Строительство демократии в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Строительство политического строя социалистической демократии в Китае неизменно следует основным принципом соединения марксистской теоретической концепции демократии с практикой Китая. По этой причине политический режим социалистической демократии в Китае отличается ярко выраженной китайской спецификой:
— Демократия в Китае является народной демократией под руководством КПК. Без КПК не может быть Нового Китая, не может быть и народной демократии.
— Демократия в Китае — это такая демократия, при которой самые широкие народные массы становятся хозяевами своей страны. В Китае демократическими правами пользуются все, кто законом не лишен политических прав.
— Демократия в Китае — это демократия, надежно гарантированная демократической диктатурой народа.
— Демократия в Китае — это демократия, которая строится на демократическом централизме как основном организационном принципе и форме деятельности. Демократический централизм есть коренной организационный и руководящий принцип государственной власти в Китае.

Оглавление

Введение
Глава 1. Структура демократии в КНР на современном этапе
1.1 ВСНП как институт демократии
1.1.1 Уважение и гарантия прав человека
1.1.2 Демократическое управление государством
1.1.3 Демократия правосудия
1.2 Политические партии и группы как представительства демократических свобод
1.2.1 РКГК
1.2.2 ДЛК
1.2.3 АДНС
1.2.4 АСРД
1.2.5 КРП
1.2.6 Китайская партия Чжигундан
1.2.7 Общество Цзюсань
1.2.8 ЛДАТ
Глава 2. Демократия на местах
2.1 Демократия в сельских районах
2.2 Особенности городской демократии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1. Курсовая Строительство демократии в Китае.docx

— 52.74 Кб (Скачать)

— Институт адвокатов. « Закон КНР об адвокатах », опубликованный в 1996 г., в первоначальном порядке создал основные рамки института адвокатов с китайской спецификой. В данном законе предусмотрены их обязанности и права деятельности в судебной и административной процедуре и в других сферах общественной жизни. Введение и оздоровление института адвокатуры позволяют адвокатам эффективно использовать юридические средства для защиты законных прав и интересов сторон в деле и исполнения законов, а также для защиты социальной справедливости.

— Система юридической помощи. Юридическая помощь является важным мероприятием, гарантирующим законные права и интересы групп населения, испытывающих экономические трудности, и обеспечивающим осуществление справедливости правосудия. В последние годы многие общественные коллективы, народные организации и юридические вузы принимали участие в работе по оказанию юридической помощи.

— Система гражданского примирения. Гражданское примирение осуществляется под руководством народной примирительной комиссии по закону, на добровольных началах спорящих сторон с учетом государственных законов, законоположений, правил, политических установок и общественной морали, путем приведения всех доводов и терпеливого убеждения с целью достижения устранения взаимного непонимания и помощи сторонам в решении споров.

Чтобы осуществлять управление государством на основе закона и строить  гармоничное социалистическое общество, Китай совершенствует структурный  состав органов юстиции и систему  управления, серьезно совершенствует систему правосудия с четким определением прав и обязанностей, институционально гарантирует судам и прокуратуре  самостоятельное и беспристрастное  исполнение по закону правосудия и  прокурорского надзора, чтобы лучше  защищать авторитет правосудия, обеспечить социальное равенство и справедливость.

 

    1. Политические партии и группы как представительства демократических свобод

В Китае, помимо Компартии, правящей партии, имеются еще 8 политических партий, которые участвуют в политическом управлении и именуются демократическими партиями:

  • Революционный комитет Гоминьдана Китая
  • Демократическая лига Китая
  • Ассоциация демократического национального строительства Китая
  • Ассоциация содействия развитию демократии в Китае
  • Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая
  • Чжигундан Китая (Партия стремления к справедливости)
  • Общество Цзюсань
  • Тайваньская лига демократического самоуправления.

После образования КНР  все демократические партии признали Конституцию, Общую программу Устава Народного политического консультативного совета Китая своей политической программой, активно включились в работу народной власти и народной политической консультации и сыграли свою роль в укреплении диктатуры народной демократии. Партии активно участвуют в политической жизни государства и сделали важный вклад в осуществление политики реформ и открытости. Демократические партии представляют собой как важную силу патриотического единого фронта Китая, так и важную силу в охране стабильности и сплоченности государства, в содействии социалистической модернизации и объединению Родины.

