Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка

Краткое описание

Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.DOC

— 293.50 Кб (Скачать)

Далее можно  выделить след. разновидности:

  • глубоко и неглубоко укорененные в сознании людей;
  • когда победа 1 стороны оборачив. поражением другой и конф-ты, в кот. сущ. способ нах-я компромиса.

Содержание: 1.Латентная  стадия (несовместность целей, начало конфликтного поведения) 2. Этап насильственных действий (меры экономич-го и иного давления) 3. Этап боевых действий.

Причины конфликта  для каждого вида разные, так же нельзя не учитывать, что в 1 случаях  эти причины могут привести к  конфл-ту, в других – нет. При выявлении  причин конфл-та необх. учитыв. след. факторы: экономич., религиозные, политич., национальные, идеологич., возрастные.

Выделяют: 1. предконфликтную  стадию (наличие объекта и испытывающих в нем потреб-ть субъектов) 2. конфликт (наличие действий). Ведет либо к  новому всплеску конфликта, либо к разрешению. Разрешение конфликта – это устран-е причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Оно м. произойти и спонтанно, без сознат. усилий полит. субъектов, напр-р, из-за утраты актуальности предмета спора. Формы разрешения – 1. компромисс – баланс действий и интересов, достиг-й путем взаимных уступок. Выраб. сис-ма сдержек и противовесов. Различ. вынужденные и добровольные компромисы. 2. консенсус – отсутствие возражений против принятия решения со стороны хотя бы 1 из участников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

54. Государственные  интересы России  в новой геополитической  ситуации.

Россия не м.б. сверхдержавой с глобальным присутствием, в то же время у России имеются  необх. геостратегическ. позиции для  успешной модернизации и обретения  себя в качестве трансрегион-й великой державы Европы и Азии.

Приоритетными напр-ями внеш. политики России д. стать  созд-е благопр. междунар. среды для  демократического транзита. Достижение общенацион-х целей потребует  жесткого отбора внешнеполит-х задач, концентрации усилий на главных из них, умелого маневриров-я ресурсами. По возм-ти нужно избегать конфликтов, уделить особое внимание эфф-ти междунар. сотр-ва и продвиж-ю на мировые рынки российской высокотехнолог. продукции.

  В наст. время  реальные интересы России ограничены Евразийск. континентом. Стратегич-ки важно развитие партнерских отношений в СНГ, т.к. по истор. и географ. причинам СНГ значит больше для безопасности России, Россия может претендовать там на преобладание своих интересов, это для России жизненно важный регион.

   Предпочтительно  сотр-во с Зап,Европой, особенно  с Германией (это важнее, чем  с США). Это вызвано географ.  близостью, общностью традиций, культ.  и полит. связями. Если бы  Япония и Китай сотрудничали  бы с нами, они получили бы  возм-ть удовл. свои потребности в сырье и энергоресурсах.

  Перед Россией  стоит выбор: либо она интегрир-ся в общ. с Западом сис-му междунар. отношений, либо ее ждет участь гос-ва – партии.

  Нужно развивать  отношения с Японией и Китаем на Дальнем Востоке (эти гос-ва еще  не представл. нам угрозы, но в будущем нельзя исключать возможности радикального изменения их политики.)

  Мы д. попытаться создать треугольник Москва-Пекин-Дели, т.к. НАТО расширяется на Восток. Но Китай и Индия пока не заинтересованы в союзных отношениях. 

55.Личность  в системе политических отношений.

Роль личности с системе полит. отношений определ-ся обществ-м положением, которое она  занимает. Люди, принимающие обществ. значимые решения – элита. Личность д. пройти политическую социализацию, т.е. включение индивида полит. сис-му. Эту задачу вып. СМИ, образоват-е учреждения. При нормальной работе сис-мы формир-ся личности, адекватные сис-ме и вписывающиеся в нее на соотв. роли адекватно своим способ-тям. Полит. роль зависит от:

  • соц. статуса личности (классовая принад-ть) и связ-го с этим шанса участия и влияния на полит. процесс;
  • наличия глуб. социальных интересов и историч-х условий, усиливающих активность;
  • объема и соц. значимости вып-х социальных ролей, проявляющихся в индивид. полит. практике личности;
  • состояния развитости сознания личности.

