Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка

Краткое описание

Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.DOC

— 293.50 Кб (Скачать)

    По  идеологическому принципу партии делятся : - консерв-е ( стремятся сохранить общ-й строй, допуская небольшие изменения), - реформисткие( ориентируются на значительные преобразования общест-го строя), - революционные(отвергают сущ-й строй и требуют его замену), - реакционные(полный или частичный возврат к прежнему строю). Партии \-ся на правых (отстаив-т сильное гос-во, охра-ее частную собственность( партия эконом-й свободы, демокр-й выбор России)) – левые(ориент-ны на общест-ю собственность: КПРФ).Еще партии \-ся на: -демокр-е, готовые к  конкуренции в рамках аморализма; - тоталитарные парт-ии, абсолютное подчинение гос-ву); - авторитарные, возник-т из национальных движений, испл-т силовые методы, ограничив-ие полит-ю свободу.

    В зависимости от отношения к режиму: - правящие партии, - оппозиционные( м.б. легальные- зарегистрированные, полулегальные- не зерег-ые, нелегальные- деств-ие в усл-х подполья.) Нелегальные \-ся революционные и радикально-национальные( насильное свиржение власти).Дюверше делит на: - кадровые(немногочисл-ны, сост. Из парламентских групп, в которые входят проф-е политики, опирающиеся на мат-ю поддержку привилегированных слоев общества: Республ-ся партия США, Консерват-ы  Англии). И –массовые( центр-ые обр-ия с жесткой организ-ей  и уставным членством, строг-й дисциплиной, почитание вождей . По способу связи \-ся : мягкие(не требуют от депутатов строго следовать директивам партии); жесткие(предпс-т своим парламентариям обязат-ое голосование). По хар-ру полит-х действий м-но выделить \-ся: -умеренные, экстремистские, радикальные. 

30 Партийные системы в современном мире. Парти-я система – взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними, структурирующие соц-е интересы на местном и  нац-м уровнях через механизм выборов. Их принято классиф-ть по качественным признакам и по количественному составу. В зависимости от характера режима парт-е системы \-ся на: демокр-е, тоталит-е, авторит-е.

    В соотв-ии с господст-ми в гос-ве соц-ми ценностями выделяют: 1. Социалист-ие и  буржуазные поли-е системы. С учетом хар-ра отношений между партиями и гос-ом: конкурентные и неконкурентные. Сущест-ет 2 типа парт-х систем: Однопартийные (монополия во власти со стороны одной партии.Создание др-х партий запрещено. Происходит слияние партии с гос-ом и формируются командные методы управления.);Многопартийные (наличие в стране 2-х сильных партий, которые периодически сменяют друг друга (США)).

      Оптимальным фактором для развития  демократии явл-ся многопартийность. Хар-р и особенности парт-х  систем обусл-ся множеством  факторов : соц-й структурой, соц-й расстоновкой классовых сил, уровнем полт-го сознания и культуры, нац-ым составом, религиозная ситуация, законодательством. Так, в странах,где нет значит-х крестьянских  слоев, аграрные партии и не возникают. Если соц-е группы ориентируются на единую систему ценностей, то и всей партийной системе будет свойствн-н более мягкие формы отношений между партиями. В общ-ве с множеством  эк-х укладов, мно-м культур и языков больше предпосылок для создания многопартийных систем.

    Сейчас  подвергается сомнению ставка на массовость партий и отдается предпочтение стр-м, обеспечивающим гибкость и подвижность. Стремление партий к боле близкой связи с обществом находит выражение в омоложении лидеров. Росс-е партии не ведут работу с населением. Можно выделить факторы негативно влияющие на партийные системы: 1. Относит-я неразв-ть демокр-й полит-й культуры и гражд-го общества. 2. Полит-е изменения отражают экономические изменения 3. В презид-х республиках строительство партий  протекает сложнее, чем в парламентских. 4. В федер-х консолидирование партий протекает труднее, чем в унитарных гос-х. 

31 Многопартийная система  этапы становления   и особенности  функционирования  в России. Сущес-ет  различные типы полит-х систем ( взаимодействующие друг с другом партии и принципы отношений между ними). Одной из них явл-ся многпартийная полит-я система. Это предп-ет наличие в стране 2-х и более сильных партий, каждая из которых готова самостоятельно осуществлять власть в рез-те выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти ( при существовании других партий, которые реально не могут претендовать на власть)

   Модель 2-х партийной системы сложилась  в США (Демок-ы и Республ-цы), в  Англии консерваторы и лейбористы.

