Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:03, реферат
Проблема взаимоотношений политических лидеров, бюрократии, народных масс представляет не только теоретический, но и практический интерес, особенно в условиях кризисов или ломки политических институтов и большей индивидуализации политики. Эти проблемы приобретают особую актуальность в настоящее время для нашей политической системы, так как стоит задача ее радикальной, перестройки с целью создания правового государства. Решение этой задачи, в частности, требует серьезного осмысления достижений мировой социально философской и политологической мысли по данным вопросам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социально-гуманитарных наук
Реферат по Политологии
на тему:
"Теория демократии Макса Вебера и современный
политический процесс"
Санкт-Петербург, 2010 г.
Проблема взаимоотношений политических лидеров, бюрократии, народных масс представляет не только теоретический, но и практический интерес, особенно в условиях кризисов или ломки политических институтов и большей индивидуализации политики. Эти проблемы приобретают особую актуальность в настоящее время для нашей политической системы, так как стоит задача ее радикальной, перестройки с целью создания правового государства. Решение этой задачи, в частности, требует серьезного осмысления достижений мировой социально философской и политологической мысли по данным вопросам. Этим обусловлен интерес к веберовской теории, которая находится и сейчас в центре внимания политологической мысли, так как с ее помощью вскрываются некоторые сущностные связи между основными действующими субъектами политического процесса.
Интерес западных политологов
к работам Вебера обусловлен рядом
обстоятельств. За последние три
десятилетия западные страны вступили
в полосу глубокой экономической
трансформации.
Сложившиеся к началу 60х годов основные
концепции в политической теории, объясняющие
как принципы организации, так и порядок
функционирования западных обществ, оказались
непригодными для понимания сложившихся
новых реальностей. Наиболее известные
на
Западе теории демократии плюралистическая,
элитарная и партиси- параторная оказались
не в состоянии объяснить взаимосвязь
ряда явлений в жизни западных обществ.
Во-первых, в ХХ веке усиливается бюрократизация всех сторон общественной жизни. Вебер одним из первых обратил внимание на возможность конфликта между бюрократией и демократией. Он отметил парадокс демократизации: вовлечение масс в социально-политическую жизнь создает большие организации, институции анализирует их, а затем эти организации становятся деструктивными для демократического политического функционирования. Большие бюрократизированные институты вступают в обществе в конкурентные отношения, итогом которых оказываются компромисс и монополия на принятие всех важнейших решений. Как отмечают теоретики современного корпоратизма на Западе, бюрократическая централизация бизнеса, государства и профсоюзов создала современное корпоративное государство, причем элиты этих трех корпораций самостоятельно принимают решения, имеющие жизненно важное значение для миллионов людей. Таким образом, эта тенденция в раз витии политической системы западных стран приходит в явное про- тиворечие с принципом демократии. Следует заметить, что бюрок ратизация и корпоратизм, вынесение процесса принятия важнейших решений изпод контроля общественной политики в какой-то степе ни соответствуют теориям демократического элитизма. Однако как теория демократического элитизма, так и плюралистические теории могут объяснить функционирование политической системы лишь при стабильном состоянии экономической и социальной жизни, когда элиты принимают решения, массы не вмешиваются в политический процесс или пассивно поддерживают соответствующие элиты. Неизбежен кризис этих теорий в условиях, когда общество вступает в полосу длительного кризисного развития, когда бюрократический способ принятия решений оказывается невозможным и начинаются массовые движения протеста против существующей системы.
Активное вовлечение массовых движений протеста в политическую жизнь, выдвижение харизматических лидеров на авансцену политической жизни на Западе, усиление авторитарных тенденций, даже угроза появления фашизма, о чем пишут некоторые левые политологи, делают необходимым поиск теоретических концепций, объясняющих взаимоотношения между политическими лидерами и массами, массами и политическими институтами.
