Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка

Краткое описание

Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ ПОЛИТОЛОГИЯ.DOC

— 293.50 Кб (Скачать)

9. Политическая мысль  в Р. в 19-20 вв.

    Формирование и развитие полит-й мысли в Р. определялись соц., экономич-ми и политич-ми условиями развития общества. Либеральный характер носили проекты конституционных преобразований Сперанского. Его полит-е идеи вытекали из естественно-правовой концепции (крепостное право противоречит природе человека и должно исчезнуть). Сами помещики должны отказаться от него по причине экономической нецелесообразности. Он назначал народ – творцом конституции, он трактовал законодательную, исполнительную и судебные власти как проявление единой власти монарха.

    Идеология декабризма вызревала в том, что  самодержавие и крепостничество  м. б. уничтожены только насильственным путем. Пестель предполагал установить четкое разграничение компетенций м/д высшими органами гос-ва на законодательную (нар.вече), верх/исполнительную (Держ-ая дума), власть б-я (Верх. Собор) – «концепция» (все люди д/б равны перед законом). Муравьев: законодательная власть – народное вече (из 2-х палат), исполнительная власть – императору.

    Славянофилы выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития Р. Самобытность Р. – в отсутствии в ее истории клас. борьбы, в рус. поземельной общине, в православии как истинном Христианстве. Западничество – направление антифеодальной мысли 40-х гг. 19 в. Р. д. идти вслед за Зап. Европой. Народничество – идеология разночинной интеллигенции. Они соединяли радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями утопического социализма. Выступали против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны.

    Революционные демократы – противники крепостничества и самодержавия (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский). Бакунин в «Государственности и анархии» отмечал, что общ-е теории должны опираться на интересы народных масс.

    Лавров – в целях пропаганды необходимо создать партию. Он выступал за необходимость революционной диктатуры, строит-во нового общества.

    Ткачев – отрицал активную роль народа в революции и приписывал эту роль «рев. меньшинству». Преобразовательная деятельность д. соответствовать уровню потребностей народных масс. Нужно создать органы нар. предприним-ва  во главе с Нар-й Думой.

    Революционный демократы и рев-е народники  подготовили почвудля проникновения  идей марксизма в Р.

    Ленин («О гос-ве», «Гос-во и рев-ия») – на основе марксистской теории развивал учение о социалистической революции, о Советах как гос. форме диктатуры пролитариата, о коммунистической партии как штабе революции.

    Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк (они не приняли марксизм). Они пытались переориентировать сознание с рев.-соц. в эволюционно-религиозное русло.

    В 20-е гг. 20 в. возникло идейное течение  – евразийство. В него входили Вернадский, Савицкий, Якобсон и др. Р. д/б одним из евразийских гос-в. они хотели сохранить Советы, но без коммунистов, обеспечить при этом частную собственность. Дух. жизнь отведена православию. 

10. Политические учения  марксизма

    К. Маркс, Ф. Энгельс и Ленин трактовали природу гос-ва крайне односторонне – как орудие политической власти экономически господствующего класса. Т. о., уничтожение частной собственности и буржуаз. гос-ва позволит ликвидировать эксплуатацию и обеспечить всеобщее равенство. Путь в «царство свободы» виделся в установлении диктатуры пролетариата и последующем переходе в общ-ое самоуправление. Следствием такого подхода явл-сь отрицание достижений буржуазной демократии и либеральной политической мысли, идей общ-го договора, принципа разделения властей и пр.

    Общество  разделено на классы. Цель доктрины – установление бесклассового об-ва. Соц. сила – трудящиеся и их наиболее передовые отряды. Основные идеи – соц-я солидарность всех людей труда, интернационализм на основе этой солидарности. Предполагается установление власти трудящихся путем совершения революции при подавлении сопротивления эксплуататорских классов, кот. должны быть лишены собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. Политика и ее  основные функции.  Субъект и объект  политики.

