Теория разделения властей в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является радикальное исследование основ и роли теории разделения властей. Для того чтобы раскрыть цель полностью, необходимо структурировать материал по теме в соответствии с ее задачами:
1) Рассмотреть истоки и становление правовой теории разделения властей.
2) Проанализировать суть ветвей государственной власти.
3) Изучить применение принципа разделения властей на практике в РФ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОКИ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 5
2 СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
2.1 Законодательная власть и ее органы
2.2 Исполнительная власть и ее органы
2.3 Судебная власть и ее органы 10
3 ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 78.88 Кб (Скачать)

При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента: а) применение к нему термина «парламент» означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание — законодательный орган Российской Федерации. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.

Конституция Российской Федерации  выделяет и третью самостоятельную ветвь власти — Судебную. Судебная власть и органы её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 35Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды.

Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статьи 125 Конституции Российской Федерации, п.2 «Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ».              Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;  в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Существует три основные ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Однако сама государственная власть едина, ее основой, в Российской Федерации, является народ. В пределах своих полномочий по осуществлений функций  эти государственные органы самостоятельны и независимы, но при этом они не могут не взаимодействовать. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая не превышала пределы отведенных ей полномочий. Такая система сдержек и противовесов применяется в некоторой мере во многих демократических государствах.

Какими бы не были различны модификации механизма действия теории разделения властей в основе лежит одна и та же сущность.

Законодательная власть играет главенствующую роль, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, важные направления внутренней и внешней политике страны, а, значит, определяет в итоге правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти.  Ведущее положение законодательных органов в системе правового регулирования обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека. Она не носит абсолютный характер, а находится под контролем народа и специальных конституционных органов.

Исполнительная власть осуществляет непосредственно реализацию правовых норм, принятых законодателем. Она не имеет права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые. Сдерживание исполнительной власти достигается путем ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин имеет право обжаловать любые незаконные действия со стороны исполнительных органов в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства и общественной жизни от любых нарушений.  В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от влияний законодательной или исполнительной власти. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, со стороны законодательной и исполнительной власти, этим обеспечивая реальное разделение властей.

Таким образом, разделение единой государственной власти на три относительно самостоятельные отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не зависимого от права. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе власти и выполняет присущие ей только ей задачи и функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. 2013. -32 c.
  2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г № 1-ФКЗ «О мудебной системе РФ»
  3. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра, 2002. -512 c.
  4. Братановский С.Н. Теория государства и права. Учебное пособие. 2012. - 248 c.
  5. Василик М.А., Вершинин М.С. Словарь-справочник. М.: Гардарики. 2001. - 238 c.
  6. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А.Теория государства и права: Учебное пособие..М.: РАП.  2011. - 226 c.
  7. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. Учебник для вузов. М.: ЮРИСТЪ. 2000. - 306 c.
  8. Ершова В.В. Судебная власть и правосудие в РФ: курс лекций. М.: РАП. 2011. – 905 c.
  9. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Учебник. М.: ЮРИСТЪ. 1996. - 472 c.
  10. Лейст О.Э.  История политических и правовых учений. М. 1997. -576 с.
  11. М.Н. Марченко. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебник. М: издательство: «Зерцало-М» 2011. -520 с.
  12. План государственного преобразования графа М. М Сперанского. Типо-литогр. 1905. -359 с.
  13. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М.: НОРМА. 2002. -728 c.
  14. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. М.: ВЕК. 1995.-448 c.
  15. Сырых. В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: ЗАО Юстицинформ.  2012. -704 c.
  16. Терехов В.И. Становление и развитие концепции разделения властей. Разделение властей: история и современность. Отв. Ред. М.Н.Марченко. 1996. -243 с.
  17. Чашин А.Н.  Теория государства и права : учебник. М.: «Дело и сервис». 2008. -688 c.
  18. Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература. 2002. -368 c.
  19. Чиркин В.Е.  Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: ЮРИСТЪ. 1997. -568 c.
  20. Российская газета – издание правительства РФ (www.rg.ru)

 

 

 

 

1 Часть. Теория государства: учебник. Марченко М.Н.. 2011. - С.261.

2 Терехов В.И. становление и развитие концепции разделения властей. Разделение властей: история и современность. 1996. - С.8.

3 Часть 1. Теория государства: учебник. Под редакцией Марченко М.Н.. 2011. - С. 263.

4 История политических и правовых учений. Лейст О.Э.. М. 1997. - С.233.

5 Теория государства и права: учебник для вузов. Сырых. В.М. 2012. - С.49.

6 План государственного преобразования графа ММ Сперанского. 1905. - С.22.

7 Часть 1. Теория государства: учебник. Под редакцией М.Н. Марченко. 2011. - С.269.

8 Конституция Российской Федерации. 2013. - С.5.

9 Теория государства и права: учебник для вузов. Сырых. В.М. 2012. - С.50.

10 Теория государства и права: Учебное пособие. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А.. 2011. - С.57.

11 Теория государства и права: учебник. Чашин А.Н. 2008. - С.71.

12 Регламентарная власть- право исполнительной власти (правительства) принимать регламенты,     регулирующие общественные отношения, которые составляют предмет общественного регулирования. Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь. 2002. - С.368.

13 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Страшун Б.А. 1995. - С. 95.

14 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Страшун Б.А. 1995. - С. 96.

15 Конституционное право. Учебник для вузов. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. 2000. - С.257.

16 Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Чиркин В.Е. 1997. - С.250.

17 Теория государства и права. Учебное пособие. Братановский С.Н. 2012. - С.55.

18 Теория государства и права: учебник. Чашин А.Н.2008. - С.71.

19  Курс общего административного права. Старилов Ю.Н. 2002. - С.444.

20 Общая теория права и государства. Учебник. Лазарев В.В. 1996. - С.334.

21 Теория государства и права. Братановский С.Н. 2012. - С.57.

22 Принцип контрасигнатуры - скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет подписавший его министр. ( Словарь-справочник. Василик М.А., Вершинин М.С.2001.)

23 Общая теория права и государства. Учебник. Лазарев В.В. 1996. - С.320.

24 Теория государства и права. Братановский С.Н. 2012. - С.57.

25 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Страшун Б.А.. 1995. - С.278.

26 Теория государства и права. Братановский С.Н. 2012. - С.58.

 

27 Теория государства и права. Братановский С.Н. 2012. - С.58.

28 Российская газета – издание правительства РФ.

29 Теория государства и права. Братановский С.Н. 2012. -  С.59.

30 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ»

31 Теория государства и права. Сырых. В.М.  2012. -  С.67.

32  Судебная власть и правосудие в РФ. Ершова В.В. 2011. С.-375.

33 Конституция Российской Федерации. 2013. - С.3.

34 Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. – М., Инфра, 2002. – С. 344 – 345.

35 Конституция Российской Федерации. 2013. - С.27.


Информация о работе Теория разделения властей в РФ