Теория разделения властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является радикальное исследование основ и роли теории разделения властей. Для того чтобы раскрыть цель полностью, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с ее задачами:
1) Рассмотреть истоки и становление правовой теории разделения властей.
2) Проанализировать суть ветвей государственной власти.
3) Изучить применение принципа разделения властей на практике в РФ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОКИ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5
2 СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1 Законодательная власть и ее органы
2.2 Исполнительная власть и ее органы
2.3 Судебная власть и ее органы 10
3 ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ИСТОКИ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

5

  1. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

2.1 Законодательная власть и ее органы

2.2 Исполнительная власть и ее органы

2.3 Судебная власть и ее органы

10

 

  1. ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Данная исследовательская работа посвящена обзору теории разделения властей, ее составным частям и применению на практике. Принцип разделения властей в истории государства и права является достаточно актуальным на современном этапе, особенно для Российского государства. К настоящему моменту, в  сравнении с советским временем, когда данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства, мы уже можем говорить об определённых результатах в изучении данного вопроса, как в теоретическом, так и в практическом плане. Так же, данная тема затрагивает самые насущные интересы и потребности каждого гражданина нашей страны в частности и всего общества в целом.

Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение главных принципов, делающих такую демократию возможной на практике. Исходя из этого, объектом данной работы являются правовые отношения, возникающие в процессе реализации теории разделения властей на практике.

Центральной  и  одной из важнейших политических  категорий,  неразрывно связанных  с  политикой, выступает власть. Проблема власти  -  центральная в истории политической  мысли и современной политической теории. Предметом исследования является построение государственной власти на основе принципа разделения властей и процедура взаимодействия ветвей власти.

Целью курсовой работы является радикальное исследование основ и роли теории разделения властей. Для того чтобы раскрыть цель полностью, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с ее задачами:

  1. Рассмотреть истоки и становление правовой теории разделения властей.
  2. Проанализировать суть ветвей государственной власти.
  3. Изучить применение принципа разделения властей на практике в РФ

Проблема разделения властей в государственном аппарате была изучена многими историками и правоведами. К примеру, античными мыслителями, такими как: Платон, Аристотель, Гесиод, Гераклит. Отдельные взгляды на разделения властей, как наилучший способ организации государственной власти, концептуально оформились в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Дж. Мэдисона, И.Канта, Г.Ф. Гегеля. Так же эта теория разрабатывалась выдающимися российскими государственными деятелями:М.М. Сперанским, Н.М Карамзиным.

Методологическую основу курсовой работы составили общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, историко-сравнительный, сравнительно правовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИСТОКИ  ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

 

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах  формирования государства и сложилось в специализацию власти разных лиц и  институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:  концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность  разделить власть, труд и ответственность.

Теория разделения властей, именуемая нередко принципом разделения властей, в том виде, как она сейчас воспринимается ныне применительно к государственному режиму, появилась более трех сот лет назад. Основателями ее считаются английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины материализма Джон Локк и французский просветитель, философ и правовед Шарль Луи Монтескье.1

Теория возникает и начинает «материализовываться» на стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных; предпринимаются попытки ограждения общества и государства от возможных узурпаций всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Именно в такой период, в конце XVII в., в период «славной революции» в Англии, и в середине XVIII в., в период нарастания революционных настроений во Франции, усилиями Дж. Локка и Ш. Монтескье разрабатываются основные положения, закладывается фундамент и создается основа теории разделения властей.

При рассмотрении процесса формирования теории в научной литературе обычно выделяют три фазы. Во-первых, это создание мировоззренческой обстановки, в которой стало возможным появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов. Во-вторых, это создание самой концепции, оформление ее отдельных частей и гармоническое соединение их в едино. И в-третьих, это внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по претворению основных положений теории в жизнь.2

По мнению ученых, длительность фаз по времени не одинакова. Первая фаза охватывает период с XVI в. До второй половины XVIIв.. Вторая, основная, фаза – со второй половины XVII до середины XVIIIв.. И третья, завершающая, фаза охватывает период с середины XVII в. и до конца первой половины XIXв..3

Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создававших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними, Дж. Локк считал, что только такой институт как государство – носитель публичной (политической) власти, способен защищать права и свободы граждан, гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиваться «главной и великой цели» - сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политические сообщества. Однако выполнение задачи со стороны государства требует четкого разделения его на публично-правовых полномочий, на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных «сдерживающих» друг друга от чрезмерных властных притязаний государственных органов.