Права, делающие возможным участие индивида в  полит. жизни: право объед-й, исповед-я, высказывания собств. взглядов, публичное  проведение собраний, демонстраций, митингов, право избирать и быть избранным, право соц. контроля деят-ти гос. институтов.

Условия полит. активности личности:

  • деят-ть обществ. организаций, самоуправл-е, референдумы;
  • массовость, всеобщность деят-ти организаций;
  • эффективность сис-мы полит. социализации (т.е. подготовка, приспособл-е и включение индивидов в полит. процесс.);
  • степень эфф-ти сис-мы политю воспитания (учебнын заведения, СМИ);
  • гласность (об обществ. проблемах, соц. последствиях принимаемых решений).

Ориентация личности в системе полит. отношений м.б.:

  • ориентация на мыслящую полит. деятельность во благо страны;
  • ориентация на карьеру;
  • ориент-я на ден. вознаграждение;
  • ориент0я на изменение мира.
 

56. Политические интересы  и потребности  личности.

Способ-ти и потреб-ти личности явл-ся лишь неохбх. условием выполнения ею определ. роли в политике, достаточным же условием будет такое состояние соц. отношений и конкретных условий, в кот. эти способ-ти и потреб-ти личности могут реализоваться. В конкрет-х условиях оказать влияние на полит. жизнь в состоянии такая личность, способ-ти и харктеристики кот-й отвечают текущим соц-м направлениям.

Проблему м. рассматривать  на типологии полит. лидеров. Люб. полит. организации треб. полит. лидеры, однако потреб-ть в типе полит. лидера меняется в зависимости от степени развития организации.

  На уровне становления орг-ции сущ. потреб-ть в лидере – агитаторе, подвигающем массы на участие в организации и проявление сочувствия к ней. На др. этапе треб-ся лидер – пророк, кот. бы снял с людей ответств-ть за их поступки и вдохновил на коллектив-е действия в соотв. с целями, объед-ми их, возбудил энтузиазм. Далее третий этап хар-ся формализацией орг-ции, кот. треб. лидера-администратора, кот. занимался бы распред-ем функц-х обяз-тей, организ-ей деят-ти, координацией и направлением действий. Затем происх. окончательная формализ-я отношений в рамках орг-ции, ей требуется лидер-политик, где он приспособляет задачи организации к изменяющимся условиям среды, укрепляет организацию и стремится к достижению целей организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

58. Основные направления  и механизмы формиров-я  полит. сознания и полит. интересов.

  Полит. сознание – часть общего сознания, совок-ть взглядов, установок, выражающих отношение  людей к гос-ву и патртиям, полит. ценностям и целям, традициям  и нормам полит. жизни.

  Становление и развитие полит. сознания м. выразить след. образом: 1. формирование сис-мы потребностей и соц. ожиданий; 2.принятие опред-х ролей и актуализация потребностей; 3. формирование ценностных ориентаций; 4.осознание собственных интересов; 5. принятие сис-мы ценностей и установок, формирующих полит. устремления.

Формирование  полит. сознания и интересов происх. под влиянием объектов, условий мат. жизни и рядом др. факторов (специфика  полит. культуры, деят-ть институтов полит. сис-мы, психолог. давление с помощью  СМИ).

  Полит. сознание опред-ся интересами , потреб-ми, побуждениями, эмоциями. Интересы прямо регулируют полит. поведение. Они возникают в процессе деятельного усвоения людьми политики.

  Направление полит. сознания м.б. закрытое и открытое. Открытое – способ-ть к восприятию чужого социального опыта, культ-х ценностей и традиций; закрытое – корпоративные, локальные нормы, не приемлющие общечеловеческих ценностей и ориентиров.

  Интересы  м.б. разделены на несколько типов: консервативные – оправдыв-е и стабилизирующие исторически изжившие себя стр-ры; либеральные – пр-п свободы личности, рынка; реформистские.

