Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
Право на самоопределение. Законы не должны быть направленными на национальное унижение, поражение в гражданских, экономических правах чужих этносов.
Необходима передача части властных полномочий центра этническим регионам, создание условий для ускоренного роста благосостояния неблагоприятных меньшинств, социально-экономического выравнивания условий жизни всех этнических групп.
Миграция должна быть регулируемой. Не должно быть ксенофобии – навязчивый страх перед народами др стран.
Чаще всего в качестве главных причин этнических конфликтов выступают: территориальные споры, миграции и перемещение, историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальные ресурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит, конкуренция между этносами в сфере разделения труда, вмешательство во внутренние дела других стран.
47. Государственная политика в сфере национально-этнических отношений в СНГ и Республике Беларусь.
Беларусь в результате последовательной и эффективной национальной политики добилась значительных успехов в регулировании межэтнических отношений. В республике нет национальных противоречий, этнического противостояния. Отличительная черта – межнациональное согласие.
В соответствии с Конституцией гос-во регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов, сохранения этнической, культурной, языковой самобытности граждан. Пропаганда национальной вражды запрещена, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.
В 21 в. перед лицом глобальных проблем человечества, основными задчами белорусской нации является:
Сохранение своей национальной идентичности;
Мировое соседство и сотрудничество с другими народами и, прежде всего, восточнославянскими;
Определение своих стратегических приоритетов с учетом существования иных цивилизаций и культур;
Вхождение в качестве полноправного члена в европейское и мировое сообщество.
Только в союзе с другими нациями белорусы могут обеспечить стабильное существование и устойчивое развитие своего гос-ва, обеспечить свое будущее.
Беларусь – единое национальное гос-во, нация-гос-во. В нем не доминирует господствующая нация. Национальное меньшинство квалифицируется как народы-партнеры, составляющие с коренной, титульной нацией одну гражданскую общность.
48. Политика белорусского государства в сфере религиозно-конфессиональных отношений.
РБ – многоконфессиональное гос-во. Взаимоотношения гос-ва и религиозных организаций регулируются законом и рационально сбалансированы. В республике отсутствуют конфликты на религиозной почве, нет межконфессиональных разногласий и противоречий. Все религии и вероисповедания равны перед законом.
Религиозным организациям, их органам и представителям не разрешается направлять свою деятельность против суверенитета РБ, ее конституционного строя и гражданского согласия.
Закон РБ обеспечивает и защищает конституционные права каждого гражданина на самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Все страдиционные для нашей страны религии – православие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам – занимают достойное место в жизни гос-ва, оказывают влияние на формирование духовных, культурных и гос традиций бел народа.
Ведущее место в религиозной жизни занимает православная церковь – 85% верующих.
Наиболее многочисленная из протестантских религиозных организаций – Объединение христиан веры евангельской.
Всего в Беларуси действуют 992 протестантские общины четырнадцати религиозных направлений.
Гос-во не возлагает на религиозные организации каких-либо гос функций, не вмешивается в их деятельность и не финансирует их. Религиозные организации имеют право участвовать в общественной жизни, использовать гос СМИ, освобождаются от уплаты налога на землю и недвижимость. Им не разрешается участвовать в деятельности политич партий и общественных организациях, преследующих политические цели, оказывать им финансовую и иную поддержку. В обязанности входит соблюдение Конституции и действующих законов.
Гос система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Зарегистрированные религиозные организации вправе создавать для религиозного образования детей и взрослых группы и воскресные школы, а также проводить учения в других формах.
49. Международные отношения: понятие, субъекты, современные тенденции.
Международные отношения – это совокупность политических, социальных, дипломатических, правовых, военных связей и отношений между основными социальными субъектами мирового сообщества, которые стремятся обеспечить реализацию своих экономических, социальных, культурных и других интересов при помощи дипломатических, военно-стратегических, финансово-экономических, информационно-идеологических и других средств.
Основной субъект: гос-ва. Они являются наиболее могущественными и организованными субъектами, удерживающими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. К субъектам международных отношений также относят международные политические и военные организации: ООН, АСЕАН, ЕС, Лига арабских стран(ЛАГ), НАТО, СНГ. + всемирная организация здравоохранения(ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов(ВПФ), Международная организация труда(МОТ), Международный валютный фонд(МВФ).
Черты МО: стихийный, непредсказуемый, хаотичный, неуравновешенный характер в силу существования большого кол-ва субъектов мо, отсутствие единого легитимного центра власти, обладающего непререкаемым авторитетом для все участников этих связей и отношений, наличие большого кол-ва равноправных и суверенных центров принятия политических решений, охват всех сфер жизнедеятельности об-ва.
Уровни МО:
По вертикали масштабные уровни: глобальные МО – отношения между системами гос-в, региональные – между гос-вами определенного политич региона, отношения конкретной международно-политической ситуации – историческая ситуация.
По горизонтали: коалиционные, межкоалиционные, двухсторонние.
Виды:
Политические(безопасность и создают условия для развития всех других отношений), экономические и научно-технические(формиров мирового рынка), идеологические(соглашения), международно-правовые, военно-стратегические, культурные.
Тенденции:
1. Рост взаимозависимости гос-в и народов, становление единого целостного мира;
2. Развитие национального самосознания народов;
3. Усложнение мо.
4. Выдвижение в центр МО глобальных проблем;
5. Наличие объективных возможностей регулирования МО на основе общепризнанных принципов и норм международного права;
6. Трансформационный, переходный характер современных МО, становление новых международного порядка, мироустройства, системы МО.
50. Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления.