   Многопартийность  позволяет обеспечить относ-ю стабильность власти и не отстранять от принятия решений мелкие партии, выр-ие требования меньшинства. Здесь остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. Многопартийность- оптимальная среда для развития демократии. Сейчас во всем мире партийно-парламентская система воспринимается общ-м мнением как сфера, оторванная от жизни, со своими условиями и языками. Стремление партий формировать нужды человека становится смешным. Теперь подвергается сомнению сама ставка на массовость партий и отдается предпочтение  стр-ам, обеспечивающим гибкость и подвижность. Стремление партий к более тесной связи с обществом нах-т выражение в омоложении лидеров, выдвижение на руководящие посты выходцев из соц-х низов.( лидер брит-х консерваторов – Дж. Мейджор).

   Российские партии возникли после краха тоталитарной системы и были нужны для управления полит-и процессами ( попытка создать 2-х партийную систему на выборах 95-го года). Партиям в России не удалось стать посредниками между гос-ом и обществом. Они малочисленны, плохо организованы с аморфными программами и фракционной борьбой. Не ведут работу с населением (искл.- КПРФ и  РНЕ). Это происходит потому, что: 1. Неразвита полит-я культура и гражд-ое об-во. 2.введение в стране президентской формы правления  ( партийное строительство ротекает сложнее, чем в республиках. 

32. Общественно-политические  организации и  движения в современном  мире. Они не претендуют на непосредственное уч-ие в управленческой деятельности. Общ-ая организация - добровольное об-ие граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую орга-ю структуру.

   Хар-но наличие устава, управлен-го аппарата, стабильность состава, членские взносы. Это профсоюзы, союзы предпринимателей, коопер-ая молодежь, женские организации, творческие союзы, добровольные сообщества ( творческие, технические). Общ-но полит-ие движения – солидарная активность граждан, направленная на достижение общей цели. Это инициативные граждане, клубы, союзы. Отличаются массовостью, орга-ой и идейной аморфностью, нестаб-ю ориентации и состава, спонтанностью действий.

   В зависимости от отношения к соц-у строю движения \-ся на: 1.консерва-е – стремление сохр-ть существующий строй.(элита) 2. Реформаторские – действия направлены на постепенное изменение сущ-го сой-го уклада (ученые). 3.Революц-оые – жесткое противостояние сущ-му порядку (оппозиция по отношению к власти).4. Контрревол-ые – направлены против общ-го строя , формир-ся в случаях победы револ-х движений, стремятся заменить его прежним строем. Выделяют локальные, региональные, эколо-е, женс-ие, молодежные, рабочие, крестьянские, движения интеллигенции, фермеров.

   Ф-ии движений: - выявление и удавл-ие интересов и потребностей  членов объединения; - соц-ой интеграции и мобилизации ( объед-ие членов группы вокруг целей  данного образования, привлекают внимание населения  к острым проблемам, выдвигают  решения); - социализации ( способст-т формированию жизненных позиций своих членов, повышению полит образованности и культуры); - моделирование новых общ-х стр-р, поиск соц-х связей и стиля жизни ( стремятся найти нестандартные решения глобальных проблем экологии, защиты прав человека).Есть 2-а типа динамики общ-но- полит-х движений: 1. Связан с возникновением, расцветом, подъемом, ослаблением и умиранием движения 2. Циклический, пульсирующий характер, волнообразное развитие движений ( экономические, студенческие)   

37.              Природа и сущность  политического сознания.

Политическое  сознание – совокупность взглядов, установок, выражающих отношение людей  к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям  политической жизни.

Политическое  сознание – сознание классов. Природу политического сознания можно выразить так: 1) формирование системы потребностей и социальных ожиданий, 2) принятие определенных ролей и актуализация потребностей, 3) формирование ценностей ориентации, 4) идентификация " своей " социальной группы. 5) осознание собственных интересов ( целей ) в социально- политической сфере. 6) оценка существующей возможности влиять на политическую деятельность в соответствии со своими интересами. 7) принятие системы ценностей и установок, формирующих политические устремления.

Формирование  политического сознания под влиянием объективных условий материальной жизни находящихся под постоянным воздействием мощных дополнительных факторов ( специфика политической культуры, деятельность политической системы).

Сущность  политического сознания составляют политические ориентации ( т.е. нормативные  представления людей о соответствующих  их стремлениям целям политической деятельности и приемлемых для них  средствах достижения этих целей. Эти  ориентации могут принимать форму стереотипов, т.е. определенных образов мышления и поведения, влияющих на установки.

Различают открытый и закрытый типы политического  сознания.