В концепции М.Вебера демократия
выступает как способ и средство,
а не цель в себе. Это способ избрания
лидеров, это средство как для
придания их правлению законности,
так и для привлечения
Выводы Вебера основаны на проведенном им анализе принципов организации и деятельности бюрократий и "железного закона олигархии", действующего в рамках любой организации.
В противовес англосаксонской
политической традиции Вебер предлагает
теорию плебисцитарной демократии, с
помощью которой, по его мнению, можно
было бы избежать тирании бюрократов.
В рамках этой теории народу и отдельным
индивидам отводится роль пассивного
участника политического
Главной фигурой в веберовской теории выступает харизматический лидер, избранный прямым голосованием народом, перед которым он несет ответственность. Подобный лидер стоит над бюрократической администрацией, избираемой, в свою очередь, формально легальным образом. Степень легитимности харизматического лидера определяется масштабами его успехов. Так как, по Веберу, роль масс в политическом процессе ограничивается лишь участием в избрании харизматического лидера, им, по существу, отказывается в праве осуществлять контроль над бюрократией снизу. Эти функции граждане делегируют харизматическому лидеру, который осуществляет контроль за деятельностью бюрократии сверху; одна из главных его задач борьба с бюрократией, необходимая для пре одоления олигархического принципа правления.
Разрабатывая "идеальный тип" бюрократии, Вебер предполагал, что бюрократия выступит в роли беспристрастного технического исполнителя в расчлененном на составные элементы процессе управления. Он считал, что идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия. По мнению Вебера, "идеальный тип" бюрократии по своей эффективности выглядит в сравнении с другими формами организации управления так же, как машина в сравнении с немеханическими видами производства.
Однако анализ функционирования
бюрократии привел Вебера к выводу
о том, что система правил и
инструкций и иерархическая структура
в организации бюрократии таят в
себе очень опасные семена ее перерождения.
Они могут стать тормозом эффективного
функционирования любой бюрократической
организации. Приученные к определенному
способу приложения своих знаний,
к известной рутине и шаблону,
бюрократы оказываются
Стремясь решить задачу предохранения общественных институтов от бюрократического окостенения, Вебер в последние годы своей жизни особенно много внимания уделял проблеме лидера в рамках организации и вопросам, связанным с выявлением взаимоотношений лидера, бюрократии и масс.
Плебисцитарная теория бюрократии Вебера это, по существу, попытка найти некую идеальную модель организации политической системы с необходимыми элементами, обеспечивающими ее динамизм.
По мнению Вебера, харизматический лидер, стоящий вне классов, статусов и демагогической политики, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи сильно интегрированным в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления бюрократии и "социалистического коллективизма".Основное значение плебисцита для Вебера сводится к тому, чтобы в результате прямого участия всего народа в голосовании создать харизматический авторитет.
Как отмечает видный западногерманский политолог В.Моммзен,"Вебер верил в то, что, только обращаясь прямо к массам, вместо того, чтобы получать советы от административной демократии, великий политический лидер может проводить дальновидную и смелую политику". Условие успешности деятельности такого лидера слепое повиновение ему со стороны народа. По мнению Вебера, подобный лидер, с независимой от парламента базой власти, смог бы преодолеть раздробленность классовых интересов, представленных в парламенте, и быть объединяющим началом нации. Парламенту отводится в этой теории функция воспитания плебисцитарных лидеров.
Необходимость плебисцитарного лидера, по Веберу, обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, он хотел добиться для политического лидера верховенства над бюрократией, а одновременно вывести его из-под власти экономических интересов и отдельных групп давления. Во-вторых, условия начала ХХ века и послевоенный период в Европе, и особенно в Германии, при острой социально-классовой поляризации, вызывали у Вебера опасения, что любая политическая система в Германии, перенятая у англичан или французов, рухнет под натиском бескомпромиссного давления разных интересов. Поэтому в его теории плебисцитарный лидер с независимой от парламента базой избирателей должен был символизировать единство нации. Вебер, пытаясь отделить сферу политики от сферы экономики, предлагал искать решение экономических конфликтов парламентарным путем. Он стремился добиться весьма утопической, в условиях господства частной собственности, цели: сохранить экономическую сферу вне контроля государства, одновременно выведя принятие политических решений из-под контроля и доминирования экономики.
