Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

politologie.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

В основе политич системы – принцип народовластия.

Совершенствование политич отношений: включение членов общества в политич жизнь, расширение прав и свобод граждан.

Современная политич система и политич режим РБ, определяют вектор развития общества, ориентированные на построение демократического правового социального гос-ва.

 

15. Понятие «политический институт». Государство: сущность, признаки и функции.

Политич институт – зафиксированные и документально закрепленные нормы организации и функционирования разнообразных органов власти, которые выступают основным регулятором политического поведения и деятельности граждан в системе политических отношений.

Политич институты эволюционируют под действием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри об-ва, так и за его пределами. Они изменяются в зависимости от политической воли правящей элиты, политической культуры, исторических традиций и становятся объектом пристального внимания об-ва.

Государство – политическая общность, основным элементом которой является властно организованное население на определенной территории.

Признаки гос-в:

  Суверенность(верховенство гос власти внутри страны, самостоятельное и независимое существование и развитие об-ва)

  Принудительность(применение различных средств для поддержания общественного порядка)

  Всеобщность(обязательные законы, воздействие гос-ва на всех людей, проживающих на его территории)

  Атрибуты гос-ва

  Территория

  Население

  Гос аппарат(посредством которого гос-во функционирует и развивается)

Функции гос-ва:

1.  Внутренние: охрана общественного порядка(недопущение нарушений существующего порядка)

2.  Социальная (здравоохранение, образование, социальное обеспечение)

3.  Выработка стратегии экономического развития

4.  Защита прав и свобод граждан

5.  Идеологическая функция(распространение ценностей)

6.  Внешние: поддержание отношений с другими странами(укрепление своего положения в мире)

7.  Внешнеэкономическая (развитие экономич сотрудничества)

8.  Военная(обеспечение безопасности )

9.  Решение глобальных проблем человечества

 

 

 

16. Формы государственного правления.

Форма гос-ва – строение, структура, организация гос власти.

Форма правления – способ организации верховной гос. власти, которая предопределяет структуру высших гос. органов, порядок их образования, взаимодействие с населением.

А)Республика – форма правления, при которой высшие органы власти избираются населением на определенный срок.

1.Президентская – характеризуется значительной ролью президента в системе гос. органов. Президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента прямым голосованием избирателей или коллегий выборщиков. Он сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Существует жесткое разделение властей.(США)

2.Парламентская – руководящий ор-н гос власти – парламент. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Реальной властью обладает глава правительства(премьер-министр). Президент осуществляет главным образом представительные и церемониальные функции. Глава государства избирается парламентом. Отсутствует жесткое разделение властей.(Индия, Италия, ФРГ).

3.Смешанная (полупрезидентская) – стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта: двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Президент имеет право распустить парламент и назначить новые выборы(Австрия, Франция, Россия, РБ).

Б) Монархия-форма правления при кот. власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы гос-ва (монарха) и передается по наследству.

Она бывает – абсолютная –власть полностью   принадл-т монарху и хар-ся его неограниченными полномочиями в законод-й исполн-й и судебной сферах (Бруней)

                   -- конституционная- полном-я главы гос-ва ограничены в законодательной сфере, но широки в сфере исполнительной власти

Констит-я бывает: --дуалистическая (монах имеет широкие полномочия в сфере исполнительной власти, право абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, вып ряд представительных и внешнеполитических ф-ций)Марокко--парламентская – власть гл.гос.практич-ки не распростран-ся на сферу закон-ва и зн ограничена в сфере исполнит власти.

 

17. Формы территориально-государственного устройства.

Важной характеристикой гос-ва является форма гос утройства.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимодействия центральных, региональных и местных властей.

Основные формы государственного устройства:

1) Унитарное:

Единое простое государство, состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Это государство имеет единую конституцию, правовую систему, единую систему высших органов власти, гражданство.

(Белоруссия, Финляндия, Испания).

Признаки: концентрация финансов в национальном бюджете, активное вмешательство центра в дела местной власти, возможность центра замещать исполнительные органы местной власти по своему усмотрению.

2) Федерация:

Сложное союзное государство, состоит из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Главным признаком федерации является наличие двух официальных гос уровней, между которыми распределяются полномочия.

При верховенстве федеральной власти и федерального права члены федерации имеют собственные конституции, законодательства, высшие органы власти. Федерации могут на территориально-административной (США) и национально-территориальной основе (Россия).

Члены федерации, как правило, не обладают правом сецессии т.е. одностороннего выхода из состава федерации.

Осн признаки: субъекты федерации автономны и самоуправляемы; наличие двухпалатного парламента; сосуществование единой конституции гос-ва и конституций отдельных частей федерации; наличие двойного гражданства.

Формы федерации: дуалистическая(четкое распределение полномочий между центром и регионами) ; кооперативная(сотрудничество между федеральным правительством и правительствами регионов(Германия) ; конкурентная форма(конкуренция между регионами) ; промежуточная форма(элементы кооперативной и конкурентной форм)(Канада).

3) Конфедерация:

Союз юридически и политически самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Члены сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, собственное законодательство и передают в компетенцию союза лишь органическое число вопросов. Органы власти конфедеративных государств обладают правом неприменения решений конфедерации на своей территории (Евросоюз).Для конфедерации характерно отсутствие единого центра принятия решений. 2 основных правила – равенство участников и единогласное принятие решений.

18. Правовое государство и гражданское общество.

