Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:19, шпаргалка
Легитимность полит.власти.
Пол.лег-ть – это общ-ое признание власти и ее права на упр-е. Лег-ть – перем-ая величина, зав-т от наличия или отсут-вия у власти реального авторитета. Понятие было введено Вебером. 3 типа лег-ти: 1) традиционная (основ-ся на вере в обычаи и традиции). 2) харизматич-ая (на попул-ти полит. деятеля) 3) рацион-ая (на признав-мые н-дом з-ны, в рамках кот. избир-ся и дей-т предст-ли вл.) 4) идеологическая – обоснов-е вл. с пом-ю идеологии 5) национ-зм – использ-ся элитами разв. гос-в.
9. Политическая мысль в Р. в 19-20 вв.
Формирование и развитие полит-й мысли в Р. определялись соц., экономич-ми и политич-ми условиями развития общества. Либеральный характер носили проекты конституционных преобразований Сперанского. Его полит-е идеи вытекали из естественно-правовой концепции (крепостное право противоречит природе человека и должно исчезнуть). Сами помещики должны отказаться от него по причине экономической нецелесообразности. Он назначал народ – творцом конституции, он трактовал законодательную, исполнительную и судебные власти как проявление единой власти монарха.
Идеология декабризма вызревала в том, что самодержавие и крепостничество м. б. уничтожены только насильственным путем. Пестель предполагал установить четкое разграничение компетенций м/д высшими органами гос-ва на законодательную (нар.вече), верх/исполнительную (Держ-ая дума), власть б-я (Верх. Собор) – «концепция» (все люди д/б равны перед законом). Муравьев: законодательная власть – народное вече (из 2-х палат), исполнительная власть – императору.
Славянофилы выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития Р. Самобытность Р. – в отсутствии в ее истории клас. борьбы, в рус. поземельной общине, в православии как истинном Христианстве. Западничество – направление антифеодальной мысли 40-х гг. 19 в. Р. д. идти вслед за Зап. Европой. Народничество – идеология разночинной интеллигенции. Они соединяли радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями утопического социализма. Выступали против пережитков крепостничества и против буржуазного развития страны.
Революционные демократы – противники крепостничества и самодержавия (Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский). Бакунин в «Государственности и анархии» отмечал, что общ-е теории должны опираться на интересы народных масс.
Лавров – в целях пропаганды необходимо создать партию. Он выступал за необходимость революционной диктатуры, строит-во нового общества.
Ткачев – отрицал активную роль народа в революции и приписывал эту роль «рев. меньшинству». Преобразовательная деятельность д. соответствовать уровню потребностей народных масс. Нужно создать органы нар. предприним-ва во главе с Нар-й Думой.
Революционный демократы и рев-е народники подготовили почвудля проникновения идей марксизма в Р.
Ленин («О гос-ве», «Гос-во и рев-ия») – на основе марксистской теории развивал учение о социалистической революции, о Советах как гос. форме диктатуры пролитариата, о коммунистической партии как штабе революции.
Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк (они не приняли марксизм). Они пытались переориентировать сознание с рев.-соц. в эволюционно-религиозное русло.
В
20-е гг. 20 в. возникло идейное течение
– евразийство. В него входили Вернадский,
Савицкий, Якобсон и др. Р. д/б одним из
евразийских гос-в. они хотели сохранить
Советы, но без коммунистов, обеспечить
при этом частную собственность. Дух. жизнь
отведена православию.
10. Политические учения марксизма
К.
Маркс, Ф. Энгельс и Ленин трактовали
природу гос-ва крайне односторонне
– как орудие политической власти
экономически господствующего класса.
Т. о., уничтожение частной
Общество
разделено на классы. Цель доктрины
– установление бесклассового об-ва.
Соц. сила – трудящиеся и их наиболее
передовые отряды. Основные идеи –
соц-я солидарность всех людей труда, интернационализм
на основе этой солидарности. Предполагается
установление власти трудящихся путем
совершения революции при подавлении
сопротивления эксплуататорских классов,
кот. должны быть лишены собственности.
11. Политика и ее основные функции. Субъект и объект политики.
