Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:12, реферат
Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.
1. Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции 3
2. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени 7
3. Политическая мысль США в период борьбы за независимость 12
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Барановичский Государственный Университет»
Кафедра
социально-гуманитарных дисциплин
Реферат по КСР
по политологии
на тему:
«Возникновение
и этапы развития
политической мысли»
Выполнила
студентка I курса ФЭП
группы М-12
Климовец
Мария
Барановичи
2011
Оглавление:
1. Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции 3
2. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени 7
3. Политическая
мысль США в период борьбы за независимость 12
Идейные
источники современных
Необходимо отметить, что все теории отражают не только взгляды их создателей, но и интересы, чаяния больших социальных групп, в той или иной мере социально-политическую реальность в целом. Критикуя или оправдывая существующие порядки, эти мыслители искренни в своем стремлении осчастливить все человечество. Каждый из них вносит что-то ценное и важное для политологии.
Как считают историки, первые классовые общества начали складываться в странах Древнего Востока в 4-м тысячелетии до н. э., следовательно, тогда же зародились и первые политические идеи. Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.
Так,
древнекитайский философ Конфуц
Он
разрабатывал концепцию идеального
человека (цзюнь-цзы) - благородного не
по происхождению, а по воспитанию и
в результате самосовершенствования.
Конфуций считал, что этот человек
должен быть гуманным (жень), справедливым,
верным, искренним, всегда стремиться
к знаниям, с особым почтением
относиться к родителям и старикам
вообще. Мыслитель так сформулировал
закон идеальных отношений
Конфуций,
а позднее и его последователь
В концепции Мэн-цзы главная роль в управлении отводилась народу. Он утверждал: «Народ является главным в государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее место».
В
целом для конфуцианства
Политической доктрине Конфуция всегда уделялось много внимания. Самого мыслителя сравнивали и с Платоном, и с Иисусом. Но для потомков особенно важен тот факт, что идеи конфуцианства являются важнейшей составной частью политической культуры Китая.
Возникновение
государства, усложнение политической
жизни античного полиса, образование
и необходимость сохранения демократических
институтов и традиций потребовали
глубокого и всестороннего
Обработав
колоссальный исторический материал,
древнегреческие мыслители
Древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) является крупнейшей фигурой в истории политических идей. Философской основой платоновского учения о государстве стал идеализм. По его словам, «истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», данные же в ощущениях вещи и явления не истинны, поскольку подвижны, подвержены становлению.
Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге «Государство») как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни-в полисе.
Конструируя
идеальное государство, Платон проводит
аналогию между справедливым человеком
и справедливым государством. Так, трем
началам (частям) человеческой души: разумному,
яростному и вожделеющему - аналогичны
в государстве три схожих начала:
совещательное, защитное и деловое,
а им соответствуют три сословия:
правителей, воинов и производителей
(ремесленников и земледельцев)
Справедливость
состоит в том, чтобы каждое начало
занималось своим делом и не вмешивалось
в чужие дела. Кроме того, справедливость
требует соответствующей
Для
обоснования иерархии в обществе
Платон сослался на миф, по которому Бог,
когда лепил людей, в тех из
них, кто способен править, примешал
при рождении золота, в их помощников
- серебра, а в земледельцев и ремесленников
- железа и меди. Лишь в тех случаях,
когда от золота родится серебряное
потомство, а от серебра - золотое, Платон
допускает перевод членов одного
сословия в другое. Придуманный им
миф кончается
Платон выступает противником частной собственности: «Ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий».
У правителей и стражей в идеальном государстве Платона существует общность детей и жен. Женщины в этом государстве уравнены в правах с мужчинами. Семьи в обычном смысле слова для правителей и стражей - первых двух сословий - не существует. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности и труда людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.
Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших и благородных. Таким образом, лучший тип государственного устройства, если среди правителей выделится кто-нибудь один,- монархия, если несколько правителей - аристократия. Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке ухудшения государственности, «извращения» совершенного типа.
Появление
частной собственности на землю
и дома и превращение свободных
в рабов ведет к вырождению
идеальной аристократии и возникновению тимократии (
Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону ненавистны войны, особенно между эллинами.
В результате скопления значительного богатства у отдельных лиц в ходе войн и раздоров тимократия прекращает свое существование и превращается в олигархию: «Это строй, основывающийся на имущественном цензе»; у власти стоят немногие богатые, а бедное большинство не участвует в управлении. В этом государстве как бы два государства: одно - бедняков, другое - богачей.
У
бедных появляется ненависть к бездельникам-
Итак, демократия у Платона - строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем существует своеобразное равенство, уравновешивающее равных и неравных.
Однако
демократия «опьяняется свободой в
неразбавленном виде», и из нее вырастает
ее продолжение и
В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой - где и правителям предписаны законы. «Я вижу,- пишет Платон,- близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Как мы увидим из последующего, многие идеи Платона, как ценные, так и иллюзорные, утопичные, стали теоретическим источником идеологических построений мыслителей прошлого и современности. Прежде всего это относится к ученику и критику Платона - Аристотелю (384-322 до н.э.). Так же как Платон, Аристотель под государством понимает государство-полис - явление и продукт эллинской культуры, высшую форму общения, характерную лишь для греков. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое единство составляющих элементов.
«Политика» Аристотеля начинается словами: «Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития». Далее он уточняет: «Государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством». Политическое устройство, в свою очередь, предполагает власть закона, ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства. Аристотель определяет закон как порядок и «бесстрастный разум»: «Закону страсть не причастна». Философ подчеркивает, что следует стремиться к тому, чтобы законы не менялись, ибо закон не имеет другой силы, принуждающей к подчинению ему, кроме обычая, а обычай образуется не иначе как в продолжение известного времени. Он различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную власти.
Информация о работе Возникновение и этапы развития политической мысли