Проблема осуществления прав и свобод и принцип разделения властей тесно взаимосвязаны. Утверждение института прав и свобод, их гарантированность - это своеобразный внешний механизм ограничения власти. Но столь же необходим и аналогичный внутренний механизм. Он бы препятствовал чрезмерной концентрации власти чреватой ее полным сосредоточением в руках одного лица или ограниченной узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека. Ответом на эту потребность в механизме, который бы препятствовал узурпации власти, стали концепция и конституционный принцип разделения властей. Поиск наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления пронизывают всю историю политической мысли.

 «Абсолютная деспотическая  власть или управление без  установленных постоянных законов  не могут ни в коей мере  соответствовать целям общества  и правительства»,- констатирует  Дж.Локк. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены.

Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым условием сохранения общества и порядка и был сторонником монархии. Но эта последняя должна была ограничиться лишь осуществлением исполнительной власти. В условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная власть именно она, по Локку, и образует «первую ветвь власти».

В соответствии с этим видением вопроса полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их  (исполнительная власть) – на монарха и правительство (кабинет министров).

Рассматривая истоки теории разделения властей, ее становление и развитие, в научной и юридической литературе совершенно справедливо, что учение Монтескье обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями.4 Это проявлялось в том, что Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей.5 Свобода доказывал просветитель, устанавливается только законами. Во-вторых, он более определенно высказался за включение в состав властей судебных органов. Система государственного управления, построенная на основе принципа разделения властей в первую очередь законодательной и исполнительной власти дополнялась принципом независимости судей. Рассмотренная им триада в виде законодательной исполнительной и судебной властей со временем стала классической формулой теории конституционализма.

Теория разделения властей имеет не только научное, но и практическое значение. Идеи разделения властей была широко представлена в фундаментальных актах, имевших для своего времени юридическое значение, как Декларация прав человека и гражданина (1789), где указывалось на важность для установления конституционного порядка разделение властей.

В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М.    Сперанский. В своем «Введении к уложению государственных законов» (1809) он написал в связи с попыткой использования этой теории для преобразования самодержавия и стремления поставить ее в рамки закона, что «нельзя основать правление на закон и исполнить его». Необходимо ее разделение. Необходимо, чтобы одни действовали в процессе составления закона, а другие – при их исполнении.6

Он предлагал два различных устройства самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей.

 Первый вариант такого  устройства состоял в том, чтобы  облечь самодержавное правление всеми внешними формами закона, оставив в существе его ту же силу и то же пространство. Главные черты такого устройства состоят в том, чтобы установить сословие, которое бы представляло силу законодательства, но на самом деле, которая была бы под влиянием и в совершенной зависимости от власти самодержавной; силу исполнительную, чтобы она состояла в ответственности, но по разуму была бы совершенно независимой; власти суду, чтобы была видимость свободы, но связать ее на самом деле такими учреждениями, чтобы она в существе своем всегда состояла во власти самодержавной.7

Суть второго варианта сводится к тому, чтобы не только внешними формами покрыть самодержавие, но и ограничить его внутреннюю и внешнюю форму существенными  установлениями. Нужно учредить державную власть законом не только на словах, но и на деле. Тогда законодательное сословие должно быть так устроено, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народа; сословие судебное должно быть так образовано, чтобы в жизни оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежало правительству; власть исполнительная должна быть вся исключительно верна правительству. Сперанский делал окончательный вывод в пользу второго как более совершенного и более действенного варианта. Он говорил, что если первая из сравниваемых между собой потенциальных систем имеет только вид закона, то другая есть самое существо его.

Так, у доктрины разделения властей оказалась непростая судьба. Она прошла длинный путь от зарождения, до ее принятия в обществе. Многие философы в разное время, в разных государствах пытались воплотить ее в жизнь. А потом она получила широкое признание и поддержку со стороны самых прогрессивных сил, стала одним из главных постулатов демократической конституционно-правовой теории. Наконец, она нашла свое прямое отражение и закрепление в основных законах передовых государств, а сегодня стала ведущим конституционным принципом практически всех государств мира.

2 СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

2.1 Законодательная власть и ее органы

 

Во всех странах демократии существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями.

Информация о работе Теория разделения властей в РФ