Западноевропейская школа политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:47, реферат

Краткое описание

Основные черты и особенности западных школ политической науки, их политические концепции. Политическое учение Макса Вебера. Теории политических элит Г. Моски, В. Парето. Р. Михельса. Теории авторитаризма и тоталитаризма X. Арендт, К. Фридриха, 3, Бжезинского, Л. Шапиро, Р. Арона.

Оглавление

Введение
История политических и правовых учений в Европе
Британская школа политической науки
Немецкая школа политической науки
Французская школа политической науки
Представители западноевропейской школы политической науки
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 59.29 Кб (Скачать)

      Теории  политических режимов посвящена  работа выдающегося французского социолога  Реймона Арона (1905—1983) «Демократия и тоталитаризм». Р. Арон является одним из авторов концепции «деидеологизации», теории единого индустриального общества имеет работы в области истории политической социологии6.

      Общая теория конфликтов К. Боулдинга, А. Раппопорта, Д. Эп-тера- После Второй мировой войны в англосаксонской общественной науке началось активное исследование конфликтов, прежде всего в области психологии. Почти параллельно такие исследования начали проводиться в социологии, экономической науке и в области политической науки. Вскоре сложилась модернистско-сциентистская общая теория конфликтов. Задачей К. Боулдинга, одного из создателей общей теории, была разработка модели, пригодной для каждого отдельного случая7.

      Известный английский социолог Антони Гидденс рассмотрел вопрос о связи противоречий и конфликтов. Согласно Гидденсу, противоречия — это объективно существующие различия в системе отношений. Но противоречия не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликт необходимо осознание этих противоречий, соответствующая мотивация поведения. Боулдинг понимал соотношение противоречия и конфликта так же, как и А. Гидденс. По Боулдингу, конфликт — это осознанное и созревшее противоречие и столкновение интересов. В соответствии с уровнем организации сторон, конфликты рассматривались на уровне индивидуума, группы и организации. Типология конфликтов, предложенная общей теорией (конфликты между индивидуумами, между изолированными в пространстве группами, между пересекающимися группами, между гомогенными организациями, между гетерогенными организациями и др.) была формальна и не многим помогала содержательному исследованию. Этим же качеством отличалась теория конфликтов Раппопорта, получившая название «социальной физики». Тем не менее теория Раппопорта позволила систематизировать многообразные конфликты и свести их к трем типам: «война», «игра» и «спор». Эти типы конфликтов отличаются разной степенью напряженности, разными средствами и возможностями в плане регулирования. Д. Эптер добавил к этой классификации еще и «повод» конфликта. Согласно добавлению Эптера, конфликты типа «война» возникают по поводу ценностей, типа «игра» — по поводу интересов, типа «спор» — по поводу предпочтений. «Эптер считал, что главный вопрос теории конфликтов состоит в том, как трансформировать ценностный конфликт в конфликт интересов, т.е. в конкуренцию или даже в кооперацию. Решение этого теоретического вопроса очень важно для практики. Эптер развивал солидаристскую, интегративную теорию конфликтов, считал, что в американской политической систр с ее двумя крупными политическими партиями, декларирующими одни те же ценности, нет почвы для конфликтов типа «война», в самом худщр случае возможны конфликты второго типа — «игра», предполагающи конкуренцию, а в некоторых вопросах и кооперацию. Он противопоставля американские функционалистские и интегративные теории урегулирован» конфликтов европейским теориям поляризации конфликтов.

      Европейская  школа в изучении конфликтов: М. Дюверже, Д. Дойч Р. Дарендорф, И. Галтунг. В отличие от сциентистской теории конфликтов американской школы политического анализа, европейский подход к конфликтам опирался на длительную традицию, был очень широко представлен и отличался содержательностью и конкретностью.

      Р. Дарендорф (род. в 1929)—немецкий социолог и политический деятель, создатель теории социального конфликта. Согласно Дарендорфу, наличие господства и подчинения в современном обществе ведет к конфликтам. Дарендорф считал, что конфликты в обществе представляют собой вполне нормальное, закономерное явление и критиковал теорию структурного функционализма Т. Парсонса, представителя Гарвардской школы политического анализа, за функционалистские и интегративные теории, согласно которым конфликт — это социальная аномалия, своего рода болезнь, которую надо преодолеть. Еще в 1959 г. Дарендорф сформулировал, в чем состоят основные расхождения американского подхода и, в частности, структурного функционализма, и европейского подхода, где конфликт со времен Маркса и Зиммеля трактовался как мотивационная основа политической жизни. Согласно последнему подходу, любое общество демонстрирует признаки несогласия и конфликтов, насилие одной части по отношению к другой.

