Возникновение и этапы развития политической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:12, реферат

Краткое описание

Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.

Оглавление

1. Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции 3
2. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени 7
3. Политическая мысль США в период борьбы за независимость 12

Файлы: 1 файл

КСР по политологии.docx

— 53.46 Кб (Скачать)

    Для государя частная собственность  должна быть неприкосновенной. «Люди  скорее забудут смерть отца, нежели потерю наследства».

    С одобрением ссылается он на пример Чезаре (Цезаря) Борджиа, герцога Валентинского, который, приобретя княжество благодаря  покровительству своего отца - Папы Александра VI, стал быстро крепить свое могущество, не останавливаясь ни перед  какими средствами, применяя вероломство, насилие, убийства.

    Макиавелли  рекомендует государю больше всего  заботиться о силе, так как, по его  убеждению, хорошие друзья всегда будут, если будут хорошие войска. Отдавая  должное законам, он подчеркивает, что  хорошие законы не могут обойтись без хорошего постоянного войска. Макиавелли осуждает практику наемных  войск, к которой часто прибегали  в его время.

    Государь  должен быть смел и решителен, ибо  медлительность и колебания способны погубить любое начинание. Макиавелли советует беспощадно расправляться  с теми, кто является врагом создаваемого им в государстве строя.

    Особенно  тщательно, по его мнению, нужно подходить  к подбору подчиненных. «Об уме  правителя первым делом судят  по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные  и способные, то всегда можно быть уверенным в его мудрости, ибо  он умел распознать их способности  и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключают соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников». Ибо «...государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы».

    Однако  «...самое главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся». Здесь  нет особой необходимости обладать всеми добродетелями, их может и  не быть, «...но есть прямая необходимость  выглядеть обладающим ими». Но все  же государь должен в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность  и твердость.

    Особенно  современно звучит вывод Макиавелли о том, что «всегда гораздо  легче приобрести дружбу тех, кто  был доволен прежней властью  и потому враждебно встретил своего государя, нежели сохранить дружбу тех, кто был недоволен прежней  властью и потому содействовал перевороту». И там же: «мудрый государь и  сам должен, когда позволяют обстоятельства, искусно создавать себе врагов, чтобы, одержав над ними верх, явиться  в еще большем величии».

    Макиавелли  советует государю «выказывать себя покровителем дарований, привечать  одаренных людей, оказывать почет  тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве... занимать народ празднествами и зрелищами...»

    В отличие от Н. Макиавелли Жан Боден (1530-1596) отрицает возможность «смешанной» формы государства и наилучшей считает монархию. О демократии он говорит с нескрываемой враждебностью, она, по его мнению, более всего подвержена переворотам, монархия же стабильна, особенно наследственная.

    Окончательный разрыв со средневековыми представлениями  о божественном происхождении власти происходит с созданием и развитием теории естественного права и общественного договора.

    Первой  попыткой схематического изложения  теории естественного права считается  учение Гуго Гроция(1583-1645). Дальнейшее развитие теория естественного права и общественного договора получила в политических доктринах английских ученых Т. Гоббса и Дж. Локка.

    В борьбе короля и парламента, которая  развернулась в Англии накануне буржуазной революции XVII в.,Томас Гоббс (1588- 1679) сразу стал на сторону короля. В 1640 г. через несколько Дней после роспуска Короткого парламента и накануне созыва Долгого Гоббс опубликовал небольшой трактат «Защита власти

    и прав короля, необходимых для сохранения мира в государстве». После этой публикации Гоббс был вынужден покинуть Англию, опасаясь преследований. Уже  во Франции он написал свое самое  значительное произведение «Левиафан» (1651). Однако, несмотря на определенно  монархические взгляды, в период реставрации Гоббс подвергался  травле, а после его смерти написанное им было публично сожжено.

