Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:12, реферат
Идейные источники современных политических доктрин - это политические взгляды и концепции мыслителей прошлого, мечтавших переустроить человеческое общество на новых, справедливых началах. Здесь мы ознакомимся с творчеством мудрецов, оставивших наиболее значительный след в истории политической мысли.
1. Политические идеи Древнего Востока и Древней Греции 3
2. Политические воззрения эпохи Возрождения и Нового времени 7
3. Политическая мысль США в период борьбы за независимость 12
«В
каждом государстве,- писал он,- есть
три рода власти: власть законодательная,
власть исполнительная, ведающая вопросами
международного права, и власть исполнительная,
ведающая вопросами права гражданского..
Лучше всего, считал Монтескье, когда законодательная власть принадлежит всему народу. Однако в таких государствах, как Франция, это невозможно из-за больших размеров территории и наличия различных социальных сил, в том числе и знати. Поэтому законодательную власть целесообразно вручить собранию представителей народа и собранию знатных. Здесь мы подошли к еще одному важному моменту в его теории: Ш. Монтескье считал, что наилучшей формой народовластия является правление народа, осуществляемое опосредованно, через доверенных лиц.
Образ
народного представителя
Вместе с тем Ш. Монтескье выступал против устойчивого (восходящего к эпохе сословного представительства и дожившего до наших дней) предрассудка, что в законодательном органе интересы аристократии лучше всего выразит дворянин, интересы крестьян - крестьянин и т. д. Монтескье считал, что подмена представительства по признанному гражданскому достоинству представительством по социальному происхождению приведет к превращению законодательного собрания в место столкновения групповых эгоизмов. Единственным основанием для предпочтения того или иного кандидата должны служить его программа и нравственный облик. Лишь в этом случае можно ожидать, что народный представитель, с одной стороны, будет неукоснительно (т. е. не по врожденной склонности, а по депутатскому долгу) отстаивать интересы тех, кто его делегировал, а с другой - никогда не поставит эти интересы выше общенациональных проблем.
Монтескье
высоко почитался современниками, его
называли «вождем законодателей». Так,
русская императрица Екатерина
И, слывшая просвещенной государыней,
часто использовала идеи и положения
из учения Монтескье. Политико-правовые
идеи Монтескье восхваляли и проводили
в жизнь вожди
В
70-е гг. XVIII в. резко обострились
противоречия между Англией, метрополией,
и ее американскими колониями. Колониальная
Америка начинает борьбу против Англии
за свою независимость (1775-1783), в ходе
которой возникает новое
Как отражение этой освободительной борьбы в американской политической мысли складывается буржуазно-демократическое направление, представленное Т. Пейном и Т. Джефферсоном.
Политический идеал Томаса Пейна (1737-1809) - буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Памфлет Пейна «Здравый смысл» (1776), изданный им анонимно, стал одним из самых популярных произведений в годы Войны за независимость.
Исходя
из тезиса, что все люди рождаются
равными, обладают одинаковыми и
неотчуждаемыми естественными правами,
Пейн считает естественные права
человека единственным источником и
основанием его гражданских прав,
возникающих из необходимости жить
в обществе («Права человека», 1791). Взгляды
Пейна не отличаются особой оригинальностью,
в целом они в радикально-
Наилучшая
форма представительной власти, по
мнению Пейна,- это та, которая позволяет
охранять гражданские права и
безопасность «с наименьшими затратами
и наибольшей пользой». Поскольку
все люди равны от природы, человеческому
обществу более всего соответствует
республика. В целом взгляды Пейна
имеют антимонархическую
Автором проекта Декларации независимости является Томас Джефферсон (1743-1826). Декларация составлялась летом 1776 г. в обстановке острых споров в Континентальном конгрессе по вопросам о независимости страны, ее будущем политическом устройстве, об отношении к рабству и т.д.
Радикальный
характер взглядов Т. Джефферсона определился
в первых же строках Декларации:
«...Все люди сотворены равными, и
все они одарены своим
Необходимо
отметить, что Джефферсон включает
в проект специальный пункт, осуждавший
рабовладение как «противное человеческой
природе». Однако под давлением
Джефферсон
был горячим поборником идеи народного
суверенитета. Он ратовал за свободное
развитие мелкособственнического трудового
фермерского хозяйства в
Джефферсон не соглашался с Монтескье, считавшим, что республика как политическая форма встречает затруднения в больших по территории странах, и, ссылаясь на опыт существования американской республики, доказывал, что для существования республики как раз жизненно необходимо наличие большой территории. Джефферсон был вице-президентом, государственным секретарем, а в 1801-1809 гг. - третьим президентом США.
Декларацию независимости Континентальный конгресс принял 4 июля 1776 г. Ее подписали представители 13 колоний. В соответствии с решением Континентального конгресса была сделана попытка разработки конституции, получившей название «Статьи конфедерации». Конфедерация, названная Соединенными Штатами Америки, объединила 14 штатов и колоний. В соответствии со статьей «каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не представлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на конгресс».
Особый интерес представляет статья: «Чтобы лучше упрочить и увековечить взаимную дружбу и взаимные сношения между населением различных Штатов этого Союза, свободные жители каждого из этих Штатов, за исключением нищих, бродяг и людей, спасшихся бегством от исполнения судебного приговора, должны пользоваться всеми привилегиями и льготами свободных граждан во всех Штатах; жители каждого Штата должны иметь право свободно въезжать в другие Штаты или выезжать из них, должны пользоваться там наравне с местными жителями промышленными и торговыми привилегиями и должны наравне с ними подчиняться уплате налогов и пошлин и другим ограничениям; но эти ограничения не должны доходить до запрещения обратно увозить в другой Штат ту собственность, которая была оттуда привезена; они также не должны доходить до наложения одним из Штатов каких-либо податей или ограничений на собственность Соединенных Штатов или одного из них».
В 1787 г. была разработана новая Конституция, фиксирующая уже федеративное устройство государства, «с целью образовать более прочный союз, утвердить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие, охранять общую безопасность, способствовать общему благосостоянию и обеспечить блага свободы для себя и для нашего потомства».
В 1789 г. Конституция была дополнена Биллем о правах - еще статьями-поправками (в их составлении принимал участие Т. Джефферсон). Эти законодательные акты (Декларация независимости, Конституция и Билль о правах) продвинули далеко вперед молодое государство по пути политического прогресса. В то время когда в Европе только теоретически рассуждали о необходимости разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье), в США эти власти были уже разделены и взаимно сдерживали друг друга; в Европе еще готовились обосновать право и права (И. Кант, Г. Гегель), а в США они существовали на практике и были неприкосновенны. Сформировавшиеся политические институты и демократические традиции позволили американскому обществу избежать таких явлений, как тоталитаризм, культ личности, диктатура. Свобода личности начиная с 70-х гг. XVIII в. остается важнейшей политической ценностью.
Информация о работе Возникновение и этапы развития политической мысли