Политическая деятельность гос-в осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за их пределами – в рамках внешних отношений, в силу чего следует говорить не только о внутренней, но и о внешней политики гос-ва, имеющих свои специфику. Внешняя политика вторична, она формируется позже и осуществляется в иных условиях, нежели внутренняя. Несмотря на это, как внутренняя, так и внешняя политика направлены на решение практически одной и той же задачи – сохранение и упрочнение существующей политической системы, обеспечение стабильности и развития об-ва.
Внешняя политики – разновидность политики, регулирующая отношения гос-ва с другими гос-вами и народами, которая обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене.
Функции:
Охранительная(сохранение и обеспечение существующей в рамках данного гос-ва системы общественных отношений от посягательств извне);
Репрезентативная(деятельность представительных органов гос-ва за границей);
Идеологическая(пропагандирует философские, экономические, политические, социальные преимущества своей системы);
Торгово-организаторская(
Средства осуществления:
Информационно-пропагандистские ср-ва(СМИ, пропаранда). Помогают укрепить безопасность гос-ва, его позиции в системе МО;
Политические ср-ва. Исп в дипломатических отношениях.
Дипломатические ср-ва. (визиты и переговоры, конференции, совещания, встречи, подготовка к заключению договоров).
Экономические ср-ва(хорошо развитая и функционирующая эк-ка гос-ва, его финансовая помощь)
Военные(оказание прямого или косвенного воздействия на др страны).
Одним из оснований деятельности гос-ва, одним из показателей определенности его внешней и внутренней политики выступает национальный интерес.
51. Теоретические основы геополитики.
Геополитика – особая отрасль научного знания, изучающая географическую обусловленность политических явлений; политическая концепция, доктрина, отражающая и анализирующая сложную зависимость и связь внешней политики гос-ва, МО в связи с географическим положением стран, климатом, природными ресурсами, территорией, количеством населения и его составом. Сложилась в к.19-нач20 в.
Факторы, влияющие на политич процесс:
Географические(положение гос-ва в регионе и в мире в целом);
Политические(политич устройство об-ва);
Этнические(национально-
Экономические(уровень развития, структура эк-ки);
Военные(состояние вооруженных сил);
Демографические(численность и воспроизводство населения);
Культурные(качество образования);
Экологические(состояние ресурсов);
Функции: теоретико-познавательная(
Геополитический теории:
Теория «Харленда» - Х.Макиндер. Часть суши, разделенная на Азию, Африку и Европу, является своеобразным мировым островом, срединной землей, не проницаемой для влияния морских гос-в.
Теория Ф.Ратцеля. Гос-во – это действующий по законам биологии организм, жизненные компоненты которого определяются его положением, пространством и границей.
Теория «Римленда». – Н.Спайкман. доминирование в сфере МО океанических стран(США), которые способны контролировать побережье.
Теория комплексной взаимосвязи Р.Кеохейна и Дж.Ная. Существование в мире множество каналов связи, через которые строится политика, в т.ч. неформальные отношения между внешнеполитическими элитами.
Теория С.Хантингтона. Главный источник геополитических конфликтов спор или столкновение цивилизаций.
Теория демократического мира М.Дойля и Б.Рассета. Исследование разнообразных возможностей для демократических гос-в разрешать споры мирным путем.
Современная геополитика изучает соотношение территориальных и политических сил и интересов на определенном географическом пространстве. Охватывающем гос-ва, континенты или весь мир. Важнейшими проблемными вопросами геополитики являются: пространственные отношения между странами и континентами, существование народов в конкретной географической среде и политической обстановке, демографические проблемы, рациональное использование средств и возможностей гос-вами своей территории, геополитические стратегии развития нации, формы жизнедеятельности гос-в, связанные с развитием эк-ки.
52. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в условиях глобализирующего мира.
Распад СССР и обретенье Беларусью независимости(1991) создали условия для выхода РБ на международную арену в качестве суверенного гос-ва, обладающего собственными национальными интересами. Президент РБ получил полномочия выступать в качестве гаранта реализации основных направлений внешней политики гос-ва, представлять его в отношениях с иными гос-вами.
Внешняя политика суверенной и независимой Беларуси опирается на конституционно-правовую базу, которую составляют: Конституция РБ, Декларация верховного Совета БССР и др.
Основные направления внешнеполитической деятельности: обеспечение безопасности страны, ее национального суверенитета и территориальной целостности, защита интересов бел об-ва в целом и каждого гражданина в отдельности, повышение уровня и качества жизни населения, экономического и политического могущества РБ, сотрудничество со странами СНГ, налаживание добрососедских отношений со странами зарубежья.
Внешнеполитические приоритеты на современном этапе:
1. Интеграция и развитие взаимовыгодного сотрудничества в РФ. Только совместными усилиями Б и Р способны решить проблемы, стоящие перед ними, начиная от военно-политических и заканчивая экономическими. Будет стоить нормальные, тесные отношения и формировать Союзное гос-во.
2. Обеспечение территориальной целостности и безопасности гос-ва; его защита от потенциальных и реальных угроз. Б совместно с Р в 1998 г. утвердила Концепцию оборонной политики. РБ осуществляет ряд мероприятий модернизации своих Вооруженных сил, активно участвует в международных и региональных системах безопасности.
3. Сотрудничество с международными организациями. На сегодняшний день РБ является членом порядка 50 международных межправительственных организаций: ООН, СНГ, ЕвраАзЭС, ОДКБ, ЦЕИ.
4. Развитие контактов с европейскими странами. Геополитическое положение РБ предполагает активную роль страны в общеевропейских процессах. ЕС является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Белоруси, уступая только России.