  1. открытый (способность к восприятию чужого социального опыта, культурных ценностей и традиций)
  2. закрытый  базируется на локальных, групповых нормах и целях и не приемлет

    общечеловеческие  ценности и ориентиры)

    Различают групповое и индивидуальное политическое сознание.

    Совокупность  индивид. Политич. сознаний складыв-ся в политич. сознание общ-ва. Носителями такого сознания явл-ся  классы, слои, отд. Члены об-ва.

    Полит. Сознан. Создает готовность практически  действовать в направлении зафиксированного отношения к действительности.

    К сущ-ти политич. сознания отн-ся:

  • опр-ые или  пост-ые эмоц-ые сос-ния, касающиеся полит. Явлений
  • убежд-я, кас-ющиеся полит. Явл.
  • Полит. Воспитание ( возд-вие на полит. Позиции )
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

38.                Стр-ра, ур-ни и  фун-ции пол. Созн.

Пол. Соз- это часть общ. Созн, кот. Непоср-нно  относ-ся  к пол. Явл. И процессам, совокупность взглядов, установок, выражающих отнош-ие людей к гос-ву и партиям, полит. Ценностям, традициям и нормам пол. Жизни.

Стр-ра: знание, оценка, эмоции и 2 измерения  – гносеологическое ( т.е. познават-ое) и Социол-ое ( его роль ( полит. Сознан. ) и значение в пол. Системе общ-ва

Познание  полит. Жизни происходит на 2 уровнях

змпирическом  – формир-тся полит. Сознан. Стихийно, вырастая из общ-но политич. опыта. Ему  недоступны объективные  законы полит. Жизни, их познание достигается теоретическим сознанием,  эмпирич. Служит основой для теорет-го.

Фун-ции  пол-ит. Сознания:

А) познават-ная ( дающая представление об окружающей полит. Действ-ти и позволяющей чел-ку ориентироваться в ней.

Б) когнитивная ( выражает потреб-сть чел-ка и соц. Группы в отражении и осознании индивид., групп. И общест. Интересов)

В) идеологическая ( обоснование , защита и оправдание интересов гр-ны или об-ва в целом )

Г) оценочная ( внутр. Отнош. Субъекта к окруж. Миру политики, кот. Нах-т выражение в  оценках этого мира)

Д) Целеполагательная ( создает  установку на достижение опред. Рез-тов деят.) Выз-вает активность , обуславливает выбор предмета деят-ти, пути движения к предмету.

Е) коммуникационная – взаимодействие субъектов  и  носителей полит. Отношений между  собой и институтами

Ж) прогностическая  – способность группы или общества к гипотетич. Оценке возможного развития. 

Функции и уровни пол. Идеологии.

Пол. Идеол- система воззрений и концепций  в отношении окруж. Его мира, опред. Миропонимание и в то же время  сис-ма пол. Ориентации, установок.

Виды  пол. Иеологий: соц-ные, эк-кие, нац-ные,. По целям: либер, консерв, рев-ной, радик-ной

 Пол.  Идеол. Вып-ет след. Функции:

  • ориентационная- включает основопол-е предст-я об общ-ве, соц. Процессе, личности и вл.
  • - мобилиз-нная- предпол. Идеалы более соверш. Общ-ва, полит. Идеол. Мобилизуют об-во, мотивы полит. Деят-ти.
  • - интегративная- пол. Идеол. По св. масштабам превосходит люб индивид-ный или груп интерес
  • амортиз-нная- служит ослаблению соц. Напряженности, заставляет общ-во ( чел-ка) находить в себе силы после неудач.
  • - функция выражения интер. Опр. Соц. Группы- заключается в том, что полит. Идеалы могут возникать на основе интер-сов какой-либо соц. Группы
  •   Идеол. Оформлена в полит. Партиях, движениях, союзах. Для этих  институтов важ. Зад-чей явл-ся ориентация полит. Поведения гр-н. В связи с этим м. Рассмат-ть неск-ко уровней полит. Идеол.:
  • теоретич-ий( раскрывает идеалы и ценности опр-го  класса, нации, кос-ва, формирует осн-ные полож-ния гл. сфер жизнедеят-ти общ-ва( чел-ка).
  • Программно- полит. ( здесь происходит адаптация ( форм-тся норм-ная основа управленческих решений и полит. Повед-ния  гр-н
  • Актуализированный  опред-щий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеол., ее влияние на практич. Деят-ть людей) Позволяет элите через изуч-ния общего мнения определять степень влият-сти, надежности полит. Идеол.
  • С точки зрения Маннгейма сильная статистика  пол. Идеол.  Состоит в том, что они способны сплачивать людей и направлять их энергию на опред. Формы действия.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"