Политика (греч. - «город-государство») – это обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных групп и отдельных лиц в дела государства. Это деятельность, направленная на реализацию отстаивания определенных интересов, и связанная с устремлениями к обладанию и использования власти.
Признаки и аспекты политики: 1) Политика выражается в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политические результаты или последствия. Политика осуществляется как на теоретическом, так и на практическом уровне (суть политики). 2) На политической арене действуют политические субъекты, которые взаимодействуют во имя достижения главных политических целей, это взаимодействие может осуществляться на принципах координации или субординации деятельности и политических принципах, противоположная сторона – противоборство (участники политики). 3) Самая главная черта политики, как общественного явления – это ее прямая или косвенная связь с политической властью (Главная черта политики). 4) Нет и не может быть бесцельной политики. Политика всегда затрагивает интересы миллионов людей и является многоцелевой. Если говорить о государственной политики, то главными целями являются обеспечение в стране и в мире порядка, безопасности и спокойствия, кроме этого – создание необходимых условий для нормальной жизни человека.
Виды политики: Внутренняя и внешняя.
Политика м. осущ-ся на неск. уровнях: низший (решение местных проблем), локальный (гос-е вмешательство), национальный, международный.
Структура политики. Обычно структуру политики представляют в виде 7 элементов: 1) Политическая власть – это возможность и способность навязывать свою волю другому. 2) Субъекты политики – это индивиды, социальные слои и группы, национальные общности, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. 3) Объекты политики – это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. 4) Политическая организация – это совокупность государственных и не государственных институтов, выражающие интересы личности, группы или общества в целом. 5) Политические отношения – это взаимодействия социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства государства, это системы многообразных многоуровневых взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики. 6) Политическое сознание – это политическая психология и политическая идеология, это мотивы политического участия. Оно включает систему сложившихся оценок и утверждений. 7) Политическая культура – это тип отношения к политическим явлениям, которые обнаруживаются в поведении.
Функции
политики: 1) Рационализаторская функция
говорит о том, что политика может рационализировать
конфликты и противоречия, предупредить
их, свести к разумному решению. 2)
Управленческая и регулятивная. 3)
Гуманитарная, которая выражается в гарантиях
прав и свобод личности, в обеспечении
общественного порядка, гражданского
мира и организованности. 4)
Функция политической социализации, она
означает возможность приобщения достаточно
широких слоев населения к реализации
своих интересов. 5)
Функция мобилизации и обеспечения эффективности
общей деятельности, т.е. политика направлена
на то, чтобы люди были организованы в
области экономики, социального обеспечения.
6) Функция обеспечения целостности
и стабильности общества.
12. Роль и место политики в жизни современного общества.
Политика – это обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных групп и отдельных лиц в дела государства. Это деятельность, направленная на реализацию отстаивания определенных интересов, и связанная с устремлениями к обладанию и использования власти.
Политика находит свое проявление и отражение во всех сферах жизни общества: экономической, соц-й, полит-й, духовной. Внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и соц-ю направленность внешней политики.
Экономическая П. – совокупность научных положений, целей, полит. средств и практических мер, с помощью которых осущ-я регулирование отношений м/д группами, соц. группами в сфере экономических отношений. В эк. П. выделяют политику в области промышленности, транспорта, финансов и т. д.
Социальная П. – система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений м/д группами, соц. группами по поводу их места в обществе. М/б распределительная, пенсионная, жилищная, в обл. здравоохранения.
П. в политической сфере направлена на регулирование отношений м/д группами, соц. группами по поводу государственной власти. (гос. администрат. П.)
П. а сфере дух. жизни осуществляет регулирование отношений м/д группами, соц. общностями по поводу идей, взглядов, теорий (в области культуры, театра, СМИ, кино).
Для выражения воли, потребностей и интересов людей, а также для их защиты создаются гос. органы, полит. партии и т. д. Они выступают как активные субъекты политики. Определяющим субъектом является гос-во.
Гос.
П. занимает доминирующее место в
полит. деят-ти в обществе. Она рассматривается
на неск. уровнях: местный (обеспечение
жильем, управление муниципальной собственностью
и т. д.), региональный (координация
деят-ти отдельных соц. групп для развития
всего региона), общенациональный
(приоритеты в политике по отношению к
разл. соц. группам и слоям), международный
(обеспечение защиты национальных интересов).
