Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:44, реферат
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада. В свое время Ф.Энгельс назвал главных деятелей эпохи Возрождения титанами по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености. Таким титаном можно считать и Монтескье, родившегося за сто лет до начала французской буржуазной революции и много сделавшего для ее идейной подготовки.
Главный труд его жизни – это три книги: «Персидские мысли», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и «О духе законов». Монтескье также обладал огромной эрудицией в вопросах философии и социологии, всеобщей истории и юриспруденции. В своих работах, таких как «О тяжести», «О морском приливе и отливе», «Об относительном движении» и др. Шарль Монтескье не делает открытий в области физики, механики или математики. Но при этом он с очевидностью демонстрирует основательное знание естественнонаучных проблем своего времени, а главное, решительное несогласие с трактовками природы как совокупности человеческих учений или как продукта божественной воли. Для французского просветителя материя – реальность, существующая вне и независимо от сознания, ей свойственны внутренние закономерности, постигаемые человеком при помощи чувства и разума.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1. Жизненный путь Ш. Монтескье……………………………………………………….4
2. Учение о государстве…………………………………………………………………...7
3. Концепция разделения властей………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………………………..20
Для Монтескье разделение властей в государстве – это признак умеренного правления, для функционирования которого надо:
Теория разделения властей и
концепция свободы, разработанные
Монтескье, составляют фундамент одного
из направлений современной
Исторические судьбы теории разделения
властей Монтескье во Франции, оценка
и трактовка последней различны
в зависимости от соотношения
политических сил в обществе и
тех социальных позиций, которые
занимали и занимают ее интерпретаторы.
Официальная идеология
Критика теории разделения властей.
В конце XIX — начале XX вв. дискуссия о разделении властей приняла острый характер в связи с тенденцией к укреплению исполнительной власти. Во Франции она была представлена концепциями двух крупнейших юристов — Л. Дюги и А. Эсмена. Первый выступил с развернутой критикой теории разделения властей, объявив, что она противоречит более общему принципу — национального и государственного суверенитета. Существование различных представительных органов власти возможно только как их тесное взаимодействие в рамках единой государственной воли. Отсюда вывод: « ...То, что неточно называется разделением властей, есть на деле разнообразие участия различных органов в общей деятельности государства».
Данная модификация учения означала
фактическое отрицание самого принципа
сдержек и противовесов, подменяла
его принципом функциональной дифференциации
властей. В своем учебнике конституционного
права Дюги формулирует эту идею
еще более определенно: «Все наше
публичное право восстает против
полной изоляции органов власти и
противопоставления их друг другу, оно,
напротив, выступает за такое функциональное
подразделение, которое будет способствовать
усилению их взаимодействия и интеграции
в рамках единой государственной
системы, воплощающей принцип
Данному направлению французской (и европейской) политической мысли противостоит другое, ориентированное на теорию разделения властей в той классической форме, которую она получила у Монтескье. Наиболее четко данный тезис сформулирован А.Эсменом в известном труде — «Элементы французского и сравнительного конституционного права». Принципы теории разделения властей отстаиваются там в полемике с ее основными критиками Дюги и Вильсоном, в результате чего дается оригинальная интерпретация известных положений Монтескье, связанная с некоторой их ревизией применительно к новой эпохе. Считая необходимым для всякого свободного государства следовать принципам разделения властей, Эсмен вынужден признать, что реализация этого принципа сопряжена с большими сложностями. Трудно последовательно провести принцип разделения властей в смысле их равенства, полной независимости и сохранения баланса между ними. Он склонен понимать разделение властей не столько как результат, сколько как постоянный процесс их взаимодействия, вследствие чего в каждый момент достигается определенный уровень стабильности. Достижение этого уровня возможно лишь при определенной степени координации действия трех властей, что на практике неизбежно ведет к преобладанию одной из них — законодательной. Именно она призвана выполнять регулирующие функции по отношению к двум другим властям, в ее руках сосредоточены основные механизмы этого регулирования — принятие (путем голосования) решений по законодательным вопросам, и прежде всего утверждение бюджета, являющегося основой функционирования всей государственной машины, возможность ограничения в законодательном порядке всех других властей и их функций. Эсмен таким образом поддержал теорию разделения властей, поставив на место ее статической модели динамическую, на место равновесия властей — неустойчивый компромисс между ними, результат которого — усиление законодательной власти. Очевидно, однако, что данная концепция могла быть использована и для обоснования приоритета исполнительной власти.7
Заключение
На основании вышеизложенного
можно сделать следующие
1. Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада. Главный труд его жизни – это три книги: «Персидские мысли», «Размышления о причинах величия и падения римлян» и «О духе законов».
2. К теории общественного
Факторы, влияющие на форму правления государства.
3. «В каждом государстве, - пишет Монтескье, - есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского».
Судебную власть следует поручить не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному законом случаю привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости.
Законодательную власть должно осуществлять двухпалатное собрание: «Таким образом, законодательная власть была бы поручена и собранию знатных, и собранию представителей народа, каждое из которых имело бы свои отдельные от другого совещания, свои отдельные интересы и цели».
Исполнительная власть, по мнению Монтескье, должна быть в руках монарха и иметь право отмены принятых законов, но не должна иметь права законодательной инициативы.
Теория разделения властей и
концепция свободы, разработанные
Монтескье, составляют фундамент одного
из направлений современной
Официальная идеология абсолютной монархии Франции того времени подвергла критике основные положения теории разделения властей Монтескье, а его трактат «О духе законов» был запрещен и некоторое время находился в числе произведений, вошедших в «Индекс запрещенных книг».
Список использованной литературы
1 Баскин М.П. Монтескье. М., 1975, С.17.
2 Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988, С. 66
3 Самсонова Т.Н. Обоснование равенства идеологии просвещения XVIII в. // Вестник Московского университета, 2003, №3. С. 175
4 Марченко М.Н. История политических и правовых учений. М., 2005, С.146
5 Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988, С. 81
6 Сулейманов Б.Б. Ш.Л. Монтескье о судебной власти // История государства и права. 2005, №8. С.27.
7 Медушевский
А.Н. Идея разделения властей: история
и современность // Социологический журнал.
1994, №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://krotov.info/lib_sec/13_
Информация о работе Теория разделения властей Ш.Л. Монтескье