Правовое гос-во – организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания гос власти с помощью права в целях недопущения злоупотребления.

Факторы становления правового гос-ва:

Уровень социально-экономического и культурного развития об-ва, наличие исторических традиций правовой жизни и правовой культуры.

Хар черты:

  Верховенство права(закон обладает высшей силой)

  Свобода личности

  Разделение властей(котроль органов гос власти)

  Взаимная ответственность(гос-во и личность в расной степени ответственны перед законом)

  Политический и идеологический плюрализм(свободное функционирование политич партий)

Признаки:

  Суверенитет народа, наличие развитого гражданского об-ва, функционирование институтов демократии, независимость суда, участие гр-н в управлении гос-вом.

Гражданское об-во – независимая от гос-ва, существующая наряду с ним и взаимодействующая с ним сфера социальной жизни, представленная общественными группами, движениями, партиями и др объединениями граждан и служащая формой выражения многообразных интересов личности.

Начало активных процессов по созданию гражданского об-ва было положено в Европе в 16-18 вв., в период перехода к капиталистической стадии развития. Предпосылка: обретение гражданами общественной самостоятельности на базе частной собственности.

Структура:

  Негосударственные социально-экономические отношения и институты(собственность, труд, предпринимательство)

  Совокупность независимых от гос-ва производителей(частные фирмы)

  Общественные объединения и организации

  Политические партии и движения

  Семья, церковь

Функции

  Создание условий для удовлетворения базовых потребностей человека

  Выражение интересов индивида и переадресовка их органам гос власти

Для современного типа гражданского об-ва хар:

Приоритет частной собственности и часнособственнических интересов

Наличие значительного среднего класса

Высокий уровень жизни

Большое кол-во различных общественно-политических организаций

Своеобразный психологический и политический менталитет

 

 

19. Основа государственно-конституционного строя Республики Беларусь.

РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

В Конституции закреплены основополагающие идеи, ценности  и цели унитарного демократического социально правового гос-ва.

Единственный источник гос власти и носитель суверенитета в РБ – народ.

РБ – демократической гос-во, демократия осуществляется на основе многообразия политический институтов(парламентаризма, исполнительной власти). Это соответсвует принципу разделения властей.

Для того чтобы органы гос власти не выходили за рамки своего правового поля, не проникали в область чужой компетенции, имели возможность взаимоограничивать, уравновешивать, дополнять и контролировать деятельность друг друга, для равновесия и баланса властей используют так называемый механизм сдержек и противовесов.

Самостоятельность властей, обуздание всевластия, недопущение злоупотребления властью, формирование равновесия и баланса властей обеспечивается их разделением, функционированием механизма сдержек и противовесов и независимой судебной властью

Гос-во регулирует отношения между различными общностями людей на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Важнейшими политич институтами об-ва являются политич партии и многочисленные общественные объединении, которые содействуют выявления и выражению политической воли граждан, их социальных, национальных и других общностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.

Президент – глава гос-ва, гарант Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство народа, обеспечивает реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну за рубежом, является символом единства нации, гарантирует нац безопасность и территориальную целостность страны.

10 июля 1994 г. был избран первый президент РБ. Избирается на 5 лет народом.

Президент республики, не являясь главой Правительства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, самостоятельно формирует его, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе отменять акты правительства, формирует местную исполнительную власть.

Наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Обладает правом законодательной инициативы, правом подписывать законы, возвращать их в парламент для повторного рассмотрения, может издавать декреты. Не имеет ответственности перед Парламентом и имеет право его роспуска.

Широки полномочия Президента в судебной сфере, формировании судебной системы.

Предоставлены широкие полномочия в осуществлении внешней политики. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, предоставляет гражданство, является Главнокомандующим Вооруженными Силами. За ним закреплено право на объявление референдума, который является важным инструментом политического влияния.

Президент Б имеет право переизбираться на свой пост неограниченное количество раз.

В республике установлен институт долгосрочных президентских выборов.

РБ по форме правления – президентская республика, в которой президент обладает большими полномочиями.

В отношении полномочий Президента Конституцией предусматривается определенный механизм сдержек и противовесов, которыми наделяются судебная и законодательная власть. Деятельности Президента подвергается контролю со стороны политических партий, общественных движений, СМИ и др общественных институтов.

 

21. Парламент: основные направления деятельности, структура и полномочия.

Законодательная власть определяется как система прав и возможностей издавать имеющие высшую юридическую силу общеобязательные акты гос значения и представлять интересы различных общностей людей.

Законодательная власть сосредоточена в парламенте. Парламент – законодательный и представительный орган. Впервые образован в 1265г (А).

Сущ двух- и однопалатная структура парламента.

Структурные единицы парламента: Комиссии, партийные фракции. Внутренние органы парламента: председатель, его заместитель, Президиум, Совет, Секритариат.

В РБ с 1996г. Парламент – Национальное собрание – стал двухпалатным. Избирание депутатов палаты представителей(110 чел) осуществляется на основе при тайном голосовании в одномандатных избирательных округах.

Вторая палата – Совет Республики – палата территориального представительства(64 чел: 54-избираются, 8-назначает Президент). Срок полномочий парламента – 4 года.

Полномочия законодательной власти: законотворчество, принятие законов, выработка основных направлений развития общества, утверждение госбюджета и отчета правительства о его исполнении, осущ внешней политики, легитимация Президента, Правительства или их действий.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"