Тип политического процесса в современной Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:09, доклад

Краткое описание

Какой тип политического процесса, на ваш взгляд, революционный (предполагающий радикальную смену политических норм, институтов и проявляющихся в повышенной конфликтности), эволюционный (связанный с постепенным изменением стандартов политического поведения и институтов) или смешанный существует в современной Беларуси?

Файлы: 1 файл

ESSE.docx

— 23.38 Кб (Скачать)

 

Какой тип политического  процесса, на ваш взгляд, революционный (предполагающий радикальную смену политических норм, институтов и проявляющихся в повышенной конфликтности), эволюционный (связанный с постепенным изменением стандартов политического поведения и институтов) или смешанный существует в современной Беларуси?

 

       Чтобы ответить на этот вопрос, для начала стоит ознакомиться с определением политического процесса, его задачами и функциями, а так же подробнее рассмотреть типы политического процесса, их характерные черты и признаки, выделить таковые в политическом процессе современной Беларуси.

 

       Политический процесс - это совокупная и последовательная деятельность социальных общностей, общественно-политических организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле политический процесс – это целенаправленная и связанная деятельность социальных и институциональных субъектов политики на протяжении определенного промежутка времени по осуществлению политических решений ( Рой О.М., Киселева А.М. «Исследование социально-экономических и политических процессов» - изд. Питер, 2007).

     Политический процесс является реальным взаимодействием субъектов политики, сложившимся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

       Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или краткосрочность временных периодов данных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д.

       По характеру преобразования власти политические процессы типологизируются на революционные и эволюционные.

        Эволюционный тип политического процесса – это последовательный процесс развития,  который характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; разведением функций и ролей различных политических субъектов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, взаимоконтролирующих друг друга и обладающих свободой действий в рамках обретенных ими статусов; легитимностью власти, наличием единых социокультурных ценностей и ориентиров управляющих и управляемых; консенсусом и обязательным наличием конструктивной оппозиции; сочетанием управления с самоуправлением и самоорганизацией политической жизни.

        Революционный тип - радикальные преобразования за сравнительно короткое время, которые часто имеют обвальный характер. Революционный тип политического процесса развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней. Для него характерно относительно быстрое качественное изменение власти, полный пересмотр Конституции государства; использование как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима; электоральные предпочтения уступают место стихийным произвольным формам массовых политических движений; на всех уровнях власти - дефицит времени для принятия управленческих решений; падение роли консультативных и экспертных органов, возрастание ответственности политических лидеров; нарастание конфликтности традиционной и новой элит.

 
        В реальной жизни так же существует и смешанный тип политического процесса, включающий в себя признаки как эволюционного, так и революционного процессов.

        Различают также несколько режимов существования политического процесса: функционирование, развитие и упадок.

        В режиме функционирования политическая система воспроизводит укоренившиеся, повторяющиеся отношения между обществом и государством. Традиции преобладают над новациями. Изменения в социальной структуре практически не происходят.

        Режим упадка представляет собой распад политической целостности. Власть утрачивает контроль над ситуацией. Центробежные тенденции преобладают над интеграцией.

        В условиях режима развития общественно-политическое пространство приобретает новое качественное состояние. Адекватно обновляемому содержанию жизни формируются и новые структуры государственного управления.

       Республика Беларусь находится в режиме развития, начиная с референдума 1996 года.

        Для определения существующего типа политического процесса в Республике Беларусь, мы рассмотрим основные направления социальной политики нашей страны, а так же задачи и цели экономической политики государства.

       Основными ориентирами государственной социальной политики являются: 

-Семья

       В Беларуси сложилась достаточно развитая система социальных гарантий семьям с детьми – одна из лучших на постсоветском пространстве.

        В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия и др.

 

-Образование

        Это важнейший приоритет государственной политики. Выбор стратегии развития средней и высшей школы позволил определить параметры реформирования всех уровней образования и на этой основе разработать «Основные направления развития национальной системы образования».

 

- Здоровье

         Заботой государства было и остается здоровье граждан. Главным приоритетом остается профилактическое направление. Большое внимание уделяется и вопросам создания таких условий труда, которые обеспечивали бы сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

 

- Жилищно-строительный комплекс

        В Беларуси по сравнению с другими странами СНГ в экономике страны жилищно-строительный комплекс занимает немалое место. В отличие от большинства государств СНГ в Беларуси не допущен развал строительной отрасли, стране удалось усилить строительный комплекс. Такой результат стал возможен благодаря мерам государственной поддержки этой сферы, кредитованию жилищного строительства, внедрению новых строительных технологий.

 

        Одними из важнейшх задач социально-экономической политики Беларуси в последние годы являются повышение уровня доходов населения, преодоление увеличения износа активности основных фондов, улучшение финансового положения субъектов хозяйствования, развитие малого и среднего предпринимательства на основе расширения его государственной поддержки, создания условий для привлечения частного капитала, упрощения условий регистрации и формирования конкурентной среды, развитие транспортных и коммуникационных услуг и соответствующей инфраструктуры и т.д.

         Стоит так же обратить внимание, что в соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. То есть власть осуществляется по воле и во благо народа, с учётом потребностей различных масс и социальных слоёв. Строительство гражданского общества, ведение политики властями, во многом зависят от грамотного сочетания частных и общественных интересов.

       Легитимность власти позволяет искать компромиссы между различными слоями общества и государством, тем самым избегая многочисленных недовольств, накала  обстановки в стране, ведущей к необходимости глобальных преобразований, переворота существующего строя, то есть возникновения революционной ситуации.

        Таким образом мы можем сделать вывод, что для Беларуси характерен эволюционный тип политического процесса.  К такому заключению мы пришли в силу легитимности власти в Республике Беларусь, национального согласия власти с народом, постоянного нахождения баланса интересов социальных групп, а так же опираясь на основные направления социальной и политики нашего государства. Ситуация в стране относительно спокойна, и для общества не существует  необходимости каких-либо глобальных, радикальных реформ, соответственно не существует так же и  угрозы революции, а выступления оппозиции проходят согласованно с властями и не носят деструктивный характер. Преобразования, разрешение проблем и противоречий, возникающих в следствии общенационального кризиса, происходит постепенно, без насильственного вмешательства, а так же путем нахождения компромисса интересов различных социальных групп. Конституция Республики Беларусь не пересматривалась в корне, лишь вносились немногочисленные поправки, что так же является характерным признаком для эволюционного типа. Механизмы и ориентиры ведения политики в Республике Беларусь устойчивы, развитие всех сфер жизнедеятельности общества носит преемственный, поступательный характер.

         Все вышеперечисленные признаки исключают возможность существования революционного типа и так же позволяют нам говорить о том, что в современной Республике Беларусь существует именно эволюционный тип политического процесса, в отличие от Советского Союза, где тип политического процесса имел смешанный характер в силу существования ряда признаков как эволюционного, так и революционного типов.


Информация о работе Тип политического процесса в современной Беларуси