Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

politologie.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Центральную роль в принятии решений в сфере гос управления играют высшие институты гос власти(Парламент, Президент, Правительство).

Фазы политич решений:

1)  Выявление неудовлетворенных интересов об-ва или его групп, собирается и анализируется предварительная информация об имеющих место социальных и политических противоречиях.

2)  Изучение имеющих место проблем, поиск путей их устранения, разработка вариантов возможных политических решений.

3)  Публичное обсуждение проектов политич решений, выбор, формулирование и легитимация наиболее приемлемого решения.

4)  Политич решения внедряются в политич практику, прогнозирование последствий решений. Расширение числа участников управленческого цикла за счет привлечения управляемых и включения механизмов обратной связи.

5)  Контроль над ходом реализации решения, выявление плюсов и недостатков.

Приемы, методы выбора политич решений:

  Консенсус(решение принимается на основе согласования позиций сторон);

  Компромисс(интересы субъектов политич решений частично совпадают и частично расходятся);

  Гегемония(социальные субъекты обладают различным весом в системе общественно-политических отношений);

Формами закрепления принятия политич решений являются разного рода документы. Это: законодательные акты, указы, распоряжения, постановления, резолюции, договоры, соглашения, пакты, программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Политическая модернизация в Республике Беларусь. Традиции и инновации.

РБ осуществляет системную модернизацию об-ва.  Цель – вывести нашу страну в число высокоразвитых европейских гос-в, сделать ее сильной и процветающей страной.

Важнейшим условием поступательно развития РБ – переход к качественно более высокому уровню гос-ва. Приближение власти к народу, формирование эффективных институтов гос-ва. «Гос-во для народа».

Повышение качества и культуры управления. Укрепление общественной безопасности и дисциплины

Выдвижение гос-ва на передний план общественных преобразований. Укрепляются политические процессы становления и развития институтов и отношений гражданского об-ва.

Сущность и направленность модернизации в экономической области предусматривает либерализацию и открытость экономики, совершенствование на научной и инновационной основе отраслевой и технологической структуры производства. Огромная роль в модернизации страны отводится науке. Предстоит перейти к экономике ресурсосберегающей, конкурентноспособной, превратить экономику страны в самую совершенную и мощную в мире.

Основная направленность в социальной области – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, доведение благосостояния народа до уровня европейских стандартов. В духовной области – обновление и обогащение интеллектуального и творческого потенциала людей, их всестороннее и гармоничное развитие.

В развитии политической модернизации РБ доминируют эволюционные мотивы. Политическая модернизация хар легальным участием в ней граждан, их законопослушанием, гр повиновением.

Политическая модернизация – это совокупность политических процессов, направленных на существенное преобразование политической системы, на переход об-ва от традиционного к переходному, а затем к современному состоянию.

 

31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.

Политическая деятельность – сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению гос-вом и об-вом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главная побудительная причина – экономические и материальные интересы.

Структура:

Субъекты(граждане, политики, общности, группы, организации, учреждения)

Они вступают в политические отношения(конкурентное взаимодействие).

Объект – политическая система.

Средства и методы политич деятельности: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, переговоры, восстания.

Политич деятельность состоит из политич действий:

  Позитивные(постоянное совершенствование политич системы) или негативные(развитие конфликтов в об-ве);

  Рациональные(четкое представление о целях) и иррациональные;

  Инерционные(сохранение традиционных политич отношений) и творческие(перемены);

  Стихийные(не управляются политич институтами) и организованные (высокая сознательность и целеустремленность субъектов политики)

  Институционализированные и не-  -

Виды политической деятельности:

  Политическая реформа – изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений.

  Революция – коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры об-ва. Признаки: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка, участие в них большого кол-ва людей. Результаты: насильственное изменение существующего политического режима, замена политической элиты, кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности об-ва.

  Контрреволюция – политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Цель – свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.

  Реставрация – процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или гос переворота.

  Политическая модернизация – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы.

  Государственный переворот – внезапный, неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом.

  Бунт, восстание, мятеж – возмущения масс действиями властей;

Большую опасность в современном мире представляет терроризм – целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, которые применяют насильственные методы и средства.

 

 

 

 

 

32. Политическое участие.

Политическое участие – это любые, по преимуществу добровольные, действия индивидов или групп, связанные с их непосредственным или опосредованным участием в разработке, принятии и реализации политических решений; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

Политич участие может проявляться:

1)  В осуществлении властных полномочий или противодействию их осуществлению;

2)  В деятельности формальных политических организаций;

3)  В деятельности неформальных политических организаций;

4)  В выборах и референдумах;

5)  Участия граждан в публичных манифестациях;

6)  В чтении политической периодики и литературы;

7)  В выполнении политич обязанностях в рамках гос органов;

Формы:

Автономное(добровольный характер) и мобилизованное(манипулирование, принуждение, насилие) политич участие.

Актичное и пассивное, индивидульное и коллективное, легальное и нелегальное, традиционное(поддержание политич преемственности и стабильности) и инновационное(развитие, изменения), постоянное и эпизодическое, организованное и неорганизованное.

Особое значение для гос-ва имеют так называемые протестные формы политического участия. Негативное воздействие индивида или группы на сложившуюся в об-ве политич ситуацию, действия властей.

Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.

Под кризисами политического участия подразумевается ситуация, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные условия для удовлетворения растущих потребностей граждан участвовать в политике.

 

33. Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения.

Политический конфликт – это столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за власть, ее перераспределением, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития об-ва.

Структура:

Источники: Внесоциальные(основываются на определенных качествах, чертах, состояниях человека), социальные(специфика разнообразных сфер политики, характер субъектов), комбинированные(устойчивое сочетание мотивов социального и внесоциального хар-ра).

Фазы протекания конфликтов:

Скрытое(стороны не принимают никаких политических действий, которые могли бы нанести ущерб противнику) и Открытое(конкретные действия).

Типы политических конфликтов:

  По зонам и масштабам: внутриполитические и внешнеполитические;

  По временным характеристикам: долговременные и кратковременные;

  По динамике развития: остротекущие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастяющиеся.

  По уровню конфликтных отношений: глубокие и неглубокие с нулевой суммой(полное поражение одной из сторон), с ненулевой суммой(есть способ нахождения согласия), с отрицательной суммой(все участники оказываются в проигрыше);

  По уровню публичности: открытые и закрытые;

  По степени интенсивности: эскалированные(острые столкновения) и низко интенсивные;

  По положения: вертикальные(различные уровни власти) и горизонтальные(между субъектами и носителями власти);

  По формам проявления: мирные и немирные

  По кол-ву участников: многосубъектные и двусторонние;

Этапы разрешения конфликтов:

1)  Подготовительный. Определяется наиболее оптимальный вариант деятельности по ликвидации конфликтной ситуации.

2)  Переговорный. Непосредственный контакт участников конфликта.

3)  Завершение конфликта. Соглашение конфликтных сторон о временном или полном примирении

Политический кризис – такое состояние политической системы, когда острота противоречий в ней достигает высшего накала, а необходимость преодоления этой ситуации становится необратимой.

Типы политич кризисов:

  Правительственный – потеря органами исполнительной власти контроля над ситуацией(устраняется при перестановке в правительстве или его отставке)

  Парламентский – изменение соотношения сил в парламенте(роспуск парламента и назначение новых выборов)

  Конституционный – прекращение действия Конституции(принятие новой)

  Внешнеполитический, общенациональный

 

 

 

 

 

34. Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит.

Элита – высшая знать об-ва.(исп в к19 –н20в).

Выделяют:

  Экономическую элиту – наиболее богатые члены об-ва. Оказывают влияние на принятие политических решений.

  Культурно-информационную – выдающиеся деятели науки, культуры. Оказывают влияние на формирование общественного мнения.

  Политическую – специализированная социальная группа, занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления гос-вом. Центральное звено гос управления. Профессиональные политики высшего ранга.

Классификация элит:

  По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования: открытую(относительно свободный набор новых членов) и закрытую(воспроизводит сама себя).

  По дифференциации и единству: консенсусная(форм на основе согласия внутриэлитных групп относительно новых ценностей); идеологическую (объединение на основе новой идеологии); фрагментированная(низкая степень внутриэлитной интеграции); разъединенная(острая борьба между внутриэлитными группировками);

Функции:

  Стратегическая(определение программы, принятие политич решений);

  Организаторская(осуществление на практике выборного курса);

  Представительская(формирование и представление групповых интересов различных слоев об-ва);

  Интегрирующая(укрепление стабильности и единства об-ва);

  Мобилизационная(мобилизация гр-н на совершение действий);

Структура:

  Селекторат(широкий круг политических активистов);

  Потенциальные элиты(разрозненные элитарные группировки);

  Самодеятельные элиты(элитарные группировки, которые проиграли выборы);

  Правящая политическая элита(победившая на выборах);

  Элиты в политике(наиболее влиятельные и авторитетные представители технической и гуманитарной интеллигенции);

  Связанная группа(неформальное объединение политиков);

Еще в древности было замечено, что человеческое сообщество дифференцировано на две неравноценные группы, первая их которых относительно самостоятельное и привилегированное меньшинство, обладающее властью, а вторая – большинство, которое подчиняется.

Способы рекрутирования:

o   Гильдийский(закрытый) – закрытый способ отбора руководящих кадров, наличие множества институтов фильстрации.

o   Антрепренерский(открытый) – способ демократического отбора политич лидеров, оценка качеств общественностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Феномен политического лидерства.

Политическое лидерство – особый вид политической деятельности, имеющий огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов. Это: власть, руководство, авторитет, выражение и представительство социальных интересов. От лидера требуется сплочение интересов широкой общественной базы. Большое значение имеет способность лидера улавливать настроение масс, знать подлинные интересы граждан, уметь манипулировать их сознанием.

Условия сохранения властных полномочий:

  Наличие четкой программы

  Знание проблем

  Умение создавать систему политического руководства;

  Умение создавать определенный морально-психологический климат;

  Определенные черты характера, необходимый уровень политической культуры, популярность, ораторские способности.

  Подчеркивание приоритета общественного над личным.

  Важны политический стиль, мотивы, убеждения

Определенное значение для лидера имеет его имидж – эмоционально окрашенный, привлекательный образ, призванный способствовать идентификации политика, созданию и укрепления его престижа, репутации, доверия.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"