Теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:03, реферат

Краткое описание

Проблема взаимоотношений политических лидеров, бюрократии, народных масс представляет не только теоретический, но и практический интерес, особенно в условиях кризисов или ломки политических институтов и большей индивидуализации политики. Эти проблемы приобретают особую актуальность в настоящее время для нашей политической системы, так как стоит задача ее радикальной, перестройки с целью создания правового государства. Решение этой задачи, в частности, требует серьезного осмысления достижений мировой социально философской и политологической мысли по данным вопросам.

Файлы: 1 файл

Политология реф.docx

— 31.67 Кб (Скачать)

Необходимость для политической системы лидера с харизматическими качествами появляется в двух случаях. В развитых капиталистических странах тогда, когда эти страны вступают в полосу длительного кризисного развития, затрагивающего все сферы жизнедеятельности. Бюрократия, призванная "рационально рутинизировать" процесс принятия решений, оказывается не в состоянии адекватно реагировать на изменяющиеся условия и принимать новые решения. Это требует выхода за пределы каждодневной рутины, что должно иметь под собой "харизматическую основу". По мнению Вебера, в подобных случаях ни естественные лидеры традиционных обществ, ни бюрократия в современных обществах не в состоянии найти необходимые решения при экономических, политических, этнических и религиозных кризисных ситуациях. Нестабильность власти харизматического лидера обусловлена тем, что она не основана ни на законах, ни на традиции, а только лишь на той миссии, которая на него возложена. Он опирается на собственную силу и личностные качества, которые должен постоянно доказывать.

Харизматические лидеры появляются еще и в регионах развивающегося мира, когда во многих обществах  происходит слом традиционных институтов и ценностей и начинается стадия быстрого индустриального развития. Отсутствие стабильных социальных институтов и консерватизм масс в сочетании  с нерасчлененностью политического  и религиозного сознания делают возможным  появление харизматических лидеров  наподобие Хомейни, Перона и др.

Вебер не принимал американскую политическую систему в качестве модели для Германии, поскольку ряд  элементов этой системы в ту пору не вписывался в его модель демократии.

Как нам представляется, сегодня американская система организации  и функционирования политической власти больше всего со ответствует требованиям плебисцитарной демократии.

В американской политической системе должность президента обладает харизмой независимо от личности президента. Многие американские политологи отмечают, что народ смотрит на президентскую власть с надеждой на твердое руководство. В личности президента американский народ видит свое символическое единство, обретенное в процессе избрания его на должность. Формально, будучи избранником всего народа, он тем самым как бы примиряет все партийные, социальные, классовые и групповые интересы. 
Наиболее популярными бывают те президенты, которым удается в большей степени упростить вопросы и представить государство как инструмент защиты интересов простого человека. Американцам особенно импонируют такие качества национального политического лидера, в роли которого выступает президент, как твердость, компетентность и решительность в проведении политической линии. 
Особенно возрастает роль президента как символа единства нации в кризисное время, когда нация ждет от него решительных действий. Отношения между массами в США и президентом идеально со ответствуют отношениям между плебисцитарным харизматическим лидером и массами в веберовской теории. Во-первых, порядок избрания президента США соответствует порядку избрания плебицитарно-харизматического лидера, народ возлагает большие надежды на него лично в деле достижения благополучия и процветания. Народ ждет успехов от президента, и власть и возможность дальнейшей деятельности президента зависят от того, насколько эффективно ему удастся справиться с теми или иными острыми проблемами внутренней и внешней политики. Опросы политических социологов подтверждают определенную независимость и важную роль института президента, особенно президента, снискавшего славу харизматического лидера.

Согласно плебисцитарной теории демократии народ не только склонен превозносить успехи президента и беспрекословно поддерживать его  политику, но этот же народ в случае неудач возлагает на президента всю  вину, независимо от того, смог ли он справиться с теми или иными проблемами, стоящими перед нацией, или нет. Американские политологи Т.Дай и Л.Зиглер вывели следующую закономерность в отношениях между президентом и народом. Быстрое падение или рост популярности президента за короткий промежуток времени подтверждает ту мысль, что "президент занимает свой пост при широкой поддержке народа, эта поддержка имеет тенденцию со временем ослабевать и может вновь усилиться при драматическом событии или кризисе".

Как уже отмечалось выше, президентская власть имеет огромное символическое значение. Президент  становится воплощением власти, законности, устойчивости всей американской политической системы.

Два важных обстоятельства за последние десятилетия значительно  усилили роль лидера и облегчили  ему прямой доступ к массам, одновременно в значительной степени ограничив  влияние партийных бюрократий.

Первое - это беспрецендентное усиление роли средств массовых коммуникаций в политическом процессе, что дает возможность ли деру без посредника (партии) обращаться к массам и с максимальной эффективностью использовать свои "демагогические" качества. 
Второе - ослабление роли больших партий вследствие их попыток вы разить интересы народа в целом, эклектичности идеологических установок ведущих партий, пытающихся таким путем привлечь максимальное количество избирателей. Это приводит к падению значения партийных программ и к дестабилизации избирательной базы различных партий. В результате сокращается количество людей, постоянно идентифицирующих себя с той или иной партией. В США особенно учащаются ситуации, когда избиратели осуществляют вы бор не между различными партиями или их программами, а скорее между кандидатами, имеющими определенные характеристики лидерства. При этом каждый из кандидатов может пользоваться харизматическими и демагогическими способностями. Как отмечал Вебер в статье "Политика как профессия", появление таких плебисцитарных лидеров6 или, как он называет, "диктаторов на поле боя выборов",определенный шаг в сторону "плебисцитарной демократии".

Плебисцитарная теория демократии, предложенная Вебером, была призвана противодействовать политической фрагментации общества, корпоративным, особенно бюрократическим, тенденциям, защитить единство интересов  нации. Очевидно, что не только в  политической теории, но и в политической практике возникает проблема пределов роста политического могущества харизматического лидера. Необходимо также учитывать, что недовольство масс и их стихийные выступления  против установившихся порядков или  институтов могут быть использованы харизматическим лидером для  решительного разрыва с существующими  институтами и ценностями, для  установления авторитарных или тоталитарных режимов и для сужения прав и свобод народных масс.

Для эффективной борьбы с  бюрократией любая политическая система нуждается в харизматическом  лидере. Только союз широких масс народа с подобным лидером дает возможность  эффективно контролировать и сдерживать всевластие бюрократии. Гарантией того, что харизматический лидер не превратиться в лидера цезаристского  толка при отсутствии институциональных  преград на этом пути, могут стать  его действия по созданию правового  государства. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

Давыдов Ю.Н. "Веберовский ренессанс" и проблема "исследовательской программы" М.Вебера. М.,1986.

Мигранян А.М. Кризис теорий демократии на Западе."Вопросы философии",1986,N9.

Дай Т.,Зиглер Л. Демократия для элиты. М.,1984.


Информация о работе Теория демократии Макса Вебера и современный политический процесс