Восемь  демократических партий:

      1. Революционный комитет Гоминьдана Китая (РКГК), 1 января 1948 года учрежден в Сянгане демократически настроенным крылом гоминьдана. В настоящее время за исключением Тайваня и Тибета в 30 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения имеются организации РКГК на провинциальном уровне. Всего имеется 60 тысяч членов, более 2800 низовых организаций. В свое время на посту председателя РКГК находились Ли Цзишэнь, Хэ Сяннин, Чжу Юньшань, Ван Куньлунь, Цю У,Чжу Сюефань, Ли Пээйяо. В настоящее время председателем РКГК является Хэ Лули.
      2. Демократическая лига Китая (ДЛК). Ее предшественником было «Товарищество единого строительства государства», созданное в ноябре 1939 года. В октябре 1941 года в Сянгане стала выходить газета «Гуанминбао», был опубликован Манифест об официальном учреждении Товарищества. С сентября 1944 года товарищество переименовано в Демократическую лигу Китая. Сначала товарищество состояло из коллективных членов, потом в нее стали принимать частных лиц по заявкам. В лигу входят главным образом деятели в области культуры, образования и научные работники высшего и среднего разряда.
      3. Ассоциация демократического национального строительства (АДНС) была учреждена в Чунцине 16 декабря 1945 года. Состоит преимущественно из лиц предпринимательских кругов. Костяком являются бизнесмены. Председателем Центрального комитета АДНС 1-го и 2-го созывов был Хуан Яньпэй; председателем ЦК АДНС 3-го и 4-го созывов был Ху Цзюевэнь; председателем ЦК АДНС 5-го и 6-го созывов был Сунь Цимэн, в настоящее время председателем ЦК АДНС является Чэн Сывэй.
      4. Ассоциация содействия развитию демократии (АСРД) была учреждена 30 декабря 1945 года в Шанхае. В нее в основном входят представители интеллигенции. Почетным председателем АСРД является Лэй Цзецюн, в данный момент председателем является Сюй Цзялу.
      5. Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая (КРП) была основана в августе 1930 года и является самой ранней из 8 демократических партий. КРП черпает своих членов главным образом из высшей и средней интеллигенции, занимающейся медициной и фармакологией. Сфера деятельности КРП охватывает большие и средние города и деятелей, пользующихся известностью. На посту председателя КРП в свое время находились Дэн Яньда, Хуан Цисян, Чжан Боцзюнь, Пэн Цзэминь, Цзи Фан, Чжоу Гучэн, Лу Цзяси. В настоящее время почетным председателем является Лу Цзяси. Председателем является Цзян Чжэнхуа.
      6. Китайская партия Чжигундан, была учреждена в октябре 1925 года в Сан-Франциско по инициативе эмигрантской организации Чжигунцзунтан (США). В КПЧ в основном состоят видные эмигранты и реэмигранты. На посту председателя КПЧ находились Чэнь Цию, Хуан Динчэн, Дун Иньчу, в настоящее время почетным председателем КПЧ является Дун Иньчу, председателем Ло Хаоцай.
      7. Общество Цзюсань (3 сентября). Предшественником общества был Форум демократии и науки. 3 сентября 1945 года в память о победе Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам состоялось переименование общества в Общество Цзюсань (3 сентября), датой официального учреждения общества является 4 мая 1945 года. В Обществе Цзюсань состоят в основном представители научно-технической интеллигенции высших и средних разрядов. Среди членов Цзюсань 69 действительных членов Академии Наук и 14 членов Инженерной Академии Китая. На посту председателя Цзюсань находились Сюй Дэхэн, Чжоу Пэйюань, Ван Цзиньчан. В настоящее время почетным председателем общества является У Цзепин, председателем Хан Цидэ.
      8. Лига демократической автономии Тайваня (ЛДАТ), создана в Сянгане 12 ноября 1947 г. деятелями, проживающими на Тайване. В 1949 году Центральный Комитет ЛДАТ базировался в Шанхай, а позднее, в 1955 г. обосновался в Пекине. Среди членов лиги преобладают работники образования, науки и техники, медицины, экономисты, деятели искусства, культуры и журналистики. Почетным председателем ЦК ЛДАТ является Чай Цзыминь, председателем Линь Вэньи(жен.)

