Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

politologie.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

По отношению в парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В РБ законодательная власть ограничивается референдумом, правом Президента на роспуск парламента, Конституционным судом.

 

 

22. Правительство – высший орган исполнительной и распорядительной власти государства.

Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган гос управления. Оно подочтено Президенту и ответственно перед Парламентом. Глава правительства – премьер-министр, назначается Президентом РБ с согласия палаты представителей.

Функции:

  Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

  Разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

  Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой политики

  Принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства

  Обеспечивает исполнение Конституции, законов

  Отменяет акты министерств и иных республиканских органов гос управления

  Обеспечивает развитие гос инфраструктуры

Совет Министров обеспечивает гарантированные Конституцией, законами и предусмотренные международными обязательствами государства  права и свободы граждан, а также защиту граждан РБ, как на территории данной страны, так и за ее пределами, принимает меры по защите нац безопасности, независимости и территориальной целостности

23. Местное управление и самоуправление.

Местное управление и самоуправление в РБ осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в гос и общественных делах.

Формы осуществление местного самоуправления в Б:

  Местные Советы депутатов;

  Органы территориального общественного самоуправления;

  Местные референдумы; собрания граждан;

  Иные формы прямого участия граждан в гос и общественных делах;

3 территориальных уровня местных Советов:

1.  Первичный(сельские, поселковые, городские Советы);

2.  Базовый(городские и районные Советы);

3.  Областной(областные Советы);

Помимо местного самоуправления в Б осуществляется местное управление – форма организации и деятельности местных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Функции местного управления и самоуправления:

  Стабилизация социально-экономической ситуации в региональных и локальных сообществах;

  Обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  Улучшение демографической ситуации в регионах;

  Повышение качества жизни населения;

  Сохранение новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса;

  Совершенствование управления коммунальным хозяйством;

 

 

24. Бюрократия, бюрократизм.

Бюрократия(Винсент де Гурие) – это иерархическая структура, не обладающая властными полномочиями, специализирующаяся на выполнении определенных управленческих и исполнительных функций в процессе реализации власти теми, кому она принадлежит. Сущ 2 трактовки бюрократии – Карла Маркса и Макса Вебера.

Вебер:

Основная рациональная форма организации власти. Бюрократия – тип организации, для которой характерно:

  • Четкая управленческая иерархия;
  • Жесткие правила и стандарты деятельности;
  • Специализация и разделение труда;
  • Уважение к чести мундира;
  • Преданность служебному долгу;

Маркс:

Бюрократия не только оружие управления, но и особая социальная группа со специфическими взглядами, ценностями и интересами. Бюрократия постоянно стремиться к овладению самой власти не ограничивается выполнением чисто инструментальной функции. Гос служащие, забыв о беспристрастии, оказывают существенное воздействие на центры власти, широко используют свои возможности в собственных интересах. Происходит тесное переплетение власти и бюрократии. Все это превращает бюрократический аппарат в самостоятельную политическую силу.

Бюрократизм – такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не только интересы общества и государства, сколько собственное благополучие.

Бюрократия воспринимает гос-во как свою коллективную собственность, а гос службу как разновидность бизнеса.

Черты бюрократизма: самоуправство, произвол, консерватизм, бездушие, корпоративность, медлительность, запутанность процедур, склонность аппарата к постоянному росту.

Средства борьбы с бюрократизмом:

1.  Дальнейшая демократизация и построение гражданского общества;

2.  Перестройка гос аппарата в направлении ограничения роста гос-ва;

3.  Дальнейшее совершенствование механизма сдержек и противовесов;

4.  Перестройка всей системы гос службы в направлении установления жесткого контроля за деятельностью и профессиональной пригодностью гос служащих;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Политические партии и партийные системы.

Партии выступают существенным элементом политической системы общества. Политическая партия – основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение людей, представляющее определенные общественные классы, социальные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической власти либо участия в ней.

Основные признаки:

  Активное участие в политической борьбе;

  Наличие определенного членства, специально разработанной политической программы;

  Общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в ней людей;

  Наличие лидера или лидеров;

Функции:

Внутренние: набор членов партии, выборы руководства, регулирование отношений между членами партии, формирование бюджета.

Внешние: борьба за власть, определение целей общественного развития, выражение интересов социальных групп, обеспечение связи масс с гос структурами, социализация и мобилизация граждан, отбор политических элит и лидеров, осуществление контроля над властью

Типы политических партий:

  По характеру, задачам деятельности: революционные, реформистские, консервативные, реакционные;

  По идеологическому признаку: либеральные(гл. ценность: свобода), социалистические(защита социальных интересов), коммунистические(ограничение частной собственности), консервативные, националистические;

  По участию в осуществлении власти: правящие, оппозиционные

  По шкале политического спектра: правые(консервативные буржуазные ценности), левые(социалистические и коммунистические идеалы), центристские(умеренные пути развития)

  По условиям деятельности: легальные, нелегальные, полулегальные;

  По происхождению: парламентские, внепарламентские

  По организационной структуре: кадровые(значительная внутрипартийная свобода), массовые(фиксированное членство);

Партийная система – это объединение взаимосвязанных между собой политических партий, действующих в обществе и стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти.

Формируются политич системы по действием: действующего в гос-ве законодательства, социального строения об-ва, религиозная ситуация.