Вопрос 5
В Др. Китае больш. распрост-е получили взгляды Конфуция (4-5 в. до н.э.). изложенные в книге "Лунь юй" (Беседы и взыск-я). Он обосновывает патриар-ую конц-ю гос-ва: гос-во больш. семья, император – отец, сторон-к ненасильств-х методов прав-я, равномер-го распр-я богатства. Импер-р должен руков-ть народом на осн. добровольности. С критикой конф-ва в 5 в до н.э выст-л Лао-Цзы – основ даосизма. Дао – естеств-я законность. Даосисты выст с критикой насилия, войн. Они выск-лись о договорном происх-и госуд-ва. Вопр политики долгое время рассмат-лись в плане конкр-й деятельности правителей, в виде советов и рекомендаций, как нужно дейс-ть. чтобы укрепить власть и обесп-ть процв-ие страны. Импер-р обожеств-ся и политика тракт-лась как выраж-е божеств-й воли.
Для полит мысли
антич-ти хар-ны:1)поиск идеальной
модели гос-ва, спос обесп-ть справедл-сть
и порядок.2)рассмотрение политики как
формы цивил-ного бытия людей, предп-й
целостность гос-ва и общ-ва.3)отсутствие
чёткой границы м/д политикой и этикой.4)ограни-ть
полит мысли, обусл-я влиян религии. Полит
взгляды Платона ("Гос-во", "законы")
разв-ли идеи добродетели и знаний божеств
истин, спос дать надёжн-й оринтир в полит-ке.
Идеальн-е гос-во Платона – это правл-е
мудрцов-философов. Их власть должна быть
абсолют-й и безусл-й. Иерахия сост. из:
философов- правит, воинов и трудящихся.
Полит-ка – царск-е иск-во. Аристотель
– не отделял этику от политики. Главн
вывод этики для для политики таков: политич-я
справедл-сть возм-на лишь м/д своб-ми и
равн-ми людьми. Аристотель считал науку
о полит-ке высшей по отн-ю к другим наукам.
Аристотель – рассмат-вал гос-во как продукт
естест-ного раз-тия (чел-к стремится к
жизни в гос-ве). У власти – средн класс.
Править в об-ве должен закон. Полибий
– (история в 40 книгах) Он считал наиб-е
совеш-й формой гос-ва сочетание аристократии
и демократии ( это спос-ло теории раздел-я
властей). Цицерон- внёс значит вклад
в разраб ораторского иск-ва, явл-гося
частью полит культуры.
6. Политические учения эпохи средневековья.
В средневековье
политическое знание развивалось в
религиозной форме. Объектом анализа
учёных-богословов были 2 проблемы: 1) обоснование
необходимости сильной монархической
власти 2) поиск путей ограничения королевской
власти 3) определение приоритета властей:
духовной или светской. Наиболее значимые
политические мысли этого времени – Аврелий
Августин (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274).
Совершение гос власти, по мнению Аврелия
Августина возможно лишь под воздействием
христианской морали. Для Фомы
Аквинского го-во - это охрана порядка,
в заботе об экономике, в контроле над
торговлей, содействии росту богатства
народа. Монарх- олицетворение единства
общества, а подданные служат гарантией
социального мира. Власть божественна,
выступать против неё – грех. Они оба стремились
обосновать верховенство церкви над светской
властью. Фома Аквинский развил теорию
закона, поделив их на: вечные и человеческие.
Вечные – принципы божественного разума,
управляющие вселенной, обязывающие человека
искать истину и уважать достоинство друг
друга. Человеческие – принудить несовершенных
по своей природе избегать зла и достигать
добродетели. Христианское учение создало
соц-политические идеи, сыгравшие значительную
роль в последующем развитии полит мысли.
К ним относятся идеи о всеобщности труда
и распределении по труду, решение проблемы
равенства. Некоторые положения раннего
христианства – идеалы общего блага и
милосердия, нравственные принципы общественной
и личной жизни – имеют общечеловеческое
значение.