты осуждали
стремление отождествлять моральные устремления
отдельного государства с универсальными
моральными законами. В этом вопросе они
следовали установке Макиавелли на автономность
политической сферы, где господствует
политический интерес.
Концепция Г. Моргентау и других
реалистов подвергалась критике
за упрощенность, одномерность в объяснении
сложной системы международных
отношений (почти все объясняется
борьбой за власть, достижением баланса
сил или его нарушением). Не учитывалось
реалистами влияние на международную
политику экономических,межправительственных
и иных структур, интеграционных тенденций,
международного сотрудничества.
- Основными положениями политического реализма являются следующие:
- идея анархичной и конфликтной природы международных отношений. Коллизии и
войны - естественное состояние мировой
политики. Причина мировой нестабильности
кроется в отсутствии верховного арбитра.
Если в политических отношениях каждой
страны присутствует иерархичность, субординация,
правовая регламентация, то в международной
среде отсутствует какая-либо правящая
структура, способная поддерживать порядок.
Поэтому каждое государство, защищая свои
интересы, может рассчитывать только на
себя и использовать любые средства;
- главными и единственно значимыми субъектами международных отношений
являются государства, которые в своей
политике руководствуются собственным
национальным интересом. Интересы одного
государства находятся в противоречии
с интересами других, т.к. каждая сторона
заинтересована в обладании ресурсами,
которые всегда являются дефицитными;
- государство стремится обеспечить собственную безопасность (выживание) и может даже стремиться к доминированию. Согласно взглядам одного из родоначальников этого направления Г. Моргентау, сущностью мировой
политики является борьба государств
за доминирование: стремление его сохранить,
упрочить или продемонстрировать;
- возможности доминирования зависят от мощи государства, показателем которой является его способность влиять на поведение других государств3. Каждое государство
стремится извлечь максимум выгод и преимуществ
из своего положения;
- единственная реалистическая возможность обеспечения мира заключается в нахождении баланса сил, т.е. достижения равновесия между государствами.
Только угроза применения силы, а более
всего - взаимного уничтожения, позволяет
сохранить стабильность в мире. Сторонники
политического реализма скептически относятся
к возможности регулирования международных
отношений с помощью норм права и моральных
ценностей, хотя и не отрицают необходимости
гармонизации этих отношений;
- достижение баланса сил предполагает деятельность государств на национальном уровне (наращивание военной и экономической мощи) и международном уровне (создание коалиции союзников,
ослабление противников).
Сторонники этого подхода видят
гарантии сохранения стабильности в
поддержании многополярного баланса
сил, в то время как биполярный
или однополярный мир таит в себе
опасность угрозы миру. При этом
однополярность (доминирование одной
сверхдержавы) рассматривается как самая
нестабильная система, поскольку заставляет
другие государства предпринимать меры
по восстановлению баланса сил4.
К концу 1970-х гг. сформировался неореализм (другое название -структурный реализм) как направление в политическом реализме.
Его основателем считается Кеннет Уолте
- американский политолог. Неореализм
при сохранении ключевых постулатов реализма
(о балансе сил, ведущей роли национального
интереса) учитывает влияние на политику
экономических акторов. Борьба не только
за власть, но и за экономические ресурсы
движет политику. Уолте сравнивал международные
отношения с рынком, где государства в
конкурентной борьбе стремятся улучшить
свои экономические и иные позиции, усилить
свое могущество. Неореализм вводит в
анализ мировой политики положение о системе
(структуре) международных отношений как
факторе влияния на государство, создающем
ограничения или, наоборот, благоприятные
условия для его внешнеполитического
поведения.
Основные положения
неореализма:
- Неореализм начинается с посылки, согласно которой теория международных отношений и теория мировой политики — это не одно и то же. Согласно неореализму, международные отношения — это межгосударственные отношения, амировая
политика — взаимодействие негосударственных акторов.
- Международные отношения рассматриваются как целостная система, функционирующая в соответствии с определёнными законами. Только системный анализ может раскрыть природу международных отношений.
- Неореализм переносит центр объяснения международного поведения на уровень международной
системы, структурные свойства которой не зависят от усилий малых и средних государств, а являются результатом взаимодействия между великими державами. Отношения между великими державами и другими государствами не являются однозначно анархическими, так как зависят в основном от воли великих держав. Кроме того, Уолтц выделил три основных принципа структуры международных отношений («структурная триада»). Во-первых, государства прежде всего руководствуются мотивом выживания. Во-вторых, участниками международных отношений остаются только государства, так как другие акторы не догнали и не перегнали ведущие державы по наличию полномочий и властных возможностей. В-третьих, государства неоднородны, и отличаются возможностями и потенциалом[11].
- Неореализм стремится найти и вычленить экономические отношения от политических.
- Неореализм отличает стремление к методологической строгости.
- Главные акторы — государства и их союзы. Их основные цели — защита национальных интересов, безопасность государства и сохранение статус-кво в международных отношениях. Основные средства достижения этих целей — сила и союзы.
- Движущая сила международных отношений — в жёстком, сдерживающем воздействии структурных ограничений международной системы[12].
Сходства неореализма
и политического реализма:
- Как реалисты, так и неореалисты считают, что, так как природа международных отношений не меняется на протяжении тысячелетий, то нет оснований полагать, что они приобретут какой-то иной характер в будущем.
- Обе теории считают, что все попытки изменения международной системы, основанные на либерально-идеалистических основаниях, заранее обречены на провал[12].