Выделяют:

1)  Однопартийную системы(гос-во стремится слить все партии в одну, устанавливается при авторитарных и тоталитарных режимах);

2)  Полуторапртийную (состоит из доминирующей партии и близкой ей по идеологии партии);

3)  Двухпартийную(2 сильные политич партии, способных конкурировать между собой) – США

4)  Двух с половиной(2 сильные партии + еще одна посреднеческая – Швеция)

5)  Многопартийная система: система умеренного плюрализма(3-5 партий – Франция), система крайнего плюрализма(6-8), атомизированная система(больше 8) – Малайзия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Общественные организации и движения: их роль, типологии, функции.

Сущ 2 наиболее распространенные формы объединения граждан: общественные движения и общественные организации.

Общественное движение – структурно неоформленное массовое объединение граждан для достижения социально значимых целей, опирается на различные классы, группы, слои.

Общественная организация - основанное на членстве добровольное объединение граждан для совместной деятельности по защите и достижению их интересов и целей, изложенных в программе и уставе. Имеют  специализированный персонал, наличие структуры, программы.

Типология:

o   по социальному признаку: рабочие, крестьянские;

o   по половозрастным: детские, молодежные, женские, движение пенсионеров;

o   от сфер деятельности: экономические, политические;

o   по численности: массовые и малочисленные;

o   по профессиональному признаку: движения врачей, учителей;

o   от степени и формы организации: стихийные и недолговременные;

o   от отношения к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные;

o   по способам и методам действия: насильственные и ненасильственные;

Функции:

1)  защита и представительство интересов и потребностей слоев населения;

2)  политическая социализация личности;

3)  социальная интеграция(объединение людей вокруг социальных проблем)

4)  мобилизация(организация акций);

Доминирующим типом общественных объединений являются группы интересов и группы давления.

Группы интересов – это организации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаивании и реализации своих властно значимых интересов в отношениях с гос-вом и другими политич институтами.

Группы давления – это самодеятельные организации, стремящиеся реализовывать свои интересы или интересы той или иной общности людей, чьи позиции они отстаивают, путем воздействия на власть и принимаемые ею решения.

 

27. Общественные объединения и общественные организации в республике Беларусь. 

Деятельность общественных объединений является одной из характеристик демократического гос-ва. Процесс образования общественных объединений в РБ был начат в н.90-х гг.20 в. и был связан с развалом СССР и демократизации республики.

В октябре 1994 г. стал действовать закон «Об общественных объединениях».

Закон запрещает деятельность в республике незарегистрированных общественных объединений, а также общественных объединений, которые в своих программах призывают к свержению существующего строя, пропагандируют войну, насилие, жестокость.

На сегодняшний день зарегистрировано более двух тысяч общественных объединений, среди них: женские, молодежные, ветеранские. Все они имеют широкие права и возможность выражать интересы различных слоев бел об-ва.

Они содействуют достижению баланса в социальных отношениях, стимулируют развитие политического плюрализма, препятствуют сползанию гос-ва к авторитарному и тоталитарному режиму существования.

Задачи обществ объединений:

  Утверждение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, труд, отдых, образование;

  Пропаганда З О Ж, ценностей социально ориентированной рыночной экономики;

  Осуществление общественного контроля за состояним окружающей среды;

  Участие в реализации программ экологического образования и просвещения, воспитания бережного отношения к природе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Политический процесс: понятие, субъекты, виды, стадии.

Политический процесс – совокупная деятельность субъектов политики, посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование всей политической системы. Он раскрывает 2 основные формы политического волеизъявления граждан. Это различные способы выражения рядовыми гражданами своих интересов(участие в выборах), а также формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемые политическими лидерами или элитами.

Компоненты политического процесса:

Субъекты политики(гос институты: правительство, парламент, силовые структуры, политические партии, группы интересов и индивиды), объекты политики(то,что должно быть создано в ходе политич процесса), средства и методы политич деятельности, исполнители, ресурсы процесса(знания, наука).

Стадии:

1.  Разработка плана, теории, концепции. Субъекты выбирают цель и обосновывают ее. Определяются задачи, методы. В процессе реализации намеченных проектов формируется политическая жизнь страны со своими традициями.

Типы:

  По объектам политического воздействия: внутриполитические(в политич системе гос-ва) и внешнеполитические(международные);

  По интенсивности преобразований: эволюционные(постепенность) и революционные(радикальные изменения);

  Публичность осуществления: открытые(легальные) и закрытые(теневые)

  По устройствам политич системы: стабильные(устойчивые формы политич мобилизации) и нестабильные(кризисные);

  По системе сущ в об-ве и гос-ве институтов:  внутрисистемные(устойчивая политич система) и переходные;

  По времени и месту: локально-региональные и глобальные

  Организация политической власти: демократические и недемократические(тотальный или авторитарный режим);

Режимы протекания:

1.  Функционирования(политическая система воспроизводит сложившиеся политические отношения между гражданами, элитой, народом);

2.  Развития(политика выводится на новый уровень);

3.  Упадка(застой в политической жизни, нестабильность об-ва) -> распад политической системы;

 

29. Политические решения и их роль в общественном развитии.

Основной проблемой политического процесса является проблема принятия и реализации политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан в интересах прогресса всего общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"