    Политика (греч. - «город-государство») – это обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных групп и отдельных лиц в дела государства. Это деятельность, направленная на реализацию отстаивания определенных интересов, и связанная с устремлениями к обладанию и использования власти.

    Признаки  и аспекты политики: 1) Политика выражается в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политические результаты или последствия. Политика осуществляется как на теоретическом, так и на практическом уровне (суть политики). 2) На политической арене действуют политические субъекты, которые взаимодействуют во имя достижения главных политических целей, это взаимодействие может осуществляться на принципах координации или субординации деятельности и политических принципах, противоположная сторона – противоборство (участники политики). 3) Самая главная черта политики, как общественного явления – это ее прямая или косвенная связь с политической властью (Главная черта политики). 4) Нет и не может быть бесцельной политики. Политика всегда затрагивает интересы миллионов людей и является многоцелевой. Если говорить о государственной политики, то главными целями являются обеспечение в стране и в мире порядка, безопасности и спокойствия, кроме этого – создание необходимых условий для нормальной жизни человека.

    Виды  политики: Внутренняя и внешняя.

    Политика  м. осущ-ся на неск. уровнях: низший (решение местных проблем), локальный (гос-е вмешательство), национальный, международный.

    Структура политики. Обычно структуру политики представляют в виде 7 элементов: 1) Политическая власть – это возможность и способность навязывать свою волю другому. 2) Субъекты политики – это индивиды, социальные слои и группы, национальные общности, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. 3) Объекты политики – это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. 4) Политическая организация – это совокупность государственных и не государственных институтов, выражающие интересы личности, группы или общества в целом. 5) Политические отношения – это взаимодействия социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства государства, это системы многообразных многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики. 6) Политическое сознание – это политическая психология и политическая идеология, это мотивы политического участия. Оно включает систему сложившихся оценок и утверждений. 7) Политическая культура – это тип отношения к политическим явлениям, которые обнаруживаются в поведении.

    Функции политики: 1) Рационализаторская функция говорит о том, что политика может рационализировать конфликты и противоречия, предупредить их, свести к разумному решению. 2) Управленческая и регулятивная. 3) Гуманитарная, которая выражается в гарантиях прав и свобод личности, в обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности. 4) Функция политической социализации, она означает возможность приобщения достаточно широких слоев населения к реализации своих интересов. 5) Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности, т.е. политика направлена на то, чтобы люди были организованы в области экономики, социального обеспечения. 6) Функция обеспечения целостности и стабильности общества.  

12. Роль и место  политики в жизни  современного общества.

    Политика – это обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных групп и отдельных лиц в дела государства. Это деятельность, направленная на реализацию отстаивания определенных интересов, и связанная с устремлениями к обладанию и использования власти.

    Политика  находит свое проявление и отражение  во всех сферах жизни общества: экономической, соц-й, полит-й, духовной. Внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и соц-ю направленность внешней  политики.

    Экономическая П. – совокупность научных положений, целей, полит. средств и практических мер, с помощью которых осущ-я регулирование отношений м/д группами, соц. группами в сфере экономических отношений. В эк. П. выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов и т. д.

    Социальная П. – система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений м/д группами, соц. группами по поводу их места в обществе. М/б распределительная, пенсионная, жилищная, в обл. здравоохранения.

    П. в политической сфере направлена на регулирование отношений м/д группами, соц. группами по поводу государственной власти. (гос. администрат. П.)   

    П. а сфере дух. жизни осуществляет регулирование отношений м/д группами, соц. общностями по поводу идей, взглядов, теорий (в области культуры, театра, СМИ, кино).

    Для выражения воли, потребностей и интересов  людей, а также для их защиты создаются  гос. органы, полит. партии и т. д. Они  выступают как активные субъекты политики. Определяющим субъектом является гос-во.

