Технологии манипуляции сознанием в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:47, реферат

Краткое описание

Основной целью данной работы является:
— раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;
— ознакомиться с основными технологиями манипуляции сознанием;
— показать эффективность такого рода нелегитимных выборных приемов, как «грязные технологии»;

Оглавление

Введение 3
1 Манипуляции массовым сознанием
1.1 Массовые коммуникации 4-5
1.2 Феномен «манипуляция» 5-6
2 Технологии политического манипулирования 6-11
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 38.45 Кб (Скачать)

Политики в своей кампании делают акцент на чём-то одном, при этом намеренно игнорируя остальные  детали, которые могут иметь большое  значение. Такой метод называется фактором частности, или от деталей к ошибке. Манипулятор заставляет объект манипуляций обратить внимание только на одну конкретную деталь, не дав заметить главного, и на основании этого сделать соответствующие выводы. Следует заметить, что подобное весьма распространено в жизни, когда большинство людей позволяет себе делать о каком-либо предмете свое мнение, фактически не располагая ни фактами, ни более подробной информацией, а зачастую и не имея собственного мнения о том, о чем они судят, пользуясь мнением других. Поэтому такое мнение оказывается возможным им навязать, а значит, манипулятору добиться своего.

Одним из распространённых способов воздействия на массы является заманивание в ловушку, или мнимое признание выгоды оппонента во время предвыборной кампании

В этом случае манипулятор, осуществляя акт манипуляции, намекает на более выгодные условия, в которых  якобы находится оппонент (объект манипуляций), тем самым заставляя  последнего всячески оправдываться, и  становиться открытым для манипуляций, которые обычно следуют вслед  за этим со стороны манипулятора.

Когда политик пытается наладить контакт с человеком или группами лиц он может использовать следующие  виды манипуляции:

 

 

  • Скажи «да», или путь к согласию.

Манипуляции подобного рода осуществляются за счет того, что манипулятор  стремится так построить диалог с объектом манипуляций, чтобы тот  все время соглашался с его  словами. Тем самым манипулятор  умело подводит объект манипуляций  к проталкиванию своей идеи, а  значит и осуществлению над ним  манипуляции.

Защита — сбить направленность беседы.

  • Неожиданное цитирование, или слова оппонента в качестве доказательства.

В данном случае манипулятивное воздействие достигается за счет неожиданного цитирования манипулятором ранее сказанных слов оппонента. Подобный прием действует обескураживающе на выбранный объект манипуляций, помогая манипулятору добиться результата. При этом в большинстве случаев сами слова могут быть частично выдуманными, т.е. иметь иной смысл, чем по данному вопросу ранее говорил объект манипуляций. Если говорил, потому что слова объекта манипуляций могут быть попросту выдуманными , или иметь лишь незначительную схожесть.

Защита — тоже применить  прием ложного цитирования, выбрав в данном случае якобы сказанные  словам манипулятора.

  • Эффект наблюдения, или поиск общих черт.

В результате предварительного наблюдения за объектом манипуляций (в  т. ч. в процессе диалога), манипулятор  находит или выдумывает любую  схожесть между собой и объектом, ненавязчиво обращает внимание объекта  на эту схожесть, и тем самым  частично ослабляет защитные функции  психики объекта манипуляций, после  чего проталкивает свою идею.

Защита — резко выделить словами свою непохожесть на собеседника-манипулятора.

  • Агрессивная манера ведения разговора.

При использовании данного  приема манипулятор берет изначально высокий и агрессивный темп речи, чем бессознательно сламливает волю оппонента. К тому же оппонент в таком случае не может должным образом обработать всю получаемую информацию. Что вынуждает его соглашаться с информацией от манипулятора, бессознательно к тому же желая, чтобы все это поскорее прекратилось.

Защита — сделать искусственную  паузу, прервать быстрый темп, снизить  агрессивный накал беседы, перевести  диалог в спокойное русло. В случае необходимости на какое-то время  можно удалиться, т.е. прервать беседу а после — когда манипулятор успокоится — беседу продолжить.

  • Навязывание мыслей.

В данном случае посредством  постоянно или периодически повторяемых  фраз, манипулятор приучает объект к какой-либо информации, которую  собирается до него донести.

