Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка

Краткое описание

Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.DOC

— 293.50 Кб (Скачать)

-подавляется  проявление индивидуальности,

-государственное  устройство носит унитарный характер 

Авторитарный  режим

Возникает при  смешивании общественного строя  в структурах, переживающих эк. И полит. кризисы(Азия, Африка, Латинская Америка)

-сосредоточение  власти в руках 1 человека или  группы,

-общество отчуждено  от власти,

-элита формируется  сверху,

-политика монополизируется, деятельность полит. партий запрещена,

-права и свободы  граждан ограничены в полит. сфере,

-доминирует  официальная идеология, но появляется  терпимость  к другим идейным  течениям,

-осущ-ся цензура  на СМИ,

-госуд контроль  не распространяется на экономику,  культуру, религию, частную жизнь,

-рыночная экономика  уживается с частным предпр-вом.Эк-ка может быть эффект.и неэффект.,

-режим может  поддерживаться больш-вом общества,

-государство  носит унитарный характер, массовые  репрессии не производятся.

Военный режим(Чили),теократ  режим(власть религ. Клана, в Иране-после  революции 1979г.),монархич. режимы( Иордания, Марокко,Сауд. Аравия). 

13.Политическая  власть в системе  общественных отношений.

Власть как  таковая представляет собой особый вид общественных отношений.

Существуют основные интерпретации власти

Натуралистическая (человек по природе стремиться к власти) – Макиавелли, Гоббс.

Бихевиористская  (одни люди подчиняются, другие командуют) – Лассуэл.

Психологическая (раскрытие мотивации этого поведения) – Фрейд.

Системная (рассматривая власть как способность реализовать  коллективные цели, взаимодействие индивидуальных воль) – Парсонс, Истон.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры -  масштабы, объем, временя  и пространство.

Масштабы –  характеристика значения, размаха, размеров, влияния власти.

Объем власти –  количество власти, сосредоточенной в чьих-то руках.

Время власти - период функционирования данной власти.

Пространство  власти – определенные площади, территории и регионы.

Политическая  власть (признаки)

Верховенство

Всеобщность

Моноцентричность  – существование общего государственного центра.

Многообразие  ресурсов – экономические, социальные,

 Культурно  – информационные, нравственные, причудливые.

Субъект власти – обладатель, носитель – правящая элита.

Объектом власти называется гражданин и общество в целом.

Ресурсы власти – средство воздействия субъекта на объект:

Экономические ресурсы – математические ценности, деньги, техника, земля, полезные ископаемые.

Социальные ресурсы  – группы и слои общества, на поддержку  которым может рассчитывать власть в проведение политики.

Культурно-информационные – знания и информация, а также  средства их получения и распределения.

Демографические ресурсы – люди, производящие математические, культурно – информационные и  другие ресурсы.

Принудительные  ресурсы – оружие, институты принуждения

Механизм власти – это социальные институты и  аппарат управления, с помощью  которого обеспечивается господство субъекта над объектом.

Способы властвования – демократические (при участии  исполнительности в принятии решения), авторитетные (неограниченная власть, полный контроль над обществом), тоталитарные (всеобъемлющий контроль), либеральные (уважение свободы и прав личности).

В роли арбитра  между властью и обществом  выступает конституционный суд.

У нас власть лишена массовой социальной базой, слаба  и малоэффективна. Она сосредоточена в финансовых и криминалистических группировках, употребляющих ее в собственных целях.

Власть любого государства должна состоять  в  выявлении, учете и реализации основных интересов социальных групп. 
 
 
 
 
 
 
 

14.Функции  политической власти.

Верховенство (обязательность решений для всего общества)

Общеобязательность 

Обязательность  решений для других властей 

Способность проникновения  в любые общественные интересы.

Всеобщность –  функционирование на основе права от имени всего общества

Безличность

Моноцентричность  – существование общего государственного центра принятия решений

Многообразие  ресурсов – экономические, социальные, культурные, информационные, нравственные, принудительные

Масштабы власти – характеристика размеров влияния власти.

Объем власти –  количество власти, сосредоточенная  в чьих-то руках 

Время власти - период функционирования власти.

Субъект власти – ее носитель (лидер, нация, слой, класс)

Объектом -  отдельный  гражданин, социальная группа и общество в целом.

Критерий власти – ее эффективность:

Двойственность  и своевременность контроля за выполнением  свободных распоряжений

Техническое и  кадровое обеспечение учета и  анализа властных распоряжений

Авторитет власти

Выражение социальных интересов. 

15.Основания  и ресурсы политической власти.

Важнейшие формы, определяющие содержание и механизмы  власти, являются её основания и  ресурсы.

Вид социального  взаимодействия через подчинение одних  субъектов другим.

Основания –  ее база, источники, на которых опирается  властная воля субъекта.

Ресурсы – реальные и потенциальные средства, которые  используются для укрепления самой  власти и ее оснований.

