Технологии манипуляции сознанием в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является:
— раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;
— ознакомиться с основными технологиями манипуляции сознанием;
— показать эффективность такого рода нелегитимных выборных приемов, как «грязные технологии»;

Оглавление

Введение 3
1 Манипуляции массовым сознанием
1.1 Массовые коммуникации 4-5
1.2 Феномен «манипуляция» 5-6
2 Технологии политического манипулирования 6-11
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 38.45 Кб (Скачать)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра политологии

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Политология

На тему: Технологии манипуляции сознанием в политике

 

 

 

 

Студентка                                                                                      Кадацкая А.В.

ФЭУТ, 2-й курс, ДГХ-1 

 

Руководитель, ассистент                                                             Иванов А.А.

 

 

 

 

 

Минск 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                              3

1 Манипуляции массовым  сознанием

1.1 Массовые коммуникации                                                                           4-5

1.2 Феномен «манипуляция»                                                                           5-6

2 Технологии политического  манипулирования                                          6-11

Заключение                                                                                                        12

Список литературы                                                                                           13

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Мы живем в такое время, когда  меняются политические системы, развиваются  демократические традиции и институты, совершенствуется избирательные технологии, но, с другой стороны, — множатся и методы манипуляции сознанием  человека, всё больше становится разнообразных  технологий манипулирования. Это и  навязчивая реклама, и беспринципные  формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа и  жестокие приемы подавления личности в сектах, тайных обществах и экстремистских политических группировках. В данной работе нас интересуют технологии манипулирования  сознанием масс, практикуемых в ходе избирательной кампании. Какими средствами пользуются нынешние политики, чтобы  прийти к победе на выборах? Можно  ли с помощью «грязных технологий»  и многочисленных пиар-акций завоевать доверие электората? Учитываются ли в диалоге с избирателем местные особенности выборной кампании, способны ли современные технологи своевременно адаптироваться в конкретной ситуации с учётом норм законодательства?

Основной целью данной работы является:

— раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием  и поведением;

— ознакомиться с основными технологиями манипуляции сознанием;

— показать эффективность такого рода нелегитимных выборных приемов, как  «грязные технологии»;

В соответствии с обозначенными  целями в работе поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность понятий «манипуляция», «политическая манипуляция»;

— показать, как проявляется  на деле феномен манипуляции массами  в политике;

— рассмотреть различные способы  и методы манипулятивного воздействия на массовое сознание и поведение людей в период избирательной кампании;

— сделать выводы с точки зрения норм законодательства и общественно-политической морали.

 

1 Манипуляция массовым сознанием

 

Возможности управления массами путём  воздействия на массовые политические настроения в нынешнем мире очень  широки и, в ходе многочисленных демократических  выборов, достаточно отработаны. Одним из важнейших инструментов управления сознанием являются массовые коммуникации.

 

1.1 Массовые коммуникации

 

Манипулятивные технологии как средства воздействия на сознание человека появились сравнительно недавно, с развитием средств массовой коммуникации и информации. Понятие «массовая коммуникация», которое содержит широкое поле манипулятивых возможностей, активно вошло в практику общения в ХХ столетии. Связано это во многом с появлением принципиально новых средств передачи информации такого мощного средства манипуляции массовым сознанием, как телевидение. Этот информационный феномен за короткий срок оказал огромное влияние на жизнь общества. ТВ и другие средства производства массовой культуры находятся под контролем политических и экономических элит и служат их интересам. Совершенно очевидно, что они используются в качестве одного из ведущих инструментов манипулирования сознанием масс.

Манипулятивная деятельность негативно влияет на выбор граждан, превращая его из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания. Современные манипуляторы, понимая огромную роль масс в политическом процессе, умело используют закономерности массовой психологии.

Однако что лежит в основе подчинения людей манипулятивным технологиям?

Проведено множество исследований, показывающих, что даже сильные морально и физически люди, имеющие собственные жизненные установки, подчиняются воздействию авторитетных лиц.

Одним из ярких примеров является эксперимент Милгрэма, также известный как тест Эйхмана — классический эксперимент в социальной психологии, впервые описанный в 1963 году психологом Стэнли Милгрэмом из Йельского университета в статье «Подчинение: исследование поведения» («Behavioral Study of Obedience»). В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нем была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренена в нашем сознании настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт. По словам самого Милгрэма, «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».

 

1.2 Феномен «манипуляция»

 

Поначалу слово «манипуляция»  употреблялось применительно к  демонстрации фокусов и карточным  играм, в которых ценится искусность в проведении ложных отвлекающих  приёмов, создании обманчивого впечатления  или иллюзии. В метафорическом значении манипуляция может быть определена как способ влияния на людей или  ловкого управления ими или вещами. Метафорическое определение психологической  манипуляции в итоге предполагает «прибирание к рукам», сохранение иллюзии самостоятельности действий манипулятора, а также искусность приёмов воздействия. Вид применения власти, скрытое управление и обработка — вот три кита, на которых строится манипулятивные действия заинтересованной группы лиц.

