Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

politologie.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

  Право на самоопределение. Законы не должны быть направленными на национальное унижение, поражение в гражданских, экономических правах чужих этносов.

  Необходима передача части властных полномочий центра этническим регионам, создание условий для ускоренного роста благосостояния неблагоприятных меньшинств, социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп.

  Миграция должна быть регулируемой. Не должно быть ксенофобии – навязчивый страх перед народами др стран.

Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают: территориальные споры, миграции и перемещение, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда, вмешательство во внутренние дела других стран.

 

 

47. Государственная политика в сфере национально-этнических отношений в СНГ и Республике Беларусь.

Беларусь в результате последовательной и эффективной национальной политики добилась значительных успехов в регулировании межэтнических отношений. В республике нет национальных противоречий, этнического противостояния. Отличительная черта – межнациональное согласие.

В соответствии с Конституцией гос-во регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов, сохранения этнической, культурной, языковой самобытности граждан. Пропаганда национальной вражды запрещена, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.

В 21 в. перед лицом глобальных проблем человечества, основными задчами белорусской нации является:

  Сохранение своей национальной идентичности;

  Мировое соседство и сотрудничество с другими народами и, прежде всего, восточнославянскими;

  Определение своих стратегических приоритетов с учетом существования иных цивилизаций и культур;

  Вхождение в качестве полноправного члена в европейское и мировое сообщество.

Только в союзе с другими нациями белорусы могут обеспечить стабильное существование и устойчивое развитие своего гос-ва, обеспечить свое будущее.

Беларусь – единое национальное гос-во, нация-гос-во. В нем не доминирует господствующая нация. Национальное меньшинство квалифицируется как народы-партнеры, составляющие с коренной, титульной нацией одну гражданскую общность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48. Политика белорусского государства в сфере религиозно-конфессиональных отношений.

РБ – многоконфессиональное гос-во.  Взаимоотношения гос-ва и религиозных организаций регулируются законом и рационально сбалансированы. В республике отсутствуют конфликты на религиозной почве, нет межконфессиональных разногласий и противоречий. Все религии и вероисповедания равны перед законом.

Религиозным организациям, их органам и представителям не разрешается направлять свою деятельность против суверенитета РБ, ее конституционного строя и гражданского согласия.

Закон РБ обеспечивает и защищает конституционные права каждого гражданина на самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Все страдиционные для нашей страны религии – православие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам – занимают достойное место в жизни гос-ва, оказывают влияние на формирование духовных, культурных и гос традиций бел народа.

Ведущее место в религиозной жизни занимает православная церковь – 85% верующих.

Наиболее многочисленная из протестантских религиозных организаций – Объединение христиан веры евангельской.

Всего в Беларуси действуют 992 протестантские общины четырнадцати религиозных направлений.

Гос-во не возлагает на религиозные организации каких-либо гос функций, не вмешивается в их деятельность и не финансирует их. Религиозные организации имеют право участвовать в общественной жизни, использовать гос СМИ, освобождаются от уплаты налога на землю и недвижимость. Им не разрешается участвовать в деятельности политич партий и общественных организациях, преследующих политические цели, оказывать им финансовую и иную поддержку. В обязанности входит соблюдение Конституции и действующих законов.

Гос система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Зарегистрированные религиозные организации вправе создавать для религиозного образования детей и взрослых группы и воскресные школы, а также проводить учения в других формах.

 

49. Международные отношения: понятие, субъекты, современные тенденции.

Международные отношения – это совокупность политических, социальных, дипломатических, правовых, военных связей и отношений между основными социальными субъектами мирового сообщества, которые стремятся обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических, финансово-экономических, информационно-идеологических и других средств.

Основной субъект: гос-ва. Они являются наиболее могущественными и организованными субъектами, удерживающими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. К субъектам международных отношений также относят международные политические и военные организации: ООН, АСЕАН, ЕС, Лига арабских стран(ЛАГ), НАТО, СНГ. + всемирная организация здравоохранения(ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов(ВПФ), Международная организация труда(МОТ), Международный валютный фонд(МВФ).

Черты МО: стихийный, непредсказуемый, хаотичный, неуравновешенный характер в силу существования большого кол-ва субъектов мо, отсутствие единого легитимного центра власти, обладающего непререкаемым авторитетом для все участников этих связей и отношений, наличие большого кол-ва равноправных и суверенных центров принятия политических решений, охват всех сфер жизнедеятельности об-ва.

Уровни МО:

  По вертикали масштабные уровни: глобальные МО – отношения между системами гос-в, региональные – между гос-вами определенного политич региона, отношения конкретной международно-политической ситуации – историческая ситуация.

  По горизонтали: коалиционные, межкоалиционные, двухсторонние.

Виды:

Политические(безопасность и создают условия для развития всех других отношений), экономические и  научно-технические(формиров мирового рынка), идеологические(соглашения), международно-правовые, военно-стратегические, культурные.

Тенденции:

1.  Рост взаимозависимости гос-в и народов, становление единого целостного мира;

2.  Развитие национального самосознания народов;

3.  Усложнение мо.

4.  Выдвижение в центр МО глобальных проблем;

5.  Наличие объективных возможностей регулирования МО на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

6.  Трансформационный, переходный характер современных МО, становление новых международного порядка, мироустройства, системы МО.

 

 

50. Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления.