 

Глава 2. Демократия на местах

Расширение демократии в  низах является необходимой тенденцией и важным фундаментом совершенствования  и развития социалистической демократии с китайской спецификой. По мере развития Китая и его продвижения  вперед неуклонно расширяется низовая  демократия в городах и селах  страны.

К настоящему времени в  Китае уже сложилась система  демократического самоуправления в  низах, включающая комитеты сельских жителей, комитеты городских жителей и  собрания представителей рабочих и  служащих.

2.1. Демократия в сельских районах

Из 1,3-миллиардного населения  Китая 800 млн. человек живут в деревне. Расширение и развитие демократии в  сельских низах, обеспечение крестьянам возможности быть настоящим хозяином своего села и в полной мере осуществлять свои демократические права —  такова важнейшая проблема демократического строительства в Китае. В результате многолетних поисков и практики многомиллионные крестьянские массы  Китая под руководством КПК нашли  путь демократического строительства в сельских низах. Это — сельская автономия.

Сельская автономия является базовым институтом, с помощью  которого широкие крестьянские массы  непосредственно осуществляют свои демократические права, сами по закону ведут свои дела, внедряя самоуправление, самовоспитание и самообслуживание.

Демократические выборы, демократическая  выработка решений, демократическое  управление и демократический контроль — таково главное содержание сельской автономии.

— Демократические выборы. Согласно Конституции КНР и Закону об организации комитетов сельских жителей члены этих комитетов избираются или смещаются непосредственно сельским населением. Комитет состоит из председателя, заместителя председателя и 3 — 7 членов, срок полномочий каждого созыва — 3 года. Во время выборов сельские жители непосредственно выдвигают кандидатуры членов комитета и участвуют в голосовании, причем итоги голосования оглашаются тут же, чтобы обеспечить справедливость, открытость и равноправие выборов.

—Демократическая выработка решений. Все важные вопросы, затрагивающие интересы сельского населения, обсуждаются на собраниях сельских жителей или собраниях представителей сельского населения, решения по этим вопросам вырабатываются с учетом мнения большинства. Поскольку китайские деревни сильно отличаются друг от друга по площади территорий, численности населения и другим признакам, созывать собрания сельских жителей и выносить на них решения довольно трудно. Эта проблема решается организацией собраний представителей сельского населения.

— Демократическое управление. Основываясь на законах, установлениях и политике государства, учитывая местные реалии, все сельские жители участвуют в обсуждении, разработке или внесении поправок в положения о самоуправлении или деревенские постановления и общественные договоры. Комитеты сельского населения и сами сельские жители, руководствуясь положениями о самоуправлении, образно называемыми « малой конституцией », осуществляют самоуправление, самовоспитание и самообслуживание.

— Демократический контроль. Сельские жители практикуют гласное управление делами на селе, демократическую оценку кадровых работников своей деревни, периодические отчеты комитета сельских жителей перед населением, проверку сельских кадровых работников при их уходе с занимаемых постов, тем самым осуществляют контроль над работой комитетов сельских жителей и поведением кадровых работников своего села.

2.2 Особенности городской демократии

Комитеты городских жителей  являются массовыми низовыми организациями  самоуправления, через которые китайские  горожане осуществляют самоуправление, самовоспитание и самообслуживание.

Как и самоуправление сельского населения, самоуправление городского населения также включает в себя демократические выборы, демократическую выработку решений, демократическое управление и демократический контроль.