    По  своим философским взглядам Гоббс  был представителем механистического материализма и естественнонаучного  метода познания. Механистические воззрения  Гоббса обнаруживаются и в его  учении о государстве. Государство  он представлял себе как большой  механизм, образовавшийся в результате движения и столкновения человеческих стремлений и страстей. Первоначальным элементом государства, по мнению Гоббса, является отдельный, изолированный  человек, находящийся в естественном состоянии. Полемизируя с Аристотелем, Гоббс подчеркивает, что человек  становится склонным к общественной жизни не по природе, а вследствие воспитаний. Он не согласен также и  с Г. Гроцием, утверждавшим, что по природе человеку свойственно стремление к общению с другими людьми. Гоббс утверждает, что страх, а  не «общежительный» инстинкт порождает  общество, что человек по своей  природе эгоистичен. Он считает, что  человек ищет не общения, а господства и что к другим людям его  влечет не любовь, а жажда славы  и удовольствия. Повсюду человек  добивается только своей выгоды и  стремится избегать страданий, но так  как у всех людей силы одинаковы, то по природе все люди равны: каждый в естественном состоянии имеет  право на все. Природа дала всем все. Следуя логике Гоббса, можно сделать  вывод: люди в естественном состоянии  пребывают в постоянной вражде друг с другом. По словам Гоббса (ставшим  впоследствии крылатыми), естественное состояние есть состояние всеобщей войны - «войны всех против всех».

    Жизнь человека в естественном состоянии  одинока, бедна, груба, кратковременна. И если человек следует разуму, он должен стремиться выйти из естественного  состояния и искать мира во что  бы то ни стало.

    Эти требования разума Т. Гоббс называет естественными законами. По его мнению/первый естественный закон гласит: нужно  искать мира, нужно положить конец  этому состоянию всеобщей вражды человека к человеку. А для этого  нужно заключить общественный договор, который позволит выйти из естественного состояния и послужит основанием для новой формы взаимного общения людей - государства.

    Но  этот договор может стать средством  устранения всеобщей войны лишь в  том случае, если будет выполняться. Поэтому второй естественный закон  гласит: нужно соблюдать договоры. Это соответствует естественному  праву. Из этого закона природы Гоббс  выводит ряд других законов, устанавливающих  обязанности человека, соблюдение которых  необходимо для достижения мира. Среди  них он называет обязанность проявлять  благодарность, прощать прошлые  обиды, проявлять уважение к другим, признавать равенство людей по природе  и т. д. Таким образом, у Гоббса естественные законы нравственности совпадают  с гражданскими добродетелями.

    В естественном состоянии нет никаких  запретов, и права человека не обеспечены. Поэтому чтобы избавиться от невыносимого состояния всеобщей войны, люди, по мнению Гоббса, должны заключить договор, отказавшись от всех своих естественных прав в пользу одного лица или одного собрания, безоговорочно подчиняясь создаваемой ими государственной  власти.

    По  мнению Гоббса, общественный договор  приводит к образованию общества и государства одновременно. Общественный договор представляет собой объединение  каждого с каждым, это своего рода договор объединения, посредством  которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство - новое лицо, «воля которого в  силу соглашения многих людей считается  за волю их всех, с тем чтобы государство  могло распоряжаться силами и  способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты... Тот, кто является носителем этого  лица, называетсясувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является подданным».

    Люди  устанавливают государственную  власть на условиях полного и безоговорочного  подчинения. Или неограниченная, абсолютная государственная власть, или то состояние  анархии, которое существовало до возникновения  государства, ничего третьего не дано.

    Государственная власть, по учению Гоббса, едина и  ничем не ограничена. Она действует  бесконтрольно и безответственно. Она стоит над законами гражданскими, которые от нее только и могут  получить силу.

    Организация государственной власти может быть, по Гоббсу, различной. Верховная власть может принадлежать либо одному лицу (монархия), либо лучшим (аристократия), но может быть организована и демократически. Однако во всех случаях вся полнота  власти целиком должна находиться в  руках того лица или того органа, которому она передана. Никаких «смешанных»  правлений, при которых король делил  бы свою власть с властью собрания, Гоббс не допускает. Он также считает  невозможным какое-либо разделение власти между различными органами государства.

