Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка

Краткое описание

Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.DOC

— 293.50 Кб (Скачать)

23.Формы  государственного  правления

(организация  верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов  друг с другом).Две формы:

1.Монархия:-Абсолютная-всевластие главы государства, не ограниченное конституцией(Сауд.Аравия, ОАЭ)

                     -Ограниченная (Англия, Швеция, Испания, Япония)-полномочия монарха строго ограничены конституцией, законы принимаются парламентом, который осуществляет реальное управление страной. Премьер фактически является главой государтва.

2.Республика:

а)парламентская

      -     источником является народное большинство,

  • высшие органы избираются гражданами,
  • парламент по отношению к правительству осуществляет: издает законы, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль над деятельностью правительства,может возразить правительству,
  • правительство не обладает законной инициативой,
  • руководитель государства -реально первое лицо в стране.,
  • роль президента ограничена представительными организациями(Италия, Германия, Греция, Австралия),

б)президентская республика

      -     глава государства-глава  правительства,

      -  президент является верховным  главнокомандующим и руководит  внутренней и внешней политикой,

      -     президент назначает министров, которые ответственны перед ним,

  • жесткое разделение властей,
  • президент обладает правом вето на решения парламента(США).

в)смешанная

      -     не имеет устойчивых  типичных свойств,

      -     двойная ответственность  правительства перед президентом и парламентом(Франция),

      -     парламент и президент  независимы друг от друга,

      -     вместе они назначают  главу правительства и формируют  кабинет,

  • президент не обладает правом законной инициативы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

24.Сущность государства и основные принципы правового государства

Государство-основной инструмент политической системы.Политологический аспект изучения государства предполагает анализ его политических характеристик, целей, задач, функций, форм политического  правления в современном мире.

 Сущностью  государства является подход  к нему как к универсальной  ценности. 
сущность заключается в :

  • развитии общественного разделения труда и выделении управленческого труда в особую отрасль,
  • возникновении частной собственности,
  • потребности в вооруженной силе,
  • социальной потребности человека к стремлению к определенным формам общежития(семья, государство).

    Государство имеет отличительные признаки:

    -суверенитет(независимость  власти внутри страны и за  ее пределами),

    -наличие государственного  аппарата(правительства, чиновников),

    -наличие аппарата  принуждения и монопольное право  на него,

    -издание законов  для всего населения.

    Атрибуты государства: территория, население, публичная власть,

    Функции: внутренние:защиты, регулирования экономики, культурная, воспитательная,

    Внешние: оборона страны, защита, участиt в международной деятельности. 

Правовое  государство-завершенность процеcса формирования конституционного государства.

Принципы:

-всеобщность  права,

  • верховенство закона,
  • соблюдение прав и свобод личности,
  • взаимная ответственность государства и общества,
  • разделение властей,
  • законопослушание граждан, гражданское общество, плюрализм.

Т.е. «разрешено все, что не запрещено».

В развитии современного государства можно выделить несколько  тенденций:

1.Ограничение суверенитета(требование одного государства к другому о недопущении выброса в атмосферу, реки вредных веществ не может рассматриваться как вмешательство во внутренние дела государства),

2.Этатистская(с помощью прав, кредитов стимулировать развитие производства, обеспечить социальную стабильность),

3.Деэтатистская(активизация гражданского общества, усиление его контроля над государством, расширение влияния на государство политических партий). 

41.Сущность, содержание и виды  политического конфликта.

Полит. Конфликт – стол-е, против-ство пол. Суб-в, обуслолв-е противоп-ю их полит. Интересов, цен-й, взглядов

Содержание: полит.гос.власть, обладание ею, устр-во власт.инст, полит. Статус соц. Групп, цен-ти и символы, явл-ся базой полит.власти и в целом дан.полит.об-ва (это и есть объект и предмет п.к.)

Сущность: борьба 1 суб-в с другими за влияние  в системе пол.отн-й, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение рес-ми, монополию св.интересов и признание их общ-но необх.

Виды: 1)К.интересов (в эк-ки развитых гос-х, идет борьба, напр., размера прав, объема соц обеспечения) – легко рег-ся компромиссом

2)к. ценностей (в гос-х с неустойчивым гос.строем, борьба за свободу, рав-во – трудно урег-ть

3) К. идентификации  (где проис-т отождествление с  опр.группой (этнич., языковой), возн-т  в усл-х против-ти рас)

В зав-ти от участ-в, полит.к.:

  1. Мегос-й (суб.-гос-ва и их коалиции)
  2. Гос-й (с.-ветви власти, полит партии)
  3. Регион.(с.-местные предст-ли)

Внутрипол.к.:

  • Позицион (горизонтальные) с. – полит.инст, осущ-е вл., но заним-е разн.позиции;предмет- политика прав.кругов)
  • Оппозиционные (с. с 1 стороны власт-е элиты, с др.-подвлатсные массы; предмет-существ-я система)

Также п.к. могут  быть:

  1. Решимые ( цель к.-захват власти и смена пол.сис-мы, без разрушения целос-ти гос-ва)
  2. Легитимные – часть гос-ва стрем-ся отд-ся от целого (треб-я нац-го равноправия, автономии)
 

42. Источники п.к.