  Деят-ть полит. сознания нах. выражение в след-х  функциях: познавательная (дает предст-е об окр. полит. действит-ти и позв. ориентироваться в ней); когнитивная (выраж. потребность человека и соц. групп в отражении и осознании индивид-х и групп-х интересов); идеологическая (призвана защищать интересы группы и общества в целом); оценочная (внутр. отношение субъекта к окруж. миру политики); целеполагательная (установка на достижение опред-х рез-тов деят-ти); коммуникативная (взаимод-е субъектов и носителей полит. отношений м/у собой и институтами); прогностическая (способ-ть группы и об-ва к оценке возмож-го разв-я полит. процессов).

  Полит. сознание постоянно изменяется. Полит. сознание м.б. групповое и индивидуальное. Носителем полит. сознания явл. классы, слои, группы, об-во в целом.  

59. Полит. культура  и полит. сознание  личности.

  Культура  – исторически обусловл. уровень  разв-я об-ва, творч. сил и способностей чел-ка, выраженный в способах и организации жизни и деят-ти людей, в созд-х ими мат. и дух. ценностях.

  Полит. культура – составляющая общ. культуры, уровень, хар-р и содерж-е полит. знаний, оценок, навыков и действий.

  Компоненты  полит. культуры: полит. идеология; полит. сознание; ур-нь, хар-р, сод-е полит. знаний, оценок; полит. институты, полит. убеждения; полит. поведение; полит. ценности.

  Полит. сознание – знание о политике, полит. сис-ме, полит. власти, полит. процессах и событиях.

  Компоненты  полит. сознания – полит. убеждения, полит. установки, мотивы, полит. ценности, полит. (практич.) деят-ть, полит. правосознание, полит. идеология.

  Типы  полит. сознания: центризм – стремление максимально учесть весь полит. спектр об-ва;

  правый  радикализм – правый предел полит. спектра данного об-ва; левый радикализм – левый предел полит. спектра данного об-ва.

  Уровни  полит. сознанияпрактический – последоват-я и логичная реализация сформировавшихся полит. ориентаций; теоретический – сис-ма, ед-во полит. оценок, знаний, убеждений; эмоционально-психологичекий – полит. эмоции, чувства.

  Функции полит. культуры –  познавательная, нормативно-ценностная, защитная, воспитательная, регулятивная, коммуникативная. 

60. Гражданское общество, его признаки и  принципы жизнедеятельности.

Гражд. об-во –  это:

  1. сфера самопроявления свободных индивидов и добров-но сформировавшихся орг-ций гр-н, огражденная законами от прямого вмеш-ва в их деят-ть гос-ва;
  2. совок-ть негосуд-х отношений в общ-ве – экономических, соц-х, семейных, национ-х, дух-х, религиозных, личностных.

Признаки гр. об-ва:

  1. в эконом. сфере – хоз. объед-я, негосуд. препр-я, коопер-вы, АО, союзы, некомм. орг.;
  2. в полит. сфере – полит., общ.-полит. орг-ции, движения, полит. клубы;
  3. в соц-й сфере – семья, общ. орг-ции, органы самоупр-я по месту жит-ва и работы, негосуд. СМИ, церковь, формирование и выр-е обществ-го  мнения;
  4. в дух. сфере – свобода мысли, совести, слова, реальные возм-ти публично высказыв. свое мнение, самостоят-ть и незав-ть творч-х, научных и др. учреждений.

Принципы:

  1. наличие в об-ве развитой соц. стр-ры, отражающей интересы соц. общностей;
  2. достат-но выс. уровень соц-го, интеллектуального, психолог-го развития членов об-ва, способ-ти к полит. самодеят-ти;
  3. фактическое владение собственностью каждым гр-ном, единоличное или коллективное, право распоряжаться ею по собственному усмотрению.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29 Классификация политпартий. Исходя из природы соц. базы можно выделить: партии отд-х классов (буржуазные, крестьянские, рабочие), отдельных слоев и групп(интеллигенции, женщин, пожилых людей),этнических групп. В зависимости  от отношения к идеологии партии делят на прагматические и доктринальные. Прагм-е-опираются на программу или лидера, а не на идеологию и принципы. Доктрин-е исходят из определенной идеологии.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"