Манипуляция массовым сознанием или манипуляция общественным мнением — это один из способов подавления воли людей путем сознательного воздействия через программирование их поведения. Такое воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрыто и ставит своей задачей изменить мнение, побуждения, цели людей в нужном для кого-то направлении.

Многие ученые на протяжении столетий пытались всесторонне осмыслить  специфику психологии масс, подверженность масс манипуляциям. Еще З.Фрейд, описывая массовую психологию, заострял внимание на том, что толпа поддаётся внушению и гипнозу. Его теория манипулирования  массами строится отчасти на чисто  психологических особенностях массового  сознания.

Все происходящее в обществе определяется поведением масс. И сегодня  политическое манипулирование массами, массовым сознанием становятся обычной  практикой людей, стремящихся, во что  бы то ни стало к власти.

Политические  манипуляции массами представляют собой средство достижения определённых целей неким политическим субъектом. А целью деятельности любого политического субъекта является приход к власти. Придя к власти, субъект политического процесса стремится эту власть реализовать и сохранить, поскольку всегда есть много желающих её отнять.

Итак, вырисовываются три  основные цели, которые преследуют политические лидеры: приход к власти, её реализация и её сохранение.

И для достижения этих целей, как правило, используются политические манипуляции, включающие в себя как межличностные, так и массовые манипуляции. В первом случае для их осуществления манипулятор прибегает к определённой технике, т. е. набору манипулятивных приёмов, работающих на межличностном уровне. Во втором случае на помощь манипулятору приходят манипулятивные технологии.

Таким образом, рассматривая политическую манипуляцию как скрытое  воздействие на широкие массы, посредством  внушения, пропаганды и т. д. имеющее  своей целью заставить массы  думать и действовать в интересах  манипулятора, мы подошли к теме «приёмы или технологии манипуляции».

 

2 Технологии политического манипулирования

 

Невозможно недооценить роль СМИ в качестве способа манипулирования сознанием. Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация. А информацию можно, по мнению политологов:

– сфабриковать, выдавая её за подлинную;

– исказить путём неполной, односторонней  её подачи;

– отредактировать, добавив различные  домыслы;

– интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

– утаить важную информацию, какие-либо существенные детали;

– проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей  позицией;

– сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

– приписать кому-либо заявлений, которых он никогда не делал;

– опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

– неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста  приобретает другой, подчас противоположный  смысл.

Таким образом, СМИ не только отражают политическую реальность, но и участвуют  в её формировании и даже в создании новой реальности.

Ещё одним методом воздействия  на сознание  является стремление показать свое безразличие, или псевдо-невнимательность. В данном случае манипулятор старается как можно безразличней воспринимать и собеседника и получаемую информацию, тем самым бессознательно заставляя человека стараться во что бы то ни стало убедить манипулятора в своей значимости для него. Тем самым манипулятору остается только управлять исходящей от объекта своих манипуляций информацией, получая те факты, которые ранее объект не собирался выкладывать. Подобное обстоятельство со стороны человека, на которого направлена манипуляция, заложено в законах психики, вынуждая любого человека стремиться доказать свою правоту. Это оказывается на руку манипулятору, который выведывает необходимую ему информацию.

Политик может использовать специфическую терминологию. Данным способом он добивается у вас бессознательного принижения вашего статуса, а также развития чувства неудобства, в результате чего вы из ложной скромности или неуверенности в себе стесняетесь переспросить значение того или иного термина, что дает возможность манипулятору возможность повернуть ситуацию в нужное ему русло, сославшись при необходимости на якобы ваше одобрение раннее сказанных им слов. Ну а принижение статуса собеседника в разговоре позволяет оказаться в изначально выигрышном положении и добиться в итоге необходимого.

Способ противодействия  — переспрашивать и уточнять непонятное для вас.

Естественно, любой политический деятель будет стараться преподнести  свою кампанию в выгодном свете, для  этого он может использовать такой  метод, как ориентированность на плюсы. В этом случае манипулятор концентрирует разговор только на плюсах, тем самым продвигая свою идею и в конечном итоге добиваясь манипуляций над психикой другого человека или группы людей. Защита — высказать ряд противоречивых утверждений, уметь говорить «нет», и т.п.

Еще одним немаловажным методом  управления является  авторитетность манипулятора, или обман власти. Этот вид манипуляций исходит из такой специфики психики индивида, как поклонение авторитетам в какой-либо области. Чаще всего оказывается так, что сама область, в которой подобный «авторитет» достиг результата, лежит совсем в иной сфере, чем его мнимая «просьба» сейчас. Тем не менее, объект манипуляций не может ничего с собой поделать, так как в душе большинство людей считает, что всегда есть кто-то, кто достиг большего, чем они.

Политик может руководить массами также посредством сопротивления, или разыгрываемого протеста.

Манипулятор какими-либо словами  будоражит в душе объекта манипуляций  чувства, направленные на преодоление  возникшего барьера (цензуры психики), в стремлении добиться своего. Известно, что психика устроена таким образом, что человек в большей мере хочет того, что ему или запрещают  или же для достижения чего необходимо приложить усилия. Тогда как то, что может быть и лучше и  важнее, но лежит на поверхности, на самом деле часто не замечают.

Информация о работе Технологии манипуляции сознанием в политике