Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

politologie.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Для характеристики феномена лидерства также важен стиль. Совокупность приемов и методов деятельности политич лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. 3 стиля лидерства:

1.  Авторитарный – жесткие распоряжения, угрозы, декреты лидера.

2.  Демократический – усилия сосредотачиваются на координации ролевого поведения.

3.  Отстраненный – позиция стороннего наблюдателя.

Функции:

  Конструктивная – выражение интересов об-ва в конкретной программе.

  Организационная – отбор кадров и формирование системы управления.

  Координационная – согласование действий институтов власти с общественным мнением.

  Интегративная – объединение и сплочение единомышленников.

  Мобилизационная – мобилизация масс на реализацию поставленных политич целей.

  Защитная – защита масс от беззакония.

Типы политич лидерства:

  От склонности к определенной модели поведения: агитационное, организационное, теоретическое.

  От целей: лидеры-карьеристы(личные цели), лтдеры-политики(интересы граждан), лидеры-техники, лидеры-поэты(высокие цели);

  От отнош к сущ порядкам: консервативное, реформаторское, революционное.

  По стилю поведения: демократических, авторитарных, невмешивающиеся.

По Веберу: традиционное(вера в традиции), рациональное(на основе законов), харизматическое(обладание лидера сверхъестественными качествами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

36. Выборы и демократия. Избирательное право.

В современных обществах демократического типа выборы являются неотъемлемой частью политического процесса, одной из форм непосредственной демократии.

Политические выборы – это способ формирования высших и местных органов гос власти и управления об-вом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Выборы могут быть парламентскими и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными.

Функции:

  Смена власти мирным путем;

  Легитимация и совершенствование политич системы об-ва;

  Коммуникация граждан с властью;

  Политическая социализация граждан;

  Рекрутирование политической элиты;

Выборы должны осуществляться на основе принципов: всеобщности(участие все граждан), равенства(равенство возможностей), непосредственности (избиратели прямо избирают депутатов), состязательности( участие в выборах конкурирующих политич сил), тайного голосования, общественного контроля за выборами, периодичности.

Этапы выборов: объявление выборов, официальное опубликование списков избирательных округов, формирование избирательных комиссий, сбор подписей в поддержку их выдвижения, регистрация кандидатов, подготовка к голосованию, голосование, наблюдение за голосованием, подсчет голосов, установление результатов, объявление о результатах.

Основой любого избирательного процесса является избирательное право. Совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, организацию и проведение последних. Сущ активное и пассивное избирательное право.

Активное – право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Осуществление активного избирательно права может быть прямым(депутаты избираются гражданами непосредственно) и косвенным(граждане избирают выборщиков).Пассивное – право быть избранным, быть кандидатом в представительные органы власти или на выборную должность.

В соответствии с демократическими принципами избирательное право должно быть всеобщим, равным, прямым при тайном голосовании.

Всеобщее: признание за каждым гражданином.

Равное: каждый избиратель имеет равное количество голосов.

 

37. Избирательные системы: особенности и типология. Абсентизм и его причины.

Избирательная система – это система общественных отношений, связанная с выборами органов публичной власти; порядок организации и проведения выборов, закрепленных в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов. Избирательная система регулируется нормами избирательного права, корпоративными правовыми актами, обычаями и традициями об-ва.

Типы избирательных систем:

  Мажоритарная – это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, при котором победителем признается тот кандидат или список кандидатов, получивший установленное законом большинство голосов в избирательном округе. Бывает: относительного большинства(кандитату достаточно собрать голосов больше, чем его соперникам - Англия), абсолютного большинства(более 50% голосов) и квалифицированного большинства(3/4 голосов избирателей – Чили);

  Пропорциональная – это такой порядок проведения выборов, при котором распределение депутатских мандатов осуществляется на основе принципа пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. Избиратели голосуют за целый партийный список. Бывает: жестких списков(Греция), полужестких(Австралия) и свободных(Бельгия).

  Смешанная – это такой порядок проведения выборов и подсчета голосов, который сочетает в себе элементы пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации их недостатков. Бывают: параллельные смешанные(проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах и одномандатных округах по правилам относительного или абсолютного большинства) и связанные смешанные(часть депутатов избирается по партийным спискам в многомандатных округах) – Германия.

Абсентеизм – неголосование. Зависит от многих факторов: национальности, возраста, пола, социального статуса, уровня образования, протестного неголосования.

Ряд стран борется с абсентеизмом путем введения обязательного голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Избирательная система и избирательный процесс в Республике Беларусь.

Выборы Президента, депутатов Национального собрания и других лиц, избираемых в Беларуси на гос должности народом, регулируются Конституцией и Избирательным кодексом РБ. Избирательная система РБ – мажоритарная система абсолютного большинства.  Выборы –всеобщие, правом избирать обладаю все граждане, достигшие 18 лет. В выборах не могут принимать участие только те граждане, которые признаны судом недееспособными. Выборы – свободные. Избиратели самостоятельно решают вопрос о том, принимать ли участие в выборах и в пользу кого делать свой выбор.