      М.Дюверже (род. в 1917) — французский социолог, политолог, создатель юридической социологии, профессор политической социологии в Сорбонне, руководил Центром сравнительного анализа политических систем при президенте Французской Республики. В работах «Политические партии», «Социология политики: элементы политической науки», «Янус. Два лика Запада» и др. он сформулировал концепцию двуличия власти, которая выводилась из теории механической и органической солидарности. Власть изначально двулична, так как политика представляет собой борьбу между индивидами и группами за власть, в которой победители пользуются привилегиями в ущерб побежденным и одновременно обращают все ресурсы государства на построение социального порядка, выгодного им. Исходя из такого понимания власти, М. Дюверже, как и Д. Дойч, стремилис к объединению функционального, интегративного подхода к конфликта и противоположной ему теории, к переходу от противопоставления и «конфликта» к признанию их взаимозависимости. Дюверже и Д. Дойч заявили, что взаимозависимые понятия конфликта и интеграции являются фундаментальными понятиями любой теории политики. Следует добавить, что с аналогичными предложениями выступил и известный американский политолог функционалистского направления Сейв   Липсет (род. в 1922), президент американской ассоциации политических наук. В статье «Политическая социология», переведенной на русский язык, Липсет указывал, что нерешенным остается вопрос о равновесии между конфликтом и согласием. Сторонники государства (политической науки), проводят исследования государственных институтов и настаивают на согласии, а сторонники общества (социологии) исследующие социальные конфликты, — на расколе. Дело, однако, по Липсету, состоит в том, что согласие и раскол существуют одновременно8.

      И. Галтунг (род. в 1930) — норвежский социолог, основатель и первый директор Международного института исследований проблем мира — работает в области социологии конфликта, развития стран «третьего мира», международных отношений и футурологии (наиболее известные работы Галтунга «Эссе по методологии», «Эссе в области международных исследований», «Третий мир», «Альтернатива есть! Четыре дороги к миру и безопасности»). Галтунг предложил различать проблемные ситуации и конфликты. Проблемные ситуации — это технические задачи, требующие для своего решения мастерства, а конфликты — это политические задачи, и для их решения нужна сила.

  Заключение

 

      Политическая  мысль XX в. характеризуется большим диапазоном направлений, научных школ и политических позиций, которые в значительной степени по-новому решают старые вопросы о том, что такое политика, власть, демократия, государство и т.д. Рассмотренные через категории «роли», «взаимодействия», «политического поведения» и др. вопросы государства и права предстают не как особые метафизические сущности, отчужденные от человека, развивающиеся по своим особым законам, а как условие и одновременно результат человеческих усилий, воли, интересов. В таком подходе есть большой гуманистический смысл. Пока человек будет активно выражать свою волю и действовать разумно, он будет в состоянии изменять к лучшему свое политическое бытие. Большая часть политических мыслителей XX в. являются не только представителями научного подхода, но и занимают ту или иную общественную позицию.

      В этом отношении современная политическая наука остается лишь особым подходом в истории развития политических идей.

      Вся история развития политической мысли  являет собой поиск  рациональных ответов  на вызовы времени. Ее изучение помогает современному человеку избегать догматизма и крайностей в оценке мира политики. Если явления общественной и политической жизни сложны, то и попытка их осмысления должна быть разносторонней, а оценка не черно-белой. Как говорил Ортега-и-Гассет, мир политики не терпит упрощения. Нет ничего абсурднее, чем надеяться, что в спектре цветов нам удастся точно указать, где кончается оранжевый и начинается желтый, ведь для чистых цветов существенно то, что они сливаются друг с другом в нежнейших полутонах, а не заканчиваются здесь или там. История политической и правовой мысли свидетельствует о попытке человека увидеть мир во всей его сложности.

 

  Использованная  литература

 
  1. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М. 1991.
  2. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. М., 1993.
  3. Арон Р. Этапы Развития социологической мысли / Пер. с фр. М., 1993.
  4. Ачкасов Политология. – М., 1999.
  5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – М., 1999.
  6. Гаджиев К.С. Политология. –М., 2001.
  7. Ильин В.В. Политология. – М., 2000.
  8. Липсет С. Политическая социология // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
  9. Макеев А.В. Политология. – М., 2000.
  10. Мерриам Ч. Новые аспекты политики // Антология мировой политической мысли. Т. 2.
  11. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии // Антология мировой политической мысли. Т. 2.
  12. Моргентау Г. Международная политика // Антология мировой политической мысли. Т. 2.
  13. Моска Г. Правящий класс // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., !997. Т. 2.
  14. Панарин А.С. Политология. – М., 2000.

Информация о работе Западноевропейская школа политической науки