Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка

Краткое описание

Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.DOC

— 293.50 Кб (Скачать)

7.Политические  учения в Западной  Европе в 16-17 вв.

В эпоху Возрождения  появляются первые социалистические теории, кот отражают интересы эксплуатируемых  масс, их мечты о лучшей жизни. В  этот период эти теории не могли  быть воплощены в силу незрелости общественных отношений и поэтому  носили утопичный характер. Основоположником утопического социализма является Томас Мор. Идеи утопического социализма проповедовал так же Томазо Кампанелла. Томас Мор за отказ принести присягу королю, противоречащую его католическим убеждениям был казнён. Его идеи изложены в "Золотой книге", в издании "Утопия". В это время начинался процесс первоначального накопления капитала, происходило разложение феодального строя. Шло становление мануфактур, массовый сгон крестьян с земель с целью превращения их в пастбища для овец, распространение нищеты. Мор подверг критике полит строй Англии: "Гос-во – заговор богатых, думающих о своих выгодах". Он считал республику – общественным устройством, т.к. она базируется на равенстве и справедливости. Все должностные лица избираются народом и подотчётны ему, избирательным правом пользуются только отцы семейства. Высшие должностные лица избираются из числа философов и учёных. Главный политический орган – сенат, в который, в который граждане каждого города избирают по 3 сенатора (из 54 одинаковых городов). Срок полномочий – 1 год, потом перевыборы. Кроме этого существовало народное собрание, но оставалось рабство. Война отрицалась, полное отсутствие денежного обращения. Но каким образом должен совершиться переход от одного строя к другому Мор не говорил. Томаза Кампанелло вел борьбу против испанского владычества в Италии. В его трактате "О наилучшем устройстве государства" во главе государства стоит мудрый и образованный царь-Солнце. Его помошники: мощь – ведает военными делами, мудрость – образованием и воспитанием, любовь – вопросами семьи. Все граждане, достигшие 20 лет, составляют Большой совет. Гос-во основано на демократических началах. Собственность общая, мужчины и женщины равны. Народ избирает правителей. Вопроса о том каким путём будет достигнут этот строй Кампанелла не ставит, но он отвергает политические формы борьбы.

Политические  учения в Европе в 17 веке.

Здесь нужно  рассмотреть взгляды английских рационалистов. Яркими представителями  были Томас Гоббс и Дж. Локк. Гоббс  сформировал концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного состояния к упорядоченному обществу, где власть принадлежит государству. Он подчеркнул роль личности в общественной жизни. Люди соглашаются передать свои естественные права монарху, кот в обмен осуществляет власть и устанавливает мир. Так возникает государство – Левиофан, путём общественного договора. Но Гоббс отождествлял гос-во как силу искусственно сотворённую человеком, с силой закона, кот гос-во должно было гарантировать. Дж. Локк – 2 трактата о гос правлении. В отличии от Гоббса, власть у Локка ограничена и принадлежит не гос-ву, а закону. Он выдвинул идею разделения властей (законод, исп, федеративную) для обеспечения прав личности. Он был теоретиком конституционного режима.

Вопрос 8

Политические  учения в западной Европе и Америке  в 18 веке.

Социально-политические идеи получили своё распространение  и развитие в Новое Время. Яркие  представители: Монтескье "Персидские письма". В них он подверг критике абсолюстический режим Франции, кот он отождествлял с деспотическим правлением + критика католической церкви. Гос-во – результат общественного договора. Монтескье верил в прогресс, кот он связывал с установлением политической свободы. Он отстаивал свободу слова, печати, совести. Ж.Ж. Руссо "Об общественном договоре" – сторонник договорной теории государства. Руссо выдвигал принцип народного суверенитета как власти общей воли. Народ - носитель политической власти. Лучшей формой правления является республика, где должностные лица избираются народом. Он предусмотрел создание Трибуната – спец органа, охраняющего законы и законную власть. Постепенно на смену гражданской концепции политики пришла социальная. Отправной точкой являются группы: класс, нация, человечество. Гос-во рассматривается уже не с .т.з. закона, а с .т.з. исторического развития. Это нашло отражение в трудах социалистов – утопистов: Сен-Симона, Фурье и Оута. Их отличает недооценка значения государственных и правовых институтов. Сен-Симон придавал огромное значение экономической деятельности, производству и формам собственности, классам. В качестве двигателя общественного развития трактовались прогресс знаний и нравственности. Выделял по производственному признаку 2 класса – рантье и промышленники, банкиры, капиталисты и рабочие. У него остаётся институт монархии, сохр правительство (министерства) и представительные учреждения. Вся полнота власти принадлежит Совету промышленников. Америка – Соц-политические идеи получили распространение в США, особенно после победы в борьбе за независимость. Интенсивное развитие капиталистических отношений. Движение американских колонистов дало мощный толчок развитию демократических идей, распространению идей о договорном происхождении государства. Была принята декларация прав человека: все люди имеют равные права на жизнь, свободу, собственность, на счастье и безопасность. Народ – источник власти, ему принадлежит суверенитет, правительство – слуга народа. Народ в праве убрать неугодное ему правительство. Принцип разделения властей. Джеферсон и Пейн – выражали интересы слоёв мелких производителей. Джефферсон – автор Декларации независимости, отстаивает идею народного суверенитета. Никто не м/б лишён права участия в гос власти и контроле над ней (этим обосновывается правомерность революции). Пейн "Здравый смысл". Высказал идею, что борьба за независимость – это право народа. На основе естественных прав (на жизнь, свободу слова, печати) создаётся гражданское общество. Гос-во – это продукт общества. Политическим идеалом Пейна была демократическая республика со всеобщим избирательным правом. 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №49 Мировая политика и межд.-е отношения.

