Становление и развитие западной политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

В этой работе мы остановимся на рассмотрении таких вопросов:
1. Возникновение и развитие политических идей в Античности.
2. Своеобразие средневековой политической мысли.
3. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и Новое время.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3
1. Возникновение и развитие политических идей в Античности.……….4
2. Своеобразие средневековой политической мысли……………………..7
3. Развитие политических идей в эпоху Возрождения и Новое время….9
Заключение …………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы ……………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Контрольная-Политология для интернета.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

    Наиболее  ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения  по праву считается флорентиец Никколо Макиавелли, автор ряда трудов: «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

    Свои  взгляды на государство и управление Макиавелли сформулировал так:

    - власть – явление внеморального порядка. Понятия морали и религии, с одной стороны, и политики – с другой, сами по себе противоположны и несочетаемы;

    - главная цель власти – удержание  самой власти;

    - смысл политических отношений  – постоянная борьба народа  и аристократии, поэтому единоличный  правитель должен опираться на  народ, быть его опекуном;

    - неприятные поручения правитель  должен перекладывать на других, дабы не навлечь на себя  ненависть;

    - власть должна опираться на  две силы – войско и закон;

    - правительство выступает в качестве  монополиста публично-правовых прерогатив. Правитель концентрирует в своих руках все нити управления, ему подчиняется аппарат чиновников, он один имеет право издавать законы. В управлении он следует лишь собственной воле и никому не подчиняется. Государь должен действовать силой и хитростью, уподобляться львам и лисицам;

    - государю необходимо действовать  жестко и беспринципно;

    - идеальная форма государства  – республика. Макиавелли одним  из первых применил термин  «государство» (стато) для определения  политически организованного общества. Государство – это определенное соотношение между правительством и подданными, опирающееся на любовь или страх последних;

    - цель государства и основа  его прочности – безопасность  личности и незыблемость собственности,  отсюда две функции власти: военная  и полицейско-охранительная. [3; с.163].

 

    Политическая  мысль Нового времени.

 

    Дальнейшее  развитие политической теории в западных странах происходит на фоне буржуазных революций XIX – первой половины XVI в. Было бы слишком сложно искать границу между политической мыслью Возрождения и Нового времени в собственном смысле слова. Политические идеи нового класса – буржуазии, зародившиеся еще в предшествующей эпохе, получают свою всестороннюю разработку в последующее, Новое время. На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. В дальнейшем в произведениях мыслителей Нового времени гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики.

    Политическая  наука Нового времени связана  с именами выдающихся мыслителей ряда стран, она как бы перемещается из одной страны в другую, следуя за бурными общественными событиями. [6; с.42].

    Крупный вклад в развитие политической науки  внес англичанин Томас Гоббс (1588-1679), автор ряда трудов: «Элементы законов, естественных и политических» (1640), «О гражданине» (1642), «О человеке» (1658), «О политическом теле» (1650), «Левиафан» (1651) и др. Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мысли, на основе общественного договора из естественного догосударственного положения, когда люди находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, тем самым добровольно ограничивших свою свободу. Но на государя одновременно была возложена функция охраны мира и благоденствия. Первым общественным договором, по мнению Гоббса, был завет (союз) между Богом и патриархом Авраамом, согласно которому Бог обетовал (обещал) Аврааму и его будущему многочисленному роду свое покровительство, а Авраам обязал себя и свое потомство повиноваться повелениям, уставам и законам Бога. [6; с.43].

    При всех различиях концепция общественного  договора была ядром политических построений голландцев Гуго Гроция (1583-1645) и Бенедикта Спинозы (1632-1677), англичанина Джона Локка (1632-1704). Содержание своего основного труда «О праве войны и мира» Гроций определяет в его подзаголовке – «Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов». С его точки зрения, естественное право составляет то, что принадлежит людям в силу их природного бытия. Внутригосударственное же право есть логическое следствие права естественного: представляя собой установленные путем взаимного соглашения нормы общежития, оно призвано обеспечивать условия для реализации людьми их естественных прав. Точно так же и международное право, по Горацию, «получает обязательную силу волею всех народов или многих из них» и призвано обеспечивать соблюдение интересов всех государств. Для Спинозы не вызывает сомнений то, что причины и естественные основы государства следует выводить из «общей природы или строя людей». Бесспорной заслугой Локка является выдвижение идеи разделения власти в государстве между различными органами, для того чтобы не допустить ее деспотического использования и злоупотребления ею. [6; с.43-44].

    Таким образом, в произведениях западных мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени заложены основы и разработаны важнейшие положения современной политической науки. Среди них идеи о земном происхождении государства, об общественном договоре, обусловленности политических отношений способом производства материальной жизни, такие демократические принципы, как свобода и социальное равенство индивидов, государственный суверенитет, народовластие, разделение властей, верховенство закона и другие.

 
 

    Заключение

 
 

    Первые  попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься с IX в. до н. э. (Платон, Аристотель и др.). Политические концепции того периода носили философско-этический характер с одной стороны они были достаточно абстрактными, с другой основывались на морально-этических принципах. Философско-этический период обогатил политическую мысль следующими идеями и гипотезами:

 

    • Стабильность в обществе и порядок  в государстве могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей.

 

    • Политика должна основываться на законности и моральных принципах.

 

    • Люди в государстве (обществе) разделены  на три основных сословия, каждое из которых играет свою роль в политике и общественном производстве.

 

    • Стабильность общества обеспечивают средние слои населения.

 

    • Существуют различные формы государственного устройства (демократия, тирания, олигархия, монархия и др.), одни из которых правильные, другие неправильные.

 

      Была выдвинута доктрина естественного  права. Это высший закон, который  распространяется на всех людей и отменить или ограничить который невозможно. От этой доктрины, по сути, берет начало идея «правового государства».

 

    • Ограниченность философско-этической  концепции заключается в том, что государство рассматривается  как первооснова всей жизни людей. Человек, общество, право вне государства как бы ничего не значат.

 
 

   Литература:

 

    1. Августин Блаженный. О граде Божием: в 4 т. М., 1994.

    2. Вонсович, Л.В. Политология: курс интенсивной подготовки / Л.В. Вонсович. – 2-е изд. перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 352 с.

    3. Ильинский, Н.И. История политических и правовых учений: курс лекций/ Н.И. Ильинский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. – 368 с.

    4. Малько, А.В. Политология для юристов: учеб. пособие / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – М: Юрайт, 2010. – 380 с.

    5. Марченко, М.Н. История политических и правовых учений: учеб. пособие/М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин. – М., 2007

    6. Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск: Выш. шк., 2008. – 543 с.

    7. Утченко, С.Л. Цицерон и его время/С.Л.Утченко. – М.,1986.

                                  


Информация о работе Становление и развитие западной политической мысли