Если говорить о причинах п.к., то однозначно ответить на дан. ? невозможно, т.к.для каждого к. имеются св. собственные причины нельзя также не учитывать, что в 1 случ. эти прич. Могут привести к к., а в др.-нет При выявлении корней п.к. необх-мо учит-ть комплекс обст-в: экон., полит.интересы, осц.престиж, идеологич, порелиг., возрастные ф-ры

Основным ист-м  к. явл-ся расслоение об-ва на гр., слои, классы. Эти противоречия проявл-ся:

  1. В противост-нии м\д поколениями
  2. В борьбе м\д этнич.гр. в об-ве
  3. В борьбе др.с др. разл религ. Общин
  4. В борьбе носителей разл.традицион.ценностей.

Источник- противоречие м\д полит. Об-вом как целостн.системой и нерав-вом, вкл. В нее инд-дов  и групп.

Отд-но м. Выд-ть радик. К-кт (нерешима гос.вл. в целом, сущ-го режима)

Его источником явл-ся противоречия м\д коренными полит. Интересами и осн-ми ценн-ми круп.соц.групп. источником частичного противоречия м\д временными, неосновными интересами и ценностями конф-х сторон. Радикальные к.вовлекают в сферу против-ва боль-во или все полит. Институты и значит.массы населения.

В частич.к. уч-т  лишь некот.инст-ты и группы, части  элит, заинтер-е в разрешении или  конкрет.проблем реформир-ся полит. Отн-й и институтов. 

43. Основные напр-я  изучения п.к.

К.- столкновение 2-х или более разнонапр-х сил  с целью реал-ции их интересов в усл-х против-вия.

В изучении к. м. Выд-ть 2 осн-х напр-я

  1. Концепции Дюркгейма, Парсонса, Смелзера, где внимание удел-ся проблеме стабильности и устойчивости (функционализм)
  2. Теории Вебера, Маркса, Дарендорфа (проблема кон-та зан-т дом-ю роль в соц. Процессах) – структурализм

Парсонс:

  • Каждое об-во отн-но устойчивая и стаб-я стр-ра
  • -«- хорошо интегрированная стр-ра
  • каждый элемент об-ва имееи опр-ую функцию
  • функционир-е соц. Стр-ры осн-ся на ценостном консенсусе членов об-ва, обесп-м стабильность

Дарендорф:

  • каждое об-во измен-ся в кажд своей точке, соц. Измен-я – вездесущи
  • -«- пронизано рассогласованием и к., соц.к.-вездесущ
  • кажл.об-во осн-но на том, что 1 члены об-ва принуж-т к подч-ю др. Подавление к. ведет к его обострению.

Хозер – опр-т полит.к. как идеологич. явл-е в борьбе за объективные цели; власть, измен-е статуса, перераспр-е доходов, переоценку ценн-й. Ценн-ть к.-в предотвр-нии окостевания соц. сис-мы.

По мнению Боулдинга  – к. – это осозн-ые и созревшие  противоречия и столкновения интересов. Полит. К.: на 3 гр.

  • К. на ур-не индивидуума
  • Групп
  • Организаций

Раппокорт выд-т 3 гл. типа к.: война, игра,спор.

  Война –  бескомпромиссная борьба до победного  конца

Игра – действия по заранее опр-ным правилам

Спор – используется т. мир. ср-ва

К.: открытые, латентные; когнитивные (отр.противопол. точки  зрения на события, факты), мотивационные (столкновение корен. Интересов сторон)

Робет Даль: К. на биополярные, мультиполярные; коммулятивные, перекрещивающиеся. 

44. Стадии политического  конфликта.

Конфликт – столкновение 2-х или более разнон-х сил с целью реал-ции их интер. в усл. Против-я.

3 стадии: 1) Предконфликтная (хар-ной особенностью каждого к. в момент его зарожления явл наличие оьъекта, связ-го с потр-ю 2 суб-в) Это период, когда кон. Стороны оценивают свои ресурсы, прежде чемрешиться на агрессивные дей-я или отступить.(эти рес-сы – мат.цен., инф-я, власть, престиж) Проис-т консолидация сил против-щих сторон, поиск стор-в и оформ-е групп, уч-х в к.

Идентификация – опред-ся объект, мешающий дост-ю целей, степень вины, сила и возм-ти.

2) Непоср-но конфликт (наличие соц.действий, напр. На изм-е повед-я соперников) Наличие крит. Точки, дост-ся мах сила и острота. Затем остр. И сила резко сниж-ся -> к разреш-ся либо назревает новый.

3) Разрешение конфликта – (прекр-е конф-го взаимод-я) ф-ром, позв-м погасить к, счит-ся устранение причины к. – либо уступки, либо истощаются рес-сы 1 из соп-в, вмеш-ся 3 стор., созд-ая перевес, в рез-те полн. Утср-я соперника.

Разрешение: 1) Можно найти компрмиссное реш-е – “как это, так и то” – борьба вокруг разм-в налрга, соц. Обесп.

2) Консенсус  – согл-е дол-ва людей моб.  Сооб-ва отн-но наиб. Важных аспектов  его соц. Порядка

Разрешение –  разрядка и прим-е мер, напр. На вз/д  и угасание к.

А) согл-е в  рез-те совпад-я мнений всех сторон

Б) Согл-е в  соотв-ии с з/д или мор.волей  внеш. Силы

В) –“- , навяз-е 1 из стор.к.

Г) застарелый к. теряет акт-ть и разр-ся сам собой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"