    Гос. П. занимает доминирующее место в  полит. деят-ти в обществе. Она рассматривается  на неск. уровнях: местный (обеспечение жильем, управление муниципальной собственностью и т. д.), региональный (координация деят-ти отдельных соц. групп для развития всего региона), общенациональный (приоритеты в политике по отношению к разл. соц. группам и слоям), международный (обеспечение защиты национальных интересов).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 5

В Др. Китае больш. распрост-е получили взгляды Конфуция (4-5 в. до н.э.). изложенные в книге "Лунь юй" (Беседы и взыск-я). Он обосновывает патриар-ую конц-ю гос-ва: гос-во больш. семья, император – отец, сторон-к ненасильств-х методов прав-я, равномер-го распр-я богатства. Импер-р должен руков-ть народом на осн. добровольности. С критикой конф-ва в 5 в до н.э выст-л Лао-Цзы – основ даосизма. Дао – естеств-я законность. Даосисты выст с критикой насилия, войн. Они выск-лись о договорном происх-и госуд-ва. Вопр политики долгое время рассмат-лись в плане конкр-й деятельности правителей, в виде советов и рекомендаций, как нужно дейс-ть. чтобы укрепить власть и обесп-ть процв-ие страны. Импер-р обожеств-ся и политика тракт-лась как выраж-е божеств-й воли.

Для полит мысли  антич-ти хар-ны:1)поиск идеальной  модели гос-ва, спос обесп-ть справедл-сть и порядок.2)рассмотрение политики как формы цивил-ного бытия людей, предп-й целостность гос-ва и общ-ва.3)отсутствие чёткой границы м/д политикой и этикой.4)ограни-ть полит мысли, обусл-я влиян религии. Полит взгляды Платона  ("Гос-во", "законы") разв-ли идеи добродетели и знаний божеств истин, спос дать надёжн-й оринтир в полит-ке. Идеальн-е гос-во Платона – это правл-е мудрцов-философов. Их власть должна быть абсолют-й и безусл-й. Иерахия сост. из: философов- правит, воинов и трудящихся. Полит-ка – царск-е иск-во. Аристотель – не отделял этику от политики. Главн вывод этики для для политики таков: политич-я справедл-сть возм-на лишь м/д своб-ми и равн-ми людьми. Аристотель считал науку о полит-ке высшей по отн-ю к другим наукам. Аристотель – рассмат-вал гос-во как продукт естест-ного раз-тия (чел-к стремится к жизни в гос-ве). У власти – средн класс. Править в об-ве должен закон. Полибий – (история в 40 книгах) Он считал наиб-е совеш-й формой гос-ва сочетание аристократии и демократии ( это спос-ло теории раздел-я властей). Цицерон- внёс значит вклад в разраб ораторского иск-ва, явл-гося частью полит культуры. 

6. Политические учения эпохи средневековья.

В средневековье  политическое знание развивалось в  религиозной форме. Объектом анализа учёных-богословов были 2 проблемы: 1) обоснование необходимости сильной монархической власти 2) поиск путей ограничения королевской власти 3) определение приоритета властей: духовной или светской. Наиболее значимые политические мысли этого времени – Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274). Совершение гос власти, по мнению Аврелия Августина возможно лишь под воздействием христианской морали. Для Фомы Аквинского го-во - это охрана порядка, в заботе об экономике, в контроле над торговлей, содействии росту богатства народа. Монарх- олицетворение единства общества, а подданные служат гарантией социального мира. Власть божественна, выступать против неё – грех. Они оба стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. Фома Аквинский развил теорию закона, поделив их на: вечные и человеческие. Вечные – принципы божественного разума, управляющие вселенной, обязывающие человека искать истину и уважать достоинство друг друга. Человеческие – принудить несовершенных по своей природе избегать зла и достигать добродетели. Христианское учение создало соц-политические идеи, сыгравшие значительную роль в последующем развитии полит мысли. К ним относятся идеи о всеобщности труда и распределении по труду, решение проблемы равенства. Некоторые положения раннего христианства – идеалы общего блага и милосердия, нравственные принципы общественной и личной жизни – имеют общечеловеческое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"