Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".
По отношению в парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В РБ законодательная власть ограничивается референдумом, правом Президента на роспуск парламента, Конституционным судом.
22. Правительство – высший орган исполнительной и распорядительной власти государства.
Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган гос управления. Оно подочтено Президенту и ответственно перед Парламентом. Глава правительства – премьер-министр, назначается Президентом РБ с согласия палаты представителей.
Функции:
Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
Разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой политики
Принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства
Обеспечивает исполнение Конституции, законов
Отменяет акты министерств и иных республиканских органов гос управления
Обеспечивает развитие гос инфраструктуры
Совет Министров обеспечивает гарантированные Конституцией, законами и предусмотренные международными обязательствами государства права и свободы граждан, а также защиту граждан РБ, как на территории данной страны, так и за ее пределами, принимает меры по защите нац безопасности, независимости и территориальной целостности
23. Местное управление и самоуправление.
Местное управление и самоуправление в РБ осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в гос и общественных делах.
Формы осуществление местного самоуправления в Б:
Местные Советы депутатов;
Органы территориального общественного самоуправления;
Местные референдумы; собрания граждан;
Иные формы прямого участия граждан в гос и общественных делах;
3 территориальных уровня местных Советов:
1. Первичный(сельские, поселковые, городские Советы);
2. Базовый(городские и районные Советы);
3. Областной(областные Советы);
Помимо местного самоуправления в Б осуществляется местное управление – форма организации и деятельности местных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Функции местного управления и самоуправления:
Стабилизация социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах;
Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды;
Улучшение демографической ситуации в регионах;
Повышение качества жизни населения;
Сохранение новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса;
Совершенствование управления коммунальным хозяйством;
24. Бюрократия, бюрократизм.
Бюрократия(Винсент де Гурие) – это иерархическая структура, не обладающая властными полномочиями, специализирующаяся на выполнении определенных управленческих и исполнительных функций в процессе реализации власти теми, кому она принадлежит. Сущ 2 трактовки бюрократии – Карла Маркса и Макса Вебера.
Вебер:
Основная рациональная форма организации власти. Бюрократия – тип организации, для которой характерно:
Маркс:
Бюрократия не только оружие управления, но и особая социальная группа со специфическими взглядами, ценностями и интересами. Бюрократия постоянно стремиться к овладению самой власти не ограничивается выполнением чисто инструментальной функции. Гос служащие, забыв о беспристрастии, оказывают существенное воздействие на центры власти, широко используют свои возможности в собственных интересах. Происходит тесное переплетение власти и бюрократии. Все это превращает бюрократический аппарат в самостоятельную политическую силу.
Бюрократизм – такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не только интересы общества и государства, сколько собственное благополучие.
Бюрократия воспринимает гос-во как свою коллективную собственность, а гос службу как разновидность бизнеса.
Черты бюрократизма: самоуправство, произвол, консерватизм, бездушие, корпоративность, медлительность, запутанность процедур, склонность аппарата к постоянному росту.
Средства борьбы с бюрократизмом:
1. Дальнейшая демократизация и построение гражданского общества;
2. Перестройка гос аппарата в направлении ограничения роста гос-ва;
3. Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов;
4. Перестройка всей системы гос службы в направлении установления жесткого контроля за деятельностью и профессиональной пригодностью гос служащих;
25. Политические партии и партийные системы.
Партии выступают существенным элементом политической системы общества. Политическая партия – основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение людей, представляющее определенные общественные классы, социальные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической власти либо участия в ней.
Основные признаки:
Активное участие в политической борьбе;
Наличие определенного членства, специально разработанной политической программы;
Общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в ней людей;
Наличие лидера или лидеров;
Функции:
Внутренние: набор членов партии, выборы руководства, регулирование отношений между членами партии, формирование бюджета.
Внешние: борьба за власть, определение целей общественного развития, выражение интересов социальных групп, обеспечение связи масс с гос структурами, социализация и мобилизация граждан, отбор политических элит и лидеров, осуществление контроля над властью
Типы политических партий:
По характеру, задачам деятельности: революционные, реформистские, консервативные, реакционные;
По идеологическому признаку: либеральные(гл. ценность: свобода), социалистические(защита социальных интересов), коммунистические(ограничение частной собственности), консервативные, националистические;
По участию в осуществлении власти: правящие, оппозиционные
По шкале политического спектра: правые(консервативные буржуазные ценности), левые(социалистические и коммунистические идеалы), центристские(умеренные пути развития)
По условиям деятельности: легальные, нелегальные, полулегальные;
По происхождению: парламентские, внепарламентские
По организационной структуре: кадровые(значительная внутрипартийная свобода), массовые(фиксированное членство);
Партийная система – это объединение взаимосвязанных между собой политических партий, действующих в обществе и стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти.
Формируются политич системы по действием: действующего в гос-ве законодательства, социального строения об-ва, религиозная ситуация.
Выделяют:
1) Однопартийную системы(гос-во стремится слить все партии в одну, устанавливается при авторитарных и тоталитарных режимах);
2) Полуторапртийную (состоит из доминирующей партии и близкой ей по идеологии партии);
3) Двухпартийную(2 сильные политич партии, способных конкурировать между собой) – США
4) Двух с половиной(2 сильные партии + еще одна посреднеческая – Швеция)
5) Многопартийная система: система умеренного плюрализма(3-5 партий – Франция), система крайнего плюрализма(6-8), атомизированная система(больше 8) – Малайзия
26. Общественные организации и движения: их роль, типологии, функции.
Сущ 2 наиболее распространенные формы объединения граждан: общественные движения и общественные организации.
Общественное движение – структурно неоформленное массовое объединение граждан для достижения социально значимых целей, опирается на различные классы, группы, слои.
Общественная организация - основанное на членстве добровольное объединение граждан для совместной деятельности по защите и достижению их интересов и целей, изложенных в программе и уставе. Имеют специализированный персонал, наличие структуры, программы.
Типология:
o по социальному признаку: рабочие, крестьянские;
o по половозрастным: детские, молодежные, женские, движение пенсионеров;
o от сфер деятельности: экономические, политические;
o по численности: массовые и малочисленные;
o по профессиональному признаку: движения врачей, учителей;
o от степени и формы организации: стихийные и недолговременные;
o от отношения к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные;
o по способам и методам действия: насильственные и ненасильственные;
Функции:
1) защита и представительство интересов и потребностей слоев населения;
2) политическая социализация личности;
3) социальная интеграция(объединение людей вокруг социальных проблем)
4) мобилизация(организация акций);
Доминирующим типом общественных объединений являются группы интересов и группы давления.
Группы интересов – это организации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаивании и реализации своих властно значимых интересов в отношениях с гос-вом и другими политич институтами.
Группы давления – это самодеятельные организации, стремящиеся реализовывать свои интересы или интересы той или иной общности людей, чьи позиции они отстаивают, путем воздействия на власть и принимаемые ею решения.
27. Общественные объединения и общественные организации в республике Беларусь.
Деятельность общественных объединений является одной из характеристик демократического гос-ва. Процесс образования общественных объединений в РБ был начат в н.90-х гг.20 в. и был связан с развалом СССР и демократизации республики.
В октябре 1994 г. стал действовать закон «Об общественных объединениях».
Закон запрещает деятельность в республике незарегистрированных общественных объединений, а также общественных объединений, которые в своих программах призывают к свержению существующего строя, пропагандируют войну, насилие, жестокость.
На сегодняшний день зарегистрировано более двух тысяч общественных объединений, среди них: женские, молодежные, ветеранские. Все они имеют широкие права и возможность выражать интересы различных слоев бел об-ва.
Они содействуют достижению баланса в социальных отношениях, стимулируют развитие политического плюрализма, препятствуют сползанию гос-ва к авторитарному и тоталитарному режиму существования.
Задачи обществ объединений:
Утверждение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, труд, отдых, образование;
Пропаганда З О Ж, ценностей социально ориентированной рыночной экономики;
Осуществление общественного контроля за состояним окружающей среды;
Участие в реализации программ экологического образования и просвещения, воспитания бережного отношения к природе;
28. Политический процесс: понятие, субъекты, виды, стадии.
Политический процесс – совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование всей политической системы. Он раскрывает 2 основные формы политического волеизъявления граждан. Это различные способы выражения рядовыми гражданами своих интересов(участие в выборах), а также формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемые политическими лидерами или элитами.
Компоненты политического процесса:
Субъекты политики(гос институты: правительство, парламент, силовые структуры, политические партии, группы интересов и индивиды), объекты политики(то,что должно быть создано в ходе политич процесса), средства и методы политич деятельности, исполнители, ресурсы процесса(знания, наука).
Стадии:
1. Разработка плана, теории, концепции. Субъекты выбирают цель и обосновывают ее. Определяются задачи, методы. В процессе реализации намеченных проектов формируется политическая жизнь страны со своими традициями.
Типы:
По объектам политического воздействия: внутриполитические(в политич системе гос-ва) и внешнеполитические(
По интенсивности преобразований: эволюционные(постепенность) и революционные(радикальные изменения);
Публичность осуществления: открытые(легальные) и закрытые(теневые)
По устройствам политич системы: стабильные(устойчивые формы политич мобилизации) и нестабильные(кризисные);
По системе сущ в об-ве и гос-ве институтов: внутрисистемные(устойчивая политич система) и переходные;
По времени и месту: локально-региональные и глобальные
Организация политической власти: демократические и недемократические(тотальный или авторитарный режим);
Режимы протекания:
1. Функционирования(политическая система воспроизводит сложившиеся политические отношения между гражданами, элитой, народом);
2. Развития(политика выводится на новый уровень);
3. Упадка(застой в политической жизни, нестабильность об-ва) -> распад политической системы;
29. Политические решения и их роль в общественном развитии.
Основной проблемой политического процесса является проблема принятия и реализации политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества.