Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка
Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.
-подавляется проявление индивидуальности,
-государственное
устройство носит унитарный
Авторитарный режим
Возникает при смешивании общественного строя в структурах, переживающих эк. И полит. кризисы(Азия, Африка, Латинская Америка)
-сосредоточение власти в руках 1 человека или группы,
-общество отчуждено от власти,
-элита формируется сверху,
-политика монополизируется,
деятельность полит. партий
-права и свободы граждан ограничены в полит. сфере,
-доминирует
официальная идеология, но
-осущ-ся цензура на СМИ,
-госуд контроль
не распространяется на
-рыночная экономика уживается с частным предпр-вом.Эк-ка может быть эффект.и неэффект.,
-режим может
поддерживаться больш-вом
-государство носит унитарный характер, массовые репрессии не производятся.
Военный режим(Чили),теократ
режим(власть религ. Клана, в Иране-после
революции 1979г.),монархич. режимы( Иордания,
Марокко,Сауд. Аравия).
13.Политическая власть в системе общественных отношений.
Власть как таковая представляет собой особый вид общественных отношений.
Существуют основные интерпретации власти
Натуралистическая (человек по природе стремиться к власти) – Макиавелли, Гоббс.
Бихевиористская (одни люди подчиняются, другие командуют) – Лассуэл.
Психологическая
(раскрытие мотивации этого
Системная (рассматривая власть как способность реализовать коллективные цели, взаимодействие индивидуальных воль) – Парсонс, Истон.
Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, временя и пространство.
Масштабы – характеристика значения, размаха, размеров, влияния власти.
Объем власти – количество власти, сосредоточенной в чьих-то руках.
Время власти - период функционирования данной власти.
Пространство власти – определенные площади, территории и регионы.
Политическая власть (признаки)
Верховенство
Всеобщность
Моноцентричность – существование общего государственного центра.
Многообразие ресурсов – экономические, социальные,
Культурно – информационные, нравственные, причудливые.
Субъект власти – обладатель, носитель – правящая элита.
Объектом власти называется гражданин и общество в целом.
Ресурсы власти – средство воздействия субъекта на объект:
Экономические ресурсы – математические ценности, деньги, техника, земля, полезные ископаемые.
Социальные ресурсы – группы и слои общества, на поддержку которым может рассчитывать власть в проведение политики.
Культурно-информационные – знания и информация, а также средства их получения и распределения.
Демографические ресурсы – люди, производящие математические, культурно – информационные и другие ресурсы.
Принудительные ресурсы – оружие, институты принуждения
Механизм власти – это социальные институты и аппарат управления, с помощью которого обеспечивается господство субъекта над объектом.
Способы властвования – демократические (при участии исполнительности в принятии решения), авторитетные (неограниченная власть, полный контроль над обществом), тоталитарные (всеобъемлющий контроль), либеральные (уважение свободы и прав личности).
В роли арбитра между властью и обществом выступает конституционный суд.
У нас власть лишена массовой социальной базой, слаба и малоэффективна. Она сосредоточена в финансовых и криминалистических группировках, употребляющих ее в собственных целях.
Власть любого
государства должна состоять в
выявлении, учете и реализации основных
интересов социальных групп.
14.Функции политической власти.
Верховенство (обязательность решений для всего общества)
Общеобязательность
Обязательность решений для других властей
Способность проникновения в любые общественные интересы.
Всеобщность – функционирование на основе права от имени всего общества
Безличность
Моноцентричность – существование общего государственного центра принятия решений
Многообразие ресурсов – экономические, социальные, культурные, информационные, нравственные, принудительные
Масштабы власти – характеристика размеров влияния власти.
Объем власти – количество власти, сосредоточенная в чьих-то руках
Время власти - период функционирования власти.
Субъект власти – ее носитель (лидер, нация, слой, класс)
Объектом - отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом.
Критерий власти – ее эффективность:
Двойственность и своевременность контроля за выполнением свободных распоряжений
Техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений
Авторитет власти
Выражение социальных
интересов.
15.Основания и ресурсы политической власти.
Важнейшие формы, определяющие содержание и механизмы власти, являются её основания и ресурсы.
Вид социального взаимодействия через подчинение одних субъектов другим.
Основания – ее база, источники, на которых опирается властная воля субъекта.