Политическая деятельность гос-в осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за их пределами – в рамках внешних отношений, в силу чего следует говорить не только о внутренней, но и о внешней политики гос-ва, имеющих свои специфику. Внешняя политика вторична, она формируется позже и осуществляется в иных условиях, нежели внутренняя. Несмотря на это, как внутренняя, так и внешняя политика направлены на решение практически одной и той же задачи – сохранение и упрочнение существующей политической системы, обеспечение стабильности и развития об-ва.

Внешняя политики – разновидность политики, регулирующая отношения гос-ва с другими гос-вами и народами, которая обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене.

Функции:

  Охранительная(сохранение и обеспечение существующей в рамках данного гос-ва системы общественных отношений от посягательств извне);

  Репрезентативная(деятельность представительных органов гос-ва за границей);

  Идеологическая(пропагандирует философские, экономические, политические, социальные преимущества своей системы);

  Торгово-организаторская(инициирует действия гос-ва на повышение меджународной конкурентоспособности);

Средства осуществления:

  Информационно-пропагандистские ср-ва(СМИ, пропаранда). Помогают укрепить безопасность гос-ва, его позиции в системе МО;

  Политические ср-ва. Исп в дипломатических отношениях.

  Дипломатические ср-ва. (визиты и переговоры, конференции, совещания, встречи, подготовка к заключению договоров).

  Экономические ср-ва(хорошо развитая и функционирующая эк-ка гос-ва, его финансовая помощь)

  Военные(оказание прямого или косвенного воздействия на др страны).

Одним из оснований деятельности гос-ва, одним из показателей определенности его внешней и внутренней политики выступает национальный интерес.

 

51. Теоретические основы геополитики.

Геополитика – особая отрасль научного знания, изучающая географическую обусловленность политических явлений; политическая концепция, доктрина, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики гос-ва, МО в связи с географическим положением стран, климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом. Сложилась в к.19-нач20 в.

Факторы, влияющие на политич процесс:

  Географические(положение гос-ва в регионе и в мире в целом);

  Политические(политич устройство об-ва);

  Этнические(национально-территориальное устройство);

  Экономические(уровень развития, структура эк-ки);

  Военные(состояние вооруженных сил);

  Демографические(численность и воспроизводство населения);

  Культурные(качество образования);

  Экологические(состояние ресурсов);

Функции: теоретико-познавательная(накопление знаний), прогностическая(разработка методологии); аксиологическая(оценка).

Геополитический теории:

  Теория «Харленда» - Х.Макиндер. Часть суши, разделенная на Азию, Африку и Европу, является своеобразным мировым островом, срединной землей, не проницаемой для влияния морских гос-в.

  Теория Ф.Ратцеля. Гос-во – это действующий по законам биологии организм, жизненные компоненты которого определяются его положением, пространством и границей.

  Теория «Римленда». – Н.Спайкман. доминирование в сфере МО океанических стран(США), которые способны контролировать побережье.

  Теория комплексной взаимосвязи Р.Кеохейна и Дж.Ная. Существование в мире множество каналов связи, через которые строится политика, в т.ч. неформальные отношения между внешнеполитическими элитами.

  Теория С.Хантингтона. Главный источник геополитических конфликтов спор или столкновение цивилизаций.

  Теория демократического мира М.Дойля и Б.Рассета. Исследование разнообразных возможностей для демократических гос-в разрешать споры мирным путем.

Современная геополитика изучает соотношение территориальных и политических сил и интересов на определенном географическом пространстве. Охватывающем гос-ва, континенты или весь мир. Важнейшими проблемными вопросами геополитики являются: пространственные отношения между странами и континентами, существование народов в конкретной географической среде и политической обстановке, демографические проблемы, рациональное использование средств и возможностей гос-вами своей территории, геополитические стратегии развития нации, формы жизнедеятельности гос-в, связанные с развитием эк-ки.

 

52. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в условиях глобализирующего мира.

Распад СССР и обретенье Беларусью независимости(1991) создали условия для выхода РБ на международную арену в качестве суверенного гос-ва, обладающего собственными национальными интересами. Президент РБ получил полномочия выступать в качестве гаранта реализации основных направлений внешней политики гос-ва, представлять его в отношениях с иными гос-вами.

Внешняя политика суверенной и независимой Беларуси опирается на конституционно-правовую базу, которую составляют: Конституция РБ, Декларация верховного Совета БССР и др.

Основные направления внешнеполитической деятельности: обеспечение безопасности страны, ее национального суверенитета и территориальной целостности, защита интересов бел об-ва в целом и каждого гражданина в отдельности, повышение уровня и качества жизни населения, экономического и политического могущества РБ, сотрудничество со странами СНГ, налаживание добрососедских отношений со странами зарубежья.

Внешнеполитические приоритеты на современном этапе:

1.  Интеграция и развитие взаимовыгодного сотрудничества в РФ. Только совместными усилиями Б и Р способны решить проблемы, стоящие перед ними, начиная от военно-политических и заканчивая экономическими. Будет стоить нормальные, тесные отношения и формировать Союзное гос-во.

2.  Обеспечение территориальной целостности и безопасности гос-ва; его защита от потенциальных и реальных угроз. Б совместно с Р в 1998 г. утвердила Концепцию оборонной политики. РБ осуществляет ряд мероприятий модернизации своих Вооруженных сил, активно участвует в международных и региональных системах безопасности.

3.  Сотрудничество с международными организациями. На сегодняшний день РБ является членом порядка 50 международных межправительственных организаций: ООН, СНГ, ЕвраАзЭС, ОДКБ, ЦЕИ.

4.  Развитие контактов с европейскими странами. Геополитическое положение РБ предполагает активную роль страны в общеевропейских процессах. ЕС является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Белоруси, уступая только России.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"