 Демократические выборы: форма выборов претерпела большие изменения: от выдвижения кандидатов избирателями перешли к выдвижению собственных кандидатур, от непрямых выборов к прямым, причем были отменены ограничения по месту жительства и социальному положению, в результате чего неуклонно повышается уровень демократии. В последние годы среди жителей микрорайонов быстро распространяются прямые выборы. Свыше 90% избирателей принимают участие в голосовании. Члены комитетов, избранные путем прямых выборов, оказались моложе по возрасту и обладают более высоким уровнем образования и профессионализма.

Демократическая выработка решений: в этой области ведущую роль играют жители микрорайонов. Применяя такие эффективные формы, как собрание жителей микрорайона, собрание для консультаций и обсуждений, собрание для слушаний и др., они вырабатывают на демократической основе решения по общественным делам своего района.

Демократическое управление: комитеты городского населения ведут дела только по закону, работают согласно положениям о городском самоуправлении и другим правилам и нормативам, всемерно воспитывают в жителях осознание ими своей роли в качестве хозяев страны, претворяя в жизнь принцип « делами микрорайона должны управлять все ».

Демократический контроль: комитеты городского населения осуществляют гласность своей деятельности, своевременно информируют жителей о горячих и трудных вопросах, привлекающих к себе всеобщее внимание, а также о тех важных делах, которые затрагивают кровные интересы всех жителей.

 

 

Заключение

Социалистическая демократия в Китае позволяет народу этой большой восточной страны, составляющему  примерно пятую часть населения  всей планеты, быть хозяином своего государства  и его общественной жизни и  пользоваться широкими демократическими правами, что вносит огромный вклад  в развитие политической культуры человечества.

Социалистическая демократия в Китае соответствует национальным реалиям страны, обеспечивает народу возможность в полной мере проявлять  свою активность, инициативу и творческие силы в строительстве и управлении государством.

Строительство демократического политического режима в Китае  должно руководствоваться следующими принципами:

— Отстаивать гармоничное  единство руководства КПК, положения  народа как хозяина страны и управления государством на основе закона. Это  — самый важный и самый основной принцип развития социалистической демократии в Китае.

— Выявить особенности  и преимущества социалистического  строя. Самые главные особенности  и преимущества социалистического  строя в Китае заключаются  в том, что под руководством КПК  все народы страны, став хозяевами  своего государства, в полной мере проявляют  свою активность, инициативу и творческие силы в строительстве социалистического государства.

— Строительство демократического политического режима благоприятствует социальной стабильности, экономическому развитию и непрерывному повышению  жизненного уровня народа.

— Строительство демократического политического режима благоприятствует сохранению государственного суверенитета, территориальной целостности и  достоинства. Китайский народ с  самого начала тесно соединяет борьбу за демократию с сохранением государственного суверенитета, территориальной целостности  и достоинства.

 

Установление и развитие социалистического строя в Китае  идут всего несколько десятков лет  — срок очень короткий по сравнению  с историей развития других общественных систем в истории человечества. Беспрерывно  совершенствовать и развивать политический режим социалистической демократии, обеспечивать народу возможность во все более полной мере осуществлять свое право быть хозяином страны —  такова неизменная цель упорной борьбы КПК и китайского народа.

На основе огромных достижений социалистического строительства  с китайской спецификой КПК и  китайский народ преисполнены уверенностью в пути политического развития, выбранном  ими самими и глубоко убеждены, что по мере экономического развития и социального прогресса политический режим социалистической демократии в Китае непременно будет продолжать совершенствоваться, его огромные преимущества и мощные жизненные силы будут  еще более полно проявляться.

 

Список использованной литературы:

  1. Васильев Л. С. История Востока. Т.2. – М.: Высшая школа, 2001. Стр. 383-395
  2. Калягин А. Я. По дорогам Китая. – М., 1980. Стр. 24
  3. Меликсетов А.В. История Китая – М., 2002. Стр. 730-741
  4. Михеев В.А. Китай и азиатский регион/Международная жизнь. – М., 1999. Стр. 30-42
  5. Сладковский М. И. Китай: основные проблемы истории, экономики, идеологии. – М., 1978. Стр. 201
  6. Энциклопедия нового Китая. – М., 1989
  7. Все о Китае/Справочник Китая/Политическое устройство

Информация о работе Строительство демократии в Китае