Ресурсы – реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления самой власти и ее оснований.
Основания – фундамент.
Ресурсы – потенциал и технология
По сферам жизнедеятельности выделяется:
Экономические основания – характеризуются господствующей формой собственности, степенью устойчивости национальной валюты, природными ресурсами, золотым запасом.
Экономические ресурсы – активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая и таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность.
Социальные основания – социальные группы и слои, на которые опирается власть.
Социальные ресурсы – мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение их общественной активности. (Они могут частично совпадать с экономическими ресурсами – доход и богатства)
Юридические основания – математическая база юриспруденции, а также совокупность законов, на которые опирается власть
Ресурсы – инструкции, мероприятия по утончению и разъяснению законодательства (указы правительства, постановления правительства)
Административно –силовые основания – совокупность властных учреждений, обеспечивающие наиболее важные функции жизнедеятельности, безопасности государства (структуры исполнительных, законодательных властей, органы безопастности, разведки, органы ВД)
Ресурсы – система подборки кадров, оснащение вл. учреждений техникой по мировым стандартам.
Культурно – административные основания – система организаций, сохраняющим культурный потенциал, СМИ, международные и национальные компьютерные сети.
Ресурсы – духовные ценности, знания, информационная система хранения и учета культурного национального достояния.
Организационные ресурсы – направлены на создание оптимальных структур управления, гарантирующих быстрое прохождение приказа
До исполнителя и обеспечения контроля.
Поощрительные ресурсы – математические и социальные блага, с помощью которых власть вознаграждает определенные слои населения.
Принудительные ресурсы – комплекс мер адекватного воздействия и угрозы санкций при выполнении приказа, для предотвращения забастовок и митингов.
Нормативные ресурсы
– средства воздействия на ценностные
ориентации властей (формирует кодекс
поведения)
16.Распределение политических властей в современном обществе.
Власть – суть управления другими людьми, она всегда является двусторонним отношением. Для понимания сути власти и её функционирования необходимо соотносить власть с конкретной ситуацией.
На современном этапе прежде всего. Сегодня видно, что старая командно – административная власть сломана, а новая еще не создана. Существующая система власти во многом копирует прежнюю командно бюрократическую систему, но с большей долей бюрократизма, коррупции, мафиозности правящих структур. Наша система власти предоставляет полномочия президенту, которых не имеет ни один президент в самой демократической стране. Ни в одной стране нет такого положения, когда исполнительная власть контролирует другие ветви власти. Сегодня в России очень слабая судебная власть. По существу можно утвердить, что у нас нет разделения властей.
Кадровый вопрос – больное место в современной власти в России. В былые времена исполнение решений держалось на страхе перед тюрьмой, ныне страха нет, но нет и механизма, который делал бы автоматическим исполнение решений властей.
Нужно, чтобы обладающие властью люди чувствовали, что можно делать, а чего нельзя.
Власть имущие нарушают законы повседневно и повсеместно.
Практика демократических реформ показывает, что государственные органы стремятся расширить свободную власт, использую все для этого имеющиеся средства, в том числе и армию.
Попытки государственной думы ограничить сферу влияния исполнительной власти неизбежно натыкаются на сопротивление президента.
Сегодня власть сосредотачивается в руках центральных органов власти, расширяются их функции.
В результате реформ мы получили власть бессильную, беспомощную раздробленную страну. Сильная власть должна иметь нравственный авторитет.
Она должна быть свободна от иностранного капитала, от мафиозных структур.
Такая власть должна быть:
Обеспечивать законные интересы и права граждан
Подчиняться праву
Выполнять свободные
функции в интересах народа.
53. Междунар. полит. конфликт: причины возник-я, сод-е, ф-мы разрешения.
Различ. также
институциализированные и неинституциализированные
, характеризующиеся спгособ-ю
Междунар. конфликты регул. нормами междунар. права. Особое значение в отношениях между гос-ми имеет соблюд-е пр-па неприменимости силы. Внутр. конфликты регул. нормами права соотв-го гос-ва. По отнош-ю к ним междунар. право декларирует пр-п невмешательства.
Если конфликт носит хар-р внутреннего, то междунар. правовое рег-е этого типа конфликта сводится к запрещению помощи повстанцам кроме гуманитарной, правит-ву же может оказ. любая помощь кроме посылки войск.