Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является радикальное исследование основ и роли теории разделения властей. Для того чтобы раскрыть цель полностью, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с ее задачами:
1) Рассмотреть истоки и становление правовой теории разделения властей.
2) Проанализировать суть ветвей государственной власти.
3) Изучить применение принципа разделения властей на практике в РФ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОКИ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5
2 СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1 Законодательная власть и ее органы
2.2 Исполнительная власть и ее органы
2.3 Судебная власть и ее органы 10
3 ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
|
5 |
2.1 Законодательная власть и ее органы 2.2 Исполнительная власть и ее органы 2.3 Судебная власть и ее органы |
10
|
|
31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
36 |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ |
38 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Данная исследовательская работа посвящена обзору теории разделения властей, ее составным частям и применению на практике. Принцип разделения властей в истории государства и права является достаточно актуальным на современном этапе, особенно для Российского государства. К настоящему моменту, в сравнении с советским временем, когда данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства, мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Так же, данная тема затрагивает самые насущные интересы и потребности каждого гражданина нашей страны в частности и всего общества в целом.
Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение главных принципов, делающих такую демократию возможной на практике. Исходя из этого, объектом данной работы являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации теории разделения властей на практике.
Центральной и одной из важнейших политических категорий, неразрывно связанных с политикой, выступает власть. Проблема власти - центральная в истории политической мысли и современной политической теории. Предметом исследования является построение государственной власти на основе принципа разделения властей и процедура взаимодействия ветвей власти.
Целью курсовой работы является радикальное исследование основ и роли теории разделения властей. Для того чтобы раскрыть цель полностью, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с ее задачами:
Проблема разделения властей в государственном аппарате была изучена многими историками и правоведами. К примеру, античными мыслителями, такими как: Платон, Аристотель, Гесиод, Гераклит. Отдельные взгляды на разделения властей, как наилучший способ организации государственной власти, концептуально оформились в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Дж. Мэдисона, И.Канта, Г.Ф. Гегеля. Так же эта теория разрабатывалась выдающимися российскими государственными деятелями:М.М. Сперанским, Н.М Карамзиным.
Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, историко-сравнительный, сравнительно правовой.
1 ИСТОКИ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и сложилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность.
Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она сейчас воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трех сот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.1
Теория возникает и начинает «материализовываться» на стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных; предпринимаются попытки ограждения общества и государства от возможных узурпаций всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.
Именно в такой период, в конце XVII в., в период «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается основа теории разделения властей.
При рассмотрении процесса формирования теории в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание мировоззренческой обстановки, в которой стало возможным появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание самой концепции, оформление ее отдельных частей и гармоническое соединение их в едино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории в жизнь.2
По мнению ученых, длительность фаз по времени не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. До второй половины XVIIв.. Вторая, основная, фаза – со второй половины XVII до середины XVIIIв.. И третья, завершающая, фаза охватывает период с середины XVII в. и до конца первой половины XIXв..3
Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создававших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой институт как государство – носитель публичной (политической) власти, способен защищать права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиваться «главной и великой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политические сообщества. Однако выполнение задачи со стороны государства требует четкого разделения его на публично-правовых полномочий, на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.
Проблема осуществления прав и свобод и принцип разделения властей тесно взаимосвязаны. Утверждение института прав и свобод, их гарантированность - это своеобразный внешний механизм ограничения власти. Но столь же необходим и аналогичный внутренний механизм. Он бы препятствовал чрезмерной концентрации власти чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или ограниченной узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Ответом на эту потребность в механизме, который бы препятствовал узурпации власти, стали концепция и конституционный принцип разделения властей. Поиск наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления пронизывают всю историю политической мысли.
«Абсолютная деспотическая
власть или управление без
установленных постоянных
Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым условием сохранения общества и порядка и был сторонником монархии. Но эта последняя должна была ограничиться лишь осуществлением исполнительной власти. В условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная власть именно она, по Локку, и образует «первую ветвь власти».
В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров).
Рассматривая истоки теории разделения властей, ее становление и развитие, в научной и юридической литературе совершенно справедливо, что учение Монтескье обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями.4 Это проявлялось в том, что Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей.5 Свобода доказывал просветитель, устанавливается только законами. Во-вторых, он более определенно высказался за включение в состав властей судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разделения властей в первую очередь законодательной и исполнительной власти дополнялась принципом независимости судей. Рассмотренная им триада в виде законодательной исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.
Теория разделения властей имеет не только научное, но и практическое значение. Идеи разделения властей была широко представлена в фундаментальных актах, имевших для своего времени юридическое значение, как Декларация прав человека и гражданина (1789), где указывалось на важность для установления конституционного порядка разделение властей.
В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М. Сперанский. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1809) он написал в связи с попыткой использования этой теории для преобразования самодержавия и стремления поставить ее в рамки закона, что «нельзя основать правление на закон и исполнить его». Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни действовали в процессе составления закона, а другие – при их исполнении.6
Он предлагал два различных устройства самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.
Первый вариант такого устройства состоял в том, чтобы облечь самодержавное правление всеми внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство. Главные черты такого устройства состоят в том, чтобы установить сословие, которое бы представляло силу законодательства, но на самом деле, которая была бы под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной; силу исполнительную, чтобы она состояла в ответственности, но по разуму была бы совершенно независимой; власти суду, чтобы была видимость свободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти самодержавной.7
Суть второго варианта сводится к тому, чтобы не только внешними формами покрыть самодержавие, но и ограничить его внутреннюю и внешнюю форму существенными установлениями. Нужно учредить державную власть законом не только на словах, но и на деле. Тогда законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народа; сословие судебное должно быть так образовано, чтобы в жизни оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежало правительству; власть исполнительная должна быть вся исключительно верна правительству. Сперанский делал окончательный вывод в пользу второго как более совершенного и более действенного варианта. Он говорил, что если первая из сравниваемых между собой потенциальных систем имеет только вид закона, то другая есть самое существо его.
Так, у доктрины разделения властей оказалась непростая судьба. Она прошла длинный путь от зарождения, до ее принятия в обществе. Многие философы в разное время, в разных государствах пытались воплотить ее в жизнь. А потом она получила широкое признание и поддержку со стороны самых прогрессивных сил, стала одним из главных постулатов демократической конституционно-правовой теории. Наконец, она нашла свое прямое отражение и закрепление в основных законах передовых государств, а сегодня стала ведущим конституционным принципом практически всех государств мира.
2 СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1 Законодательная власть и ее органы
Во всех странах демократии существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями.