Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:43, контрольная работа
В этой работе мы остановимся на рассмотрении таких вопросов:
1. Возникновение и развитие политических идей в Античности.
2. Своеобразие средневековой политической мысли.
3. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и Новое время.
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Возникновение и развитие политических идей в Античности.……….4
2. Своеобразие средневековой политической мысли……………………..7
3. Развитие политических идей в эпоху Возрождения и Новое время….9
Заключение …………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы ……………………………………………...13
Контрольная работа
по дисциплине «Политология»
на тему: «Становление и развитие западной политической мысли»
План:
Введение…………………………………………………………
1. Возникновение и развитие политических идей в Античности.……….4
2. Своеобразие средневековой политической мысли……………………..7
3. Развитие политических идей в эпоху Возрождения и Новое время….9
Заключение
…………………………………………………………………………..
Список использованной литературы ……………………………………………...13
Введение.
Политическая мысль современного общества - результат продолжительного развития и взаимодействия ряда идейно-теоретических традиций.
Мыслители разных стран на протяжении всей истории человеческой цивилизации задумывались над проблемой политической жизни общества, стремились выяснить сущность и природу государства, старались ответить на один из "вечных" вопросов - каким должно быть лучшее государственное устройство? Они создавали политические теории, опираясь на исторический опыт народов, которые прямо или опосредованно влияли на политические процессы.
Не так много на земле слов с такой длинной и многогранной историей, как у греческого слова polіtіke - искусство управления государством.
Испокон века люди стремились расшифровать суть политического процесса и особенно механику власти, проявить закономерности, которым они подлежат.
В этой работе мы остановимся на рассмотрении таких вопросов:
1. Возникновение и развитие политических идей в Античности.
2. Своеобразие средневековой политической мысли.
3. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и Новое время.
В границах рассматриваемой периодизации мы лишь обозначим проблемы, которые интересовали мыслителей и философов, а также выявим общие тенденции эволюции политических идей.
При написании контрольной работы для достижения поставленной цели я использую учебные пособия по политологии некоторых авторов (Л.В.Вонсович, А.В. Малько, А.Ю.Саломатин, В.А.Мельник и др.), которые всесторонне рассматривают развитие западной политической мысли.
1. Возникновение и развитие политических идей в Античности.
Изучение истории мировой политической мысли крайне важно не только для более рационального познания мира политики, но также и для прогнозирования будущего. Политическая мысль Западной Европы стала развиваться с переходом человечества от первобытного к рабовладельческому обществу, с появлением государства и его институтов. Наивысшего расцвета политическая мысль в период античности (IX в. до н.э. - V в.) достигла в Древней Греции. Ее характерными чертами стали: постепенное освобождение знаний о политике от мифологических норм, обособление их как самостоятельной части философии, мир политики рассматривался как область государственного управления гражданами или подданными; анализ устройства государства, классификация его форм, поиск наилучшей формы правления, сохранение целостности полиса; обоснование сверхъестественной, божественной природы политической власти политического и правового неравенства людей. [2; с.27].
Наиболее
полно эти идеи вобрали в себя
труды древнегреческих
Платон (427-347 гг. до н.э.) – один из самых известных философов Древней Греции, определивший европейский стиль мышления. Свои взгляды о политике изложил в сочинениях «Государство», «Политик», «Законы», в которых коснулся ряда вопросов, в том числе и общефилософского характера. Стал первым философом, создавшим достаточно целостною концепцию происхождения государства и основавшим этическую традицию изучения политики, которая воплотилась в модели идеального государства.
Платон считал, что трем началам человеческой души должны соответствовать три сословия: философы, воины, производители, каждое из которых занимается своим делом и не вмешивается в дела других сословий. В интересах устойчивости государства, которая, по наблюдениям Платона, подвергается эрозии частной собственностью, он предлагает запретить накопление последней философам и воинам и отменить для них брак и семью. Воспитание детей должно осуществлять государство.
Наряду с идеальным (аристократическим) государственным устройством Платон упоминает и о прочих способах организации государственного управления. В порядке убывающей желательности и оправданности это тимократия (воинственно настроенная аристократия, которую подтачивает быстро развивающаяся частная собственность), олигархия (где прогрессирующая концентрация богатства у немногих приводит к отстранению от власти бедняков), демократия (здесь царит известный беспорядок и уравниваются равные и неравные индивиды) и тирания – полная несвобода и произвол, продукт излишеств демократии. [3; с.22].
Позже в своем диалоге «Законы» Платон признал идеалом государство, синтезирующее черты монархии и демократии. Он внес в свой проект конкретные численные параметры как в отношении населения (5040 граждан), так и органов власти, представляющих монархическое и демократическое начало. [3; с.23]. Существенными дополнительными требованиями к идеальному государству у Платона выступают: ограничение круга граждан только владельцами земли; государственная собственность на землю при ее частном владении; запрет на ростовщичество, заклад вещей и получение приданного. [5; с.12].
Ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в произведении «Политика» вывел три формы правления, в которых оно осуществляется в интересах общего блага (монархия, аристократия, полития), и три формы, где удовлетворяются интересы самих правящих (тирания, олигархия, демократия). Полития – идеальная форма, где умеренность господствует во всем: распространена земельная собственность средних размеров и властвует средний класс. Такое состояние присуще небольшому государству, находящемуся в умеренном климате. При этом Аристотель не сомневался в справедливости и естественности существования класса рабов – представителей варварских племен. [3; с.23].
Наиболее значимым исключением был великий оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – первый в истории интеллигент, вставший – пусть даже на короткий срок – у кормила управления государством. Несмотря на весь свой политический опыт и прагматизм, умение заниматься интригами, у него, видимо, в душе сохранялась «интеллигентски-наивная уверенность в том, что разум, убеждение, сила слова могут и должны быть противопоставлены силе оружия и что «меч» должен склониться пред «тогой».1 [7; с.316].
_________________________
1 Утченко, С.Л. Цицерон и его время/С.Л.Утченко. – М.,1986.
Консул, а затем проконсул одной из римских провинций, ревнитель римских традиций, он в диалогах «О государстве» выделял три простые формы правления (монархию, аристократию и демократию), указывая на их неустойчивость и перерастание в соответствующие им извращенные формы (тиранию, олигархию, произвол толпы). Для него совершенной является лишь смешанный способ правления – синтез трех простых форм, реализованный в римской сенаторской республике. С его точки зрения, консулы выступают в качестве аналога царской власти, сенат воплощает власть «лучших людей», а народные собрания и народные трибуны представляют демократическую власть. [3; с.24].
2. Своеобразие средневековой политической мысли.
Своеобразие средневековой политической мысли связано с исключительно сильным влиянием на нее христианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Конечно же, этот вопрос мыслителями средневековья разрешался в пользу церкви. Ими была создана политическая концепция, согласно которой государство выступало частью универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог.[6; с.36].
Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья является Аврелий Августин (354-430), который более известен под именем Августин Блаженный. Основная черта его социально-политических воззрений – обоснование и оправдание неравенства в обществе. Такое положение, по Августину, предопределено миром небесным. Однако наиболее интересным элементом его учения, изложенном в книге «О граде Божием», является понимание истории человечества как борьбы «двух градов»: «града Божьего», состоящего из праведников, божьих избранников, которые следуют не земным, а божественным установлениям, и «града земного» или светского государства, «великой разбойничьей организации», в которой борются за материальные блага и притесняют праведников. «Два града, - пишет Августин, - созданы двумя родами любви, - земной любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый, затем, полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе».2 .[1; т.3, с.63]. В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе «града божьего» над «градом земным», т.е. светским государством. [6; с.37].
Своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии в эпоху Высокого Средневековья явились сочинения ученого-богослова Фомы Аквинского (1225-1274).
__________________________
2 Августин Блаженный. О граде Божием: в 4 т. М., 1994.
Свои идеи изложил в целом ряде блестящих трактатов и «Сумм» («Сумма Теологии» (1265-1273), «Сумма против язычников» (1261-1264) и др.), опираясь на труды некоторых античных авторов, в частности Аристотеля, пользовавшегося большим авторитетом у средневековых богословов за созданную им стройную систему логических рассуждений. Исходя из основных положений философии Аристотеля, Аквинский создал свою собственную философско-теологическую систему, главным принципом которой стал принцип гармонии веры и разума. По мнению мыслителя, общественное неравенство и эксплуатация человека человеком установлены Богом, поэтому им не следует противиться. По божьей воле, считал он, существует также и монархия на земле. Однако повиноваться власти монарха следует в рамках того блага, что несет власть. Люди по своей природе, утверждал Аквинский, равны, и власть является только посредником в отношениях между Богом и подданными. Мыслитель допускал восстание подданных против тирана, поскольку считал, что тираническое правление устанавливается для частной пользы и противоречит единству народа. В развернувшейся в средневековом мире борьбе светской и духовной власти Аквинский встал на сторону последней, настаивая на том, что именно духовная власть имеет право господствовать. В качестве доказательства мыслитель выдвигал положение о том, что светской власти принадлежит только тело человека, а души людей принадлежат Богу, церкви и папе римскому. Именно папе римскому, как наместнику Бога на земле, должны подчиняться все, в том числе и монархи – короли, императоры, князья. [2; c.32].
3. Развитие политических идей в эпоху Возрождения и Новое Время.
Политическая мысль эпохи Возрождения.
В
социально-экономической жизни
Информация о работе Становление и развитие западной политической мысли