Основания –  фундамент.

Ресурсы – потенциал  и технология

По сферам жизнедеятельности  выделяется:

Экономические основания – характеризуются господствующей формой собственности, степенью устойчивости национальной валюты, природными ресурсами, золотым запасом.

Экономические ресурсы – активная инвестиционная  и научно-техническая политика, налоговая  и таможенная политика, внешнеэкономическая  деятельность.

Социальные основания  – социальные группы и слои, на которые  опирается власть.

Социальные ресурсы  – мероприятия по изменению статуса  социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение их общественной активности. (Они могут частично совпадать с экономическими ресурсами – доход и богатства)

Юридические основания  – математическая база юриспруденции, а также совокупность законов, на которые опирается власть

Ресурсы – инструкции, мероприятия по утончению и разъяснению  законодательства (указы правительства, постановления правительства)

Административно –силовые основания – совокупность властных учреждений, обеспечивающие наиболее важные функции жизнедеятельности, безопасности государства (структуры  исполнительных, законодательных властей, органы безопастности, разведки, органы ВД)

Ресурсы – система  подборки кадров, оснащение вл. учреждений техникой по мировым стандартам.

Культурно –  административные основания – система  организаций, сохраняющим культурный потенциал, СМИ, международные и  национальные компьютерные сети.

Ресурсы – духовные ценности, знания, информационная система  хранения и учета культурного  национального достояния.

Организационные ресурсы – направлены на создание оптимальных структур управления, гарантирующих  быстрое прохождение приказа

До исполнителя  и обеспечения контроля.

Поощрительные ресурсы – математические и социальные блага, с помощью которых власть вознаграждает определенные слои населения.

Принудительные  ресурсы – комплекс мер адекватного  воздействия и угрозы санкций  при выполнении приказа, для предотвращения забастовок и митингов.

Нормативные ресурсы  – средства воздействия на ценностные ориентации властей (формирует кодекс поведения) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16.Распределение  политических властей  в современном  обществе.

Власть –  суть управления другими людьми, она  всегда является двусторонним отношением. Для понимания сути власти и её функционирования необходимо соотносить власть с конкретной ситуацией.

На современном  этапе прежде всего. Сегодня видно, что старая командно – административная власть сломана, а новая еще не создана. Существующая система власти во многом копирует прежнюю командно бюрократическую систему, но с большей долей бюрократизма, коррупции, мафиозности правящих структур. Наша система власти предоставляет полномочия президенту, которых не имеет ни один президент в самой демократической стране. Ни в одной стране нет такого положения, когда исполнительная власть контролирует другие ветви власти. Сегодня в России очень слабая судебная власть. По существу можно утвердить, что у нас нет разделения властей.

Кадровый вопрос – больное место в современной  власти в России. В былые времена  исполнение решений держалось на страхе перед тюрьмой, ныне страха нет, но нет и механизма, который делал  бы автоматическим исполнение решений властей.

Нужно, чтобы  обладающие властью люди чувствовали, что можно делать, а чего нельзя.

 Власть имущие  нарушают законы повседневно  и повсеместно.

Практика демократических  реформ показывает, что государственные  органы стремятся расширить свободную власт, использую все для этого имеющиеся средства, в том числе и армию.

Попытки государственной  думы ограничить сферу влияния исполнительной власти неизбежно натыкаются на сопротивление  президента.

Сегодня власть сосредотачивается в руках центральных органов власти, расширяются их функции.

В результате реформ мы получили власть бессильную, беспомощную  раздробленную страну. Сильная власть должна иметь нравственный авторитет.

Она должна быть свободна от иностранного капитала, от мафиозных структур.

Такая власть должна быть:

Обеспечивать  законные интересы и права граждан

Подчиняться праву

Выполнять свободные  функции в интересах народа. 

53. Междунар. полит.  конфликт: причины  возник-я, сод-е,  ф-мы разрешения.

  • кризисы типа балансирования на грани войны, когда 1 гос-во выдвиг треб-я к другому в расчете на уступки с его стороны;
  • кризисы «оправд-я вражд-ти», выраж-ся в провокации по отнош-ю к противнику для выдвижения неприемлемых условий или развязывания против него войны;
  • собственно войны разных масштабов и интенсивности.

Различ. также  институциализированные и неинституциализированные , характеризующиеся спгособ-ю или  неспособ-ю участников подчиняться  действующим пр-лам политич. игры.

Междунар. конфликты  регул. нормами междунар. права. Особое значение в отношениях между гос-ми имеет соблюд-е пр-па неприменимости силы. Внутр. конфликты регул. нормами  права соотв-го гос-ва. По отнош-ю  к ним междунар. право декларирует  пр-п невмешательства.

Если конфликт носит хар-р внутреннего, то междунар. правовое рег-е этого типа конфликта  сводится к запрещению помощи повстанцам кроме гуманитарной, правит-ву же может  оказ. любая помощь кроме посылки  войск.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"