Вебер считал, что для роли плебисцитарных лидеров наиболее подходят представители экономически достаточно обеспеченного слоя, что определяет независимость суждений и дистанцированность от групп интересов, непосредственно вовлеченных в процесс производства. Они также должны быть достаточно подготовленными для того, чтобы стать профессиональными политиками. Одновременно эти качества, по мнению Вебера, могли дать подобному лидеру более широкое видение национальных интересов и позволили бы подняться над узкоклассовыми и социальными интересами.
Какими бы благородными мотивами
ни руководствовался Вебер, отдавая
всю полноту политической власти
элитам профессиональных политиков, имеющих
независимую экономическую и
избирательную основу, развитие политических
систем наглядно демонстрирует не возможность
отделения политической сферы от
экономической и
Хотя разобщенность и
индивидуализм, характерные для
англо саксонских обществ, создавали
сложности для политического
функционирования социальных систем,
а бюрократия по-прежнему усиливала
свои позиции, тем не менее существовавшая
там демократическая система, опиравшаяся
на исторические традиции и обычаи политической
культуры, избежала появления харизматического
лидера, который разрушил бы демократические
институты и ценности.
Но совершенно иная ситуация сложилась
в 30х годах в Германии, где теория плебисцитарной
демократии потерпела полный крах. Харизматический
лидер, избранный народом, вместо того
чтобы бороться с бюрократизмом и разобщенностью
и защитить отдельного индивида от "социалистической
коллективности", использовал слепое
подчинение и веру в фюрера оболваненных
геббельсовской пропагандой миллионов
людей для уничтожения всякой законности,
общепринятых норм морали и низведения
последователей до уровня слепых орудий
его преступной воли, низменных страстей
и вожделений. Вместе с тем отсутствие
в Германии демократических традиций
и обычаев, могущих сдержать харизматического
лидера, привело к кровавой диктатуре.
Критики веберовской теории плебисцитарной демократии отмечают среди ее слабостей тот важный момент, что Веберу не удалось четко различить харизматическое руководство и харизматическое доминирование. При западной демократии возможен лидер с харизматическими качествами и не является неизбежным перерождение этого лидера в цезаристского. Однако, как справедливо отмечает Моммзен, демократия не может принять веберовский принцип легитимизации этой харизмы, дающий возможность для появления тирана. Считая, что власть лидера легитимизируется его персональной харизмой, а демократические институты являются просто орудием в его руках, Вебер тем самым снимает любую возможность контроля над харизматической личностью. Такой подход приближает к принятию принципов фюрерства и фашистского лидерства. Чтобы совместить принцип харизматического руководства с сохранением демократии и воспрепятствовать тем самым перерождению харизматического лидера в лидера цезаристского типа, следует воздвигнуть на его пути институциональные преграды. Цезаристский авторитет требует полного контроля над органами насилия и средства ми массовой информации. Следовательно, там, где харизматический лидер этого не имеет, он не может стать тираном.
Вебер не мог предположить
возможность "харизматического прорыва"
с катастрофическими
Не случайно поэтому почти
все исследователи теории демократии
Вебера отмечают, что плебисцитарная демократия
возможна в странах, имеющих институционализированные
политические учреждения, которые в состоянии
заблокировать харизматический прорыв
к
"цезаризму", в обществах, где правит
закон, а не воля.
Как было показано выше, имеются существенные изъяны веберовской теории, ее слабости и противоречия, которые на практике могут привести, и уже привели, к далеко не однозначным результатам. Однако в этой теории Веберу удалось выявить сущностные связи между различными элементами политической системы, которые имеют универсальный характер и с той или иной модификацией мо гут проявиться в политической практике как капиталистических и развивающихся, так и социалистических стран.
Информация о работе Теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс