Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка
Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.
По идеологическому принципу партии делятся : - консерв-е ( стремятся сохранить общ-й строй, допуская небольшие изменения), - реформисткие( ориентируются на значительные преобразования общест-го строя), - революционные(отвергают сущ-й строй и требуют его замену), - реакционные(полный или частичный возврат к прежнему строю). Партии \-ся на правых (отстаив-т сильное гос-во, охра-ее частную собственность( партия эконом-й свободы, демокр-й выбор России)) – левые(ориент-ны на общест-ю собственность: КПРФ).Еще партии \-ся на: -демокр-е, готовые к конкуренции в рамках аморализма; - тоталитарные парт-ии, абсолютное подчинение гос-ву); - авторитарные, возник-т из национальных движений, испл-т силовые методы, ограничив-ие полит-ю свободу.
В
зависимости от отношения к режиму:
- правящие партии, - оппозиционные( м.б.
легальные- зарегистрированные, полулегальные-
не зерег-ые, нелегальные- деств-ие в усл-х
подполья.) Нелегальные \-ся революционные
и радикально-национальные( насильное
свиржение власти).Дюверше делит на: - кадровые(немногочисл-ны,
сост. Из парламентских групп, в которые
входят проф-е политики, опирающиеся на
мат-ю поддержку привилегированных слоев
общества: Республ-ся партия США, Консерват-ы
Англии). И –массовые( центр-ые обр-ия с
жесткой организ-ей и уставным членством,
строг-й дисциплиной, почитание вождей
. По способу связи \-ся : мягкие(не требуют
от депутатов строго следовать директивам
партии); жесткие(предпс-т своим парламентариям
обязат-ое голосование). По хар-ру полит-х
действий м-но выделить \-ся: -умеренные,
экстремистские, радикальные.
30 Партийные системы в современном мире. Парти-я система – взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними, структурирующие соц-е интересы на местном и нац-м уровнях через механизм выборов. Их принято классиф-ть по качественным признакам и по количественному составу. В зависимости от характера режима парт-е системы \-ся на: демокр-е, тоталит-е, авторит-е.
В соотв-ии с господст-ми в гос-ве соц-ми ценностями выделяют: 1. Социалист-ие и буржуазные поли-е системы. С учетом хар-ра отношений между партиями и гос-ом: конкурентные и неконкурентные. Сущест-ет 2 типа парт-х систем: Однопартийные (монополия во власти со стороны одной партии.Создание др-х партий запрещено. Происходит слияние партии с гос-ом и формируются командные методы управления.);Многопартийные (наличие в стране 2-х сильных партий, которые периодически сменяют друг друга (США)).
Оптимальным фактором для
Сейчас
подвергается сомнению ставка на массовость
партий и отдается предпочтение стр-м,
обеспечивающим гибкость и подвижность.
Стремление партий к боле близкой связи
с обществом находит выражение в омоложении
лидеров. Росс-е партии не ведут работу
с населением. Можно выделить факторы
негативно влияющие на партийные системы:
1. Относит-я неразв-ть демокр-й полит-й
культуры и гражд-го общества. 2. Полит-е
изменения отражают экономические изменения
3. В презид-х республиках строительство
партий протекает сложнее, чем в парламентских.
4. В федер-х консолидирование партий протекает
труднее, чем в унитарных гос-х.
31 Многопартийная система этапы становления и особенности функционирования в России. Сущес-ет различные типы полит-х систем ( взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними). Одной из них явл-ся многпартийная полит-я система. Это предп-ет наличие в стране 2-х и более сильных партий, каждая из которых готова самостоятельно осуществлять власть в рез-те выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти ( при существовании других партий, которые реально не могут претендовать на власть)
Модель
2-х партийной системы
Многопартийность позволяет обеспечить относ-ю стабильность власти и не отстранять от принятия решений мелкие партии, выр-ие требования меньшинства. Здесь остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. Многопартийность- оптимальная среда для развития демократии. Сейчас во всем мире партийно-парламентская система воспринимается общ-м мнением как сфера, оторванная от жизни, со своими условиями и языками. Стремление партий формировать нужды человека становится смешным. Теперь подвергается сомнению сама ставка на массовость партий и отдается предпочтение стр-ам, обеспечивающим гибкость и подвижность. Стремление партий к более тесной связи с обществом нах-т выражение в омоложении лидеров, выдвижение на руководящие посты выходцев из соц-х низов.( лидер брит-х консерваторов – Дж. Мейджор).
Российские
партии возникли после краха тоталитарной
системы и были нужны для управления полит-и
процессами ( попытка создать 2-х партийную
систему на выборах 95-го года). Партиям
в России не удалось стать посредниками
между гос-ом и обществом. Они малочисленны,
плохо организованы с аморфными программами
и фракционной борьбой. Не ведут работу
с населением (искл.- КПРФ и РНЕ). Это
происходит потому, что: 1. Неразвита полит-я
культура и гражд-ое об-во. 2.введение в
стране президентской формы правления
( партийное строительство ротекает сложнее,
чем в республиках.
32. Общественно-политические организации и движения в современном мире. Они не претендуют на непосредственное уч-ие в управленческой деятельности. Общ-ая организация - добровольное об-ие граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую орга-ю структуру.
Хар-но наличие устава, управлен-го аппарата, стабильность состава, членские взносы. Это профсоюзы, союзы предпринимателей, коопер-ая молодежь, женские организации, творческие союзы, добровольные сообщества ( творческие, технические). Общ-но полит-ие движения – солидарная активность граждан, направленная на достижение общей цели. Это инициативные граждане, клубы, союзы. Отличаются массовостью, орга-ой и идейной аморфностью, нестаб-ю ориентации и состава, спонтанностью действий.
В зависимости от отношения к соц-у строю движения \-ся на: 1.консерва-е – стремление сохр-ть существующий строй.(элита) 2. Реформаторские – действия направлены на постепенное изменение сущ-го сой-го уклада (ученые). 3.Революц-оые – жесткое противостояние сущ-му порядку (оппозиция по отношению к власти).4. Контрревол-ые – направлены против общ-го строя , формир-ся в случаях победы револ-х движений, стремятся заменить его прежним строем. Выделяют локальные, региональные, эколо-е, женс-ие, молодежные, рабочие, крестьянские, движения интеллигенции, фермеров.
Ф-ии
движений: - выявление и удавл-ие
интересов и потребностей членов
объединения; - соц-ой интеграции и мобилизации
( объед-ие членов группы вокруг целей
данного образования, привлекают внимание
населения к острым проблемам, выдвигают
решения); - социализации ( способст-т формированию
жизненных позиций своих членов, повышению
полит образованности и культуры); - моделирование
новых общ-х стр-р, поиск соц-х связей и
стиля жизни ( стремятся найти нестандартные
решения глобальных проблем экологии,
защиты прав человека).Есть 2-а типа динамики
общ-но- полит-х движений: 1. Связан с возникновением,
расцветом, подъемом, ослаблением и умиранием
движения 2. Циклический, пульсирующий
характер, волнообразное развитие движений
( экономические, студенческие)
37. Природа и сущность политического сознания.
Политическое сознание – совокупность взглядов, установок, выражающих отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям политической жизни.
Политическое сознание – сознание классов. Природу политического сознания можно выразить так: 1) формирование системы потребностей и социальных ожиданий, 2) принятие определенных ролей и актуализация потребностей, 3) формирование ценностей ориентации, 4) идентификация " своей " социальной группы. 5) осознание собственных интересов ( целей ) в социально- политической сфере. 6) оценка существующей возможности влиять на политическую деятельность в соответствии со своими интересами. 7) принятие системы ценностей и установок, формирующих политические устремления.
Формирование
политического сознания под влиянием
объективных условий
Сущность
политического сознания составляют
политические ориентации ( т.е. нормативные
представления людей о
Различают открытый и закрытый типы политического сознания.
общечеловеческие ценности и ориентиры)
Различают групповое и индивидуальное политическое сознание.
Совокупность индивид. Политич. сознаний складыв-ся в политич. сознание общ-ва. Носителями такого сознания явл-ся классы, слои, отд. Члены об-ва.
Полит.
Сознан. Создает готовность практически
действовать в направлении
К сущ-ти политич. сознания отн-ся:
38. Стр-ра, ур-ни и фун-ции пол. Созн.
Пол. Соз- это часть общ. Созн, кот. Непоср-нно относ-ся к пол. Явл. И процессам, совокупность взглядов, установок, выражающих отнош-ие людей к гос-ву и партиям, полит. Ценностям, традициям и нормам пол. Жизни.
Стр-ра: знание, оценка, эмоции и 2 измерения – гносеологическое ( т.е. познават-ое) и Социол-ое ( его роль ( полит. Сознан. ) и значение в пол. Системе общ-ва
Познание полит. Жизни происходит на 2 уровнях
змпирическом – формир-тся полит. Сознан. Стихийно, вырастая из общ-но политич. опыта. Ему недоступны объективные законы полит. Жизни, их познание достигается теоретическим сознанием, эмпирич. Служит основой для теорет-го.
Фун-ции пол-ит. Сознания:
А) познават-ная ( дающая представление об окружающей полит. Действ-ти и позволяющей чел-ку ориентироваться в ней.
Б) когнитивная ( выражает потреб-сть чел-ка и соц. Группы в отражении и осознании индивид., групп. И общест. Интересов)
В) идеологическая ( обоснование , защита и оправдание интересов гр-ны или об-ва в целом )
Г) оценочная ( внутр. Отнош. Субъекта к окруж. Миру политики, кот. Нах-т выражение в оценках этого мира)
Д) Целеполагательная ( создает установку на достижение опред. Рез-тов деят.) Выз-вает активность , обуславливает выбор предмета деят-ти, пути движения к предмету.
Е) коммуникационная – взаимодействие субъектов и носителей полит. Отношений между собой и институтами
Ж) прогностическая
– способность группы или общества
к гипотетич. Оценке возможного развития.
Функции и уровни пол. Идеологии.
Пол. Идеол- система воззрений и концепций в отношении окруж. Его мира, опред. Миропонимание и в то же время сис-ма пол. Ориентации, установок.
Виды пол. Иеологий: соц-ные, эк-кие, нац-ные,. По целям: либер, консерв, рев-ной, радик-ной
Пол. Идеол. Вып-ет след. Функции: