Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

politologie.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

В Беларуси сформировался некий синтез этих культурных норм и представлений. В целом доминируют черты и свойства политич культуры восточного типа.

Главная черта белорусов – толерантность(терпение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Политическая идеология как форма политического сознания. Структура, функции и типология.

Идеология(А. Дестют де Траси) – особая, нейтральная, беспристрастная наука, которая изучает природу и происхождение чел идей.

Политическая идеология – относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, в которых различные субъекты политических отношений оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои интересы и убеждения и обосновывают пути и средства их реализации с помощью гос власти.

Функции:

  Познавательная(помогает об-ву ориентироваться в мире политики);

  Мобилизационная(способствует сплочению соц групп и индивидов вокруг определенных целей);

  Легитимирующая(стремится оправдать сущ политич сторой);

  Нормативная(задает об-ву определенную систему политич ориентаций);

  Интеграционная(формирование определенного обобщающего подхода к пониманию различных общественных явлений);

  Компенсаторная(вера и надежда на благополучное изменение социально-политического бытия);

Политическая идеология является действенным и незаменимым социальным инструментом, который помогает вырабатывать цели общественного развития, сплачивает различные социальные общности, аккумулирует социальную энергию людей.

Общие черты идеологий:

Спекулятивность(отрыв составляющих идеологию идей от действительноти); догматичность(придание идеям самодостаточного значения, фанатичная преданность и верность последователей идеологическим доктринам); ритуализация(наличие определенных символов); авторитарность(неприятие других идей);  апологетичность(слабая подверженность изменениям).

Уровни функционирования:

o   Теоретико-концептуальный(форм основные положения);

o   Программно-политический(трансформируется в программы);

o   Актуализированный(реализуются в практических делах);

Либерализм: свобода – как неотъемлемое условие развития личности; невмешательсво гос-ва в экономику и частную жизнь человека; равенство возможностей; соблюдение демократических прав; верховенство закона; разделение властей; индивидуализм;

Неолиберализм: политическое равенство; консенсус управляемых и управляющих; гражданское об-во и правовое гос-во; поддержка наиболее обездоленных социальных слоев об-ва; вмешательство гос-ва в экономику; плюралистическая демократия;

Консерватизм: неравенство, нравственный абсолютизм, неприятие социальных перемен, отрицание социального прогресса, приоритет об-ва над человеком и гос-вом, политический элитизм, традиционализм.

Неоконсерватизм: вертикальная демократия во главе с элитой, развитие частной инициативы для граждан, доминирование свободы над равенством, ограничительное вмешательство гос-ва в экономику, единство труда и капитала, гражданское об-во.

Социализм: коллективизм, господство общественной собственности, социальная справедливость, замена гос-ва ассоциациями трудящихся, от каждого по способностям,каждому по потребностям, социальное равенство, отсутствие эксплуатации человека человеком.

Социал-демократизм:отрицание революционных методов построения социализма. За постепенное реформирование капитализма, многоукладная эк-ка, различные виды собственности, политич плюрализм, свободные выборы, социальное партнерство, соблюдение прав и свобод чел и гражданина, обеспечение высокого кач-ва жизни.

Фашизм: агрессивность, культ насилия, превосходство одной нации над другими, тоталитарное гос-во, вождизм, массовый террор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнёрство.

Социальное гос-во – это гос-во, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Создается подобное гос-во путем выравнивания реальных социальных условий жизни граждан. Перераспределение нац дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проводится политика занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения.

Модели социально гос-ва: либеральная, корпоративная и общественная.

Условия построения соц гос-ва:

Активное вмешательство гос-ва в экономическую и социальную жизнь об-ва, обеспечение благосостояния всего населения, совершенствование действующей системы социальных пособий, ликвидация ницеты и неравенства, совершенствование структуры и порядка формирования бюджетных расходов на социальные нужды, обеспечение должного правопорядка.

Все имеют равные права, условия и возможности для обеспечения самому себе достойного уровня жизни, желаемого благосостояния.

Для реализации своих социальных функций гос-ва проводят социальную политику – система политических идей, решений, механизмов, действий, нацеленных на обеспечение наиболее гармоничного развития социальной структуры об-ва, социальных отношений. Функции соц политики:

  Защиты(создаются страховые и бюджетно-налоговые механизмы, упор на справедливое распределение доходов, образуются спец социальные страховые системы);

  Развития(равенство стартовых возможностей для всех граждан путем предоставления им высококачественных и доступных социальных благ в области образования, здравоохранения, культуры);

Одной из главных задач социальной политики является разрешение возникающих социальных противоречий, трудовых конфликтов без социальных взрывов и потрясений на основе гражданского согласия и социального партнерства.

Социальное партнерство – институционализированная система взаимоотношений, осуществляемая в рамках переговорного процесса между представителями работников, работодателей и гос власти и направленная на обеспечение согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования их трудовых отношений.

Система социального партнерства в РБ включает в себя трехсторонние консультативные органы, процессы ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров и соглашений, создание и совершенствование нормативно-правовой базы, роведение консультаций, семинаров, конференций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Основные направления социальной политики Республики Беларусь. 

Конституция РБ определяет Беларусь как социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер заработной платы, обеспечивается гос поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных социальных служб, установлены гос пенсии, пособия, действуют гарантии соц защиты населения. Фундаментом бел социального гос-ва является отношение к человеку как высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности, независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие.

Сегодня в Беларуси практически восстановлены гарантии на труд и занятость, на своевременное получение заработной платы и пенсии, всячески поощряется производительный, социально полезный труд, его справедливая оплата и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами. Четко регулируются социально-экономические различия между социальными группами, что служит утверждению социальной и политической стабильности, а также повышает платежеспособный спрос населения и создает дополнительные предпосылки для экономического развития. В Беларуси действует целостная система стандартов, которые определяют виды и качество важнейших социальных услуг в образовании, здравоохранении, в физической и духовной культуре, в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, на транспорте.

Важнейшим ориентиром белорусского гос-ва является создание условий для кардинального повышения качетва жизни граждан, которое в нынешнюю пятилетку(2006-2010) должно быть приблизительно к западноевропейстким стандартам.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы РБ является гибкая система социального обеспечения граждан:

1.  Социальное страхование и обеспечение граждан и их семей в случае классических рисков и вынужденных состояний;

2.  Оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям;

3.  Поощрительная и вспомогательная подсистема, занимающаяся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получение дополнительного образования.

В духовной сфере главной заботой бел гос-ва является формирование всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека.

Идея социальной государственности рассматривается в современной Беларуси как главный и определяющий строения всей системы деятельности гос-ва. Она базируется на опыте создания и функционирования социального гос-ва в развитых западных странах, опирается на многовековой опыт белорусского народа, его исторические традиции, менталитет, геополитическое положение бел земель в центре Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Молодёжная политика белорусского государства.

РБ – одна из тех стран, где молодежная политика возведена в ранг государственной и является ее важнейшим направлением. Молодежная политика состоит в обеспечении высокого правового и социального статуса молодежи, создании правовых, экономических, организационных условий для реализации интересов, потребностей в устремлении молодых граждан занять достойное место в обществе.

Цель: гарантированность права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, создание необходимых условий для свободного и эффективного участия молодежи в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия в об-ве.

Задачи:

  Предоставление молодежи доступного и качественного образования;

  Обеспечение патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания молодых граждан;

  Формирование у них высокой политической и правовой культуры, законопослушного поведения;

  Достижение ответственного и активного молодежи в общественной жизни;

  Совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи;

  Развитие международного молодежного сотредничества;

  Информационное обеспечение работы с молодежью;

Основой реализации молодежной политики – Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг.

Проведение в жизнь гос молодежной политики осуществляет Президент, Национальное собрание, местные Советы депутатов, исполнительнве и распорядительные органы. На местах функционируют отделы по делам молодежи.

Прямое и косвенное воздействие на молодежную среду оказывают работающие с молодежью профсоюзы, политические партии, общественные объединения. Существенное влияние на молодежь оказывают органы печати и СМИ.

Ключевая роль в реализации гос молодежной политики принадлежит государственно-общественной организации «БРСМ», которая имеет свои структуры во всех районах республики. Первичные организации БРСМ образованы в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях Беларуси. Гос-во заинтересовано в том, чтобы БРСМ, а также другие молодежные и детские объединения были полноценными партнерами центральных и местных органов власти в решении широкого спектра социальных проблем. Это: организация досуга, работа по месту жительства, забота о занятости молодых граждан, обеспечение социальных услуг, развитие массового спорта, поддержка талантливой молодежи, инвалидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Национально-этнические проблемы в современном мире и способы их решений.

Этнос – исторически сложившееся сообщество людей, объединенное длительным совместным проживанием на определенной территории, обладающие общим языком, хозяйственными связями, культурой.(племена, народности, нации).

Народность – исторически сложившееся территориальная, языковая, экономическая и культурная социально-этническая общность людей, предшествующая нации.

Нация – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, гос принадлежности.

Проблемы:

Шовинизм – идеология, политика и социальная практика, основанные на непризнании государствообразующей нацией этнической принадлежности других людей, подчинении национального самосознания других этносов ведущей, коренной, титульной нации, признании управления гос-вом только титульной нации. 

Появление гражданских наций, наций-гос-в также явилось источником и важнейшим ресурсом межэтнических конфликтов.

Национализм – идеология, политика и социальная практика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредитации иных этнических групп, решении экономический, политических и культурных проблем за счет интеров других этносов.

Этнофобия – прямая враждебность, непримиримость по отношению к иным, чужим народам.

Пути разрешения:

  Снижение межэтнической напряженности связано с реализацией права народов на самоопределение. Если нация отождествляется с гос суверенитетом, гос самоопределением, то остальные этнические общности реализуют право на национальное самоопределение.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"