Мировая политика – форма деят-ти гос.-ва.

Цели мировой  политики:

  • обеспеч-е в мире безопасности
  • рост потенциала гос-в (эк., полит., военного)
  • рост престижа и упрочение междунар. позиций гос.-в

    Мир. политика имеет ряд противоречий, котор. осложняют  междунар. отношения.

  1. с 1 стороны, сущ. опщепризн. в междунар. док-тах форм-е рав-во гос-в, с др.- реальн. их нерав-во ( 1 страны имеют пр. иметь ядерн. оружие, др. – нет, междунар-е организации нах-ся под влиянием крупных гос-в)
  2. Не сложилась миров. система которая регулировала бы весь спектр отношений (отношения м\у гос-ми основ-ся на д-рах, котор. регулируют лишь часть реальн. отношений)
  3. В ряде случаев, политика зависит от взаимоотношений 1 лиц гос-в, их симпатий и антипатий
  4. Нестабильность договоров становится реальной проблемой межд-х отношений
  5. Слаботь межд-го права носит договорной характер

    Здесь можно  предложить следующее:

    • Нужно провести всемрн-ю унификац-ю разл-х гос-в (с признанием общечел-х цен-тей)
    • Создать единое гос-во с общим центром (мров-м правительством)

К сфере междунар-х  отношений отн-ся отн-я не только м\у гос-ми, но и люб. вид деятельности по реализации групп или общ-х  интересов, если они реолиз-ся на междунар-й арене. Межд-е отнош-я м. классиф-ся по Марксу на:

  • Рабовладельческие
  • Феодальные
  • Капиталистические
  • Социалистический

Ещё можно предложить типологию:

  • Классический многополюсный мир
  • Двух полюсный мир
  • Однополюсный мир

Здесь также  можно в соответствии с вышесказанным м. выд.-ть типы межгос-х отношений

  • Война
  • Холодн. Война
  • Мирное сосуществование
  • Неприсоединение
  • Сотрудничество

На основе этой типологии выделяются виды международных  отношений. Политические, военно-стратегические, культурные, общественные, идеологические, научно-технические. Также можно выделить уровни международной жизни.

      1. глобальный (ООН)
      2. региональный (ЕЭС)
      3. подрегиональный
      4. двухсторонний

в международной  политике важную роль играют факторы: дипломатия, внутренняя стабильность, сфера интересов государства. 
 
 
 

Вопрос  №50

Гос-во определяет характер международных отношений, указывает влияние на степень  свободы границ, обладает суверинитетом (т.е. выбирает сам пути эк., полит. режима, невмеш-во в дела других гос-в)

Главная особенность  международного политич-го процесса- отсутствие единого ядра вл. и управления.

С учётом мощи различают:

- сверхдержавы (способность к мас. разрушениям  мир. масштаба, способность оказывать  влияние на всё человечество, невозможность потерпеть поражение  от др. госдарства).

- великие державы  оказывают влияние на мировое  развитие но не господствуют в межд-х отношениях.

-  средние  прочно влияют на ближнее окружение.

Определяющим  элементом является национальный интерес (повышение материального и духовного  уровня жизни населения, обеспечение  безопасности государства, его суверинитет)

Внешнеполитическая деятельность государств реализуется различными средствами

  • политическими (дипломатия)
  • экономическими (режим наиболее благоприятствования в торговле)
  • военными (военная мощь государства)
  • пропагандистская (арсенал СМИ)

элементам международной  политики являются также межгосуд-е обьединения, они создаются для реализации предел-х целей

Классифицировать  их можно по территориальному принципу:

  • региональные (ЕС, Европ. Ассоц. Свободн торговли, Лига Арабских государств)
  • межрегион-е ( Организация Исламская конференция)
  • субрегиональные (Бенелюкс)

по сфере деятельности:

  • экономического характера ( МТП, МВФ)
  • мирового хозяйства ( межд-е агентство по атомной энергии)
  • в обл-ти куль-ры и спорта (Межд. Олмип. Комитет)
  • военно-политич-е
  • универсальные (ООН)

Неправительственные организации:

  • профессиональные (Межд. Организация журналистов)
  • демографические (Демократическая  федерация женщин, всемирная федерация молодёжи)
  • спортивные
  • экологические
  • гуманистические
  • религиозные

  
 
 
 
 
 
 

  
 
 

  
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"