На подобной манипуляции  строится принцип рекламы. Когда  сначала перед вами многократно  появляется какая-либо информации (причем независимо от вашего сознательного одобрения или отрицания ее), а потом, когда человек сталкивается с необходимостью выбора какого-либо товара, бессознательно из нескольких видов товара неизвестных марок он выбирает ту, о которой уже где-то слышал. Причем, исходя из того, что посредством рекламы доносится исключительно положительная информация о товаре, то в сознании человека при выборе данного товара формируется положительное мнение о нём.

  • Мнимое непонимание.

В данном случае определенная хитрость достигается следующим  образом. Манипулятор, ссылаясь на выяснение  для себя правильности только что  услышанного, повторяете сказанные  вами слова, но внося в них свой смысл. Произносимые слова могут  быть наподобие: «Извините, правильно ли я вас понял, вы говорите что…», — и дальше он повторяет 60-70% того, что услышал от вас, но конечный смысл искажает путем ввода другой информации, информации — необходимой ему.

Защита — четкое уточнение, возращение назад и повторно объяснить  манипулятору, что вы имели в виду, когда говорили то-то и то-то.

  • Ложное соглашательство.

В этом случае манипулятор  как будто соглашается с информацией, полученной от вас, но тут же вносит свои коррективы. По принципу: «Да, да, все правильно, но…».

Защита — верить в себя и не обращать внимание на манипулятивные приемы в беседе с вами.

Однако помимо относительно честных манипуляций существуют и некорректные избирательные технологии, именуемые «чёрный PR». К ним могут относиться: выдвижение кандидатов-двойников, действия, направленные на снижение явки избирателей, распространение клеветнических сведений о соперниках, подкуп избирателей и др. К группе некорректных технологий следует отнести не только противоправные действия, но и те, которые противоречат нормам морали. Такие действия, хотя они и соответствуют принципу «разрешено все, что не запрещено», общественное мнение трактует как недопустимые.

Таким образом, существует множество  технологий, способных привести к  победе в избирательной кампании. Важно, чтобы в выборах использовались только соответствующие нормам законодательства технологии, учитывая местные особенности  кампании и своевременно адаптированные к каждой конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной работы было выяснить место и роль технологий манипулирования  общественным мнением в современном  мире в различных областях человеческой жизнедеятельности, рассмотреть технологии манипулирования, а также способы  противодействия технологиям манипулирования.

По поводу применимости манипулятивных методов существует несколько точек зрения. Одни считают, что манипулятивные методы сами по себе нейтральны, другие – что они наносят огромный вред людям и их необходимо запретить. Есть ряд приёмов, которыми нельзя пользоваться. Есть приёмы дозволительные. Существуют пограничные, сомнительные ситуации. Здесь всё зависит от нравственных качеств манипулятора. Манипулятивные приёмы следует разоблачать, выносить на обсуждение и нейтрализовывать. Ведь политика – это наша повседневная жизнь. И очень важно понимать всю серьёзность разыгрывающегося на наших глазах «политического спектакля» и не дать себя обмануть. Быть марионетками в руках технологов манипуляций – не только унизительно, но и противозаконно. Недаром, на страже соблюдения принципов и норм проведения выборов стоят законы о выборах, о СМИ, о рекламе, а во время избирательных кампаний работают специально созданные комиссии, которые следят за соблюдением закона. Манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.

По многим признакам манипуляция  массовым сознанием напоминает войну  небольшой, хорошо организованной и  вооружённой армии против огромных масс, не подготовленных к этой войне. Поэтому целью любого гражданина должно являться противостояние воздействию  извне, дабы не стать марионеткой  в чужих руках.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. — 248 с.
  2. Ольшанский, Д. В.Массовые настроения в политике  – М. : Прин-Ди, 1995. – 238с.
  3. Раздел I. Что такое манипуляция сознанием. - URL:http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul_content.htm/Дата обращения:18.11.2012.
  4. Технологии манипулирования общественным мнением и основы управленческой борьбы. - URL: http://www.mgimo.ru/users/document424.phtml/ Дата обращения: 17.11.2012.
  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.
  6. Фрейд З.Массовая психология и анализ «Я» // Избранное. Кн.1. М.: Московский рабочий, 1990.

Информация о работе Технологии манипуляции сознанием в политике