    Переворот в Англии 1688 г. нашел своего идеолога в лице Джона Локка (1632-1704), выступившего в защиту конституционной монархии.

    В сочинении «Два трактата о правительстве» (1690) Локк изображает естественное состояние  человеческого общества как царство  свободы и равенства. С его  точки зрения, оно не было состоянием войны, как это изображал Гоббс. В естественном состоянии люди свободно располагали своей личностью  и имуществом, у них не было причин для вражды. Л

    К числу естественных прав кроме свободы  и равенства Локк относит и  частную собственность. Она, по его  мнению, возникает до государства  и существует независимо от него как  некое естественное право. Для охраны свободы и права собственности  создается государство.

    Локк  писал, что люди отказываются от своей  естественной свободы и права  защищать себя и свое достояние, передавая  это право обществу в целом. Однако в отличие от Гоббса Локк настаивал  на том, что полного отказа от естественных прав и естественной свободы быть не может. Индивидуум лишь настолько  ограничивает свою естественную свободу  и свои естественные права, насколько  это нужно для установления и  сохранения власти. Поменять естественное состояние на абсолютную монархию - это то же, говорил Локк, что во избежание вреда, наносимого лисицей, отдать себя в когти льва. Следовательно, наилучшее устройство - конституционная  монархия.

    В своем обосновании конституционной  монархии Локк к рассуждениям о естественном праве присоединяет учение о разделении властей, которое он выдвинул одним  из первых в буржуазной политической литературе.

    Разъясняя принцип разделения властей, Локк указывал, что нужно различать три ветви: законодательную, исполнительную и  союзную (федеративную). Законодательная  власть осуществляет право издавать законы, исполнительная проводит законы в жизнь, а союзная занимается вопросами внешней политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной]

    Названные три власти должны быть разделены. Это  означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Однако они неравноправны. Законодательная  власть верховная, она должна повелевать другими властями. Но и она не беспредельна: ограничена, к примеру, правом собственности гражданина.

    В политической мысли Франции XVIII в. видное место занимали идеи Шарля Луи Монтескье (1689-1755), изложенные им в сочинении «О духе законов» (1748).

    Наиболее  интересным в его учении является! попытка установить связь между  общественными явлениями и условиями, в которых живет тот или  иной народ. Он считал, что моральные  и физические факторы в их совокупности непосредственно влияют на природу  и организацию различных форм правления, их стабильность и вырождение, на характер отношений между правителями  и подданными. Монтескье исследовал влияние на форму правления со стороны религии, нравов, обычаев, черт характера, образа жизни, характера  основных занятий, факторов географической среды и т. д. Так, он утверждал, что  в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы  правления: жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, поэтому он не может успешно выступать против произвола и злоупотреблений  властью со стороны правителей, смиряется  со своим рабским положением. Напротив, холод не лишает людей мужества, и в северных странах чаще устанавливаются  республики. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.

    Среди факторов, воздействующих на формы  правления, Монтескье называл также  почву, ландшафт, величину страны. Он считал, что; «республика по своей природе  требует небольшой территорий иначе  она не удержится». Монархии же требуют  территории средней величины, таких  размеров, как Франция, Англия, Испания  середины XVIII в. Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства. «Чем более усиливается в каждой нации действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих».

    Монтескье известен как один из основателей  теории разделения властей. Цель разделения властей - гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления  властей, обеспечить политическую свободу. Последнюю Монтескье определяет как «право делать все, что дозволено  законом. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещено, то у него не было бы свободы, так  как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Таким образом,(свобода  достижима лишь в государстве, где  все отношения регулируются правом. Подобным государством, полагает он, может  быть только государство умеренного правления: демократия, аристократия, монархия, которые характеризуются  господством законов. Верховенство закона в концепции Монтескье  может быть обеспечено лишь разделением  властей таким образом, чтобы  они «могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Информация о работе Возникновение и этапы развития политической мысли