Выборы равные. Избиратели имеют равное кол-во голосов, а кандидаты, избираемые на гос должности, принимают участие в выборах на равных основаниях. Голосование является тайтым. Выборы – прямые. Депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ, а также Глава гос-ва избираются непосредственно гражданами путем прямых выборов. Наряду с прямыми выборами Конституция предусматривает формирование Совета Республики Национального собрания путем косвенных выборов.

В соответствии с Избирательным кодексом РБ выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за 5 месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за 2 месяца по истечению срока его полномочий.

Различают 4 группы избирательных органов: центральные, территориальные, окружные, участковые.

Проведение республиканских референдумов в РБ инициируется Президентом, Парламентом и гражданами, обладающими избирательным правом.

 

39. Сущность, структура, типология и функции политической культуры.

Политическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и политическими общностями в определенной политич системе.

Сущ в 3 основных формах:

Духовной(опыт, традиции, нравы, ценности, способы выражения политич чувств и эмоций), предметной(определенные способы и образцы организации политич институтов), функциональной(способы, стили, приемы политической деятельности).

В качестве носителей политич отношений выступают: индивиды, социальные группы, общности, общество в целом.

Функции:

  Познавательная(формирует необходимые общественно-политические знания).

  Идентификационная(помогает понять свою принадлежность определенной группе об-ва).

  Ориентационная(смысловое отражение политич явлений).

  Предписывающая(приоритетность отдельных ориентаций)

  Адаптационная(приспособление к изменяющимся условиям политич среды).

  Социализации(приобретение определенных навыков и свойств).

  Интеграционная(возможность совместного существования в рамках данного гос-ва).

  Коммуникативная(уровень взаимадействия субъектов власти).

  Воспитательная(формирование личности).

Структура(элементы):

  Когнитивный(доминирующие в об-ве типичные представления о различных аспектах политической жизни об-ва).

  Нормативно-оценочный(хар для данного об-ва ценности, нормы).

  Эмоционально-психологический(чувства и переживания).

  Установочно-поведенческий(перевод ценностей в плоскость практической реализации).

Типы политич культуры:

1.  Приходская или патриархальная – социальные общности, полити интересы кот не выходят за рамки общины, деревни.  Отсутствие интереса к политики.

2.  Подданническая – сильная ориентация социальных субъектов на политическую  систему.

3.  Партиципаторная(активистская) – проявление гражданами активной гражданской позиции.

Разновидность политич культуры – гражданская культура – сосуществуют эл-ты приходской и подданнической культур.

Сущ консенсуальный(высокая сплоченность начеления) и поляризованный( наличие субкультур) тип.

Сущ восточная(власть божественного правления) и западная(демократизация) политич культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Политическая социализация личности.

Политическая социализация(введен в к.19 в) – это процесс включения человека в мир политики, освоение им ценностей, традиций, определенных образцов поведения и других элементов политической жизни.

Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека. С одной стороны, он фиксирует усвоение личностью норм, ценностей, ролевых ожиданий и других требований политической системы, с другой стороны – показывает, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления.

Агенты социализации: семья, система образования, общественные и политические институты, церковь, СМИ, политич события. Эффективность влияния этих агентов зависит от таких причин, как возраст и внутреннее состояние человека, интенсивность его включения в политические и социальные процессы, выполняемые им функций, исторические условия их осуществления.

Этапы политич социализации:

  Первичный – с 3-5 лет, первоначальное восприятие человеком посредством семьи, ближайшего окружения, СМИ, собственное отношение к явлением общественной жизни.

  Вторичный – чел адаптируется к сложившейся политич системе.

Модели политич социализации:

  Системная(форм позитивного отношения к власти).

  Гегемонистская модель( при помощи СМИ форм враждебное отношение к любой социальной и политической системе).

  Плюралистическая( форм представлений граждан о своих политич интересах).

  Конфликтная(форм лояльности к определенной группе и готовности поддерживать ее в борьбе против других).

Наиболее приемлемой моделью политич социализации, способствующей превращению индивида в сознательный субъект политики, является модель, которая не просто предоставляет человеку мотивации и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает его необходимыми знаниями и навыками практической деятельности.

 

41. Особенности политической культуры и политической социализации в Республике Беларусь.

Базовые ценности политической культуры граждан Беларуси сложились под воздействием ряда факторов, в основном общецивилизационного характера, которые отразили самые различные формы организации совместной жизни белорусов, их ориентиры, идеалы, приоритеты. К наиболее существенным из этих факторов следует отнести: геополитическое положение белорусских земель в центре Европы, доминирование коллективных форм социальной жизни, длительное отстранение граждан от реальных рычагов власти. На протяжении истории белорусские земли входили в состав многих гос-в, а в 20 в в состав СССР, что очень отразилось на культуре.

Длительное и противоречивое влияние данных факторов привело к формированию в Беларуси политической культуры подданнического-активистского типа, включающей в себя ряд субкультур.

Политической культуре белорусов всегда был свойственен патернализм – убеждение в том, что гос-во должно заботиться и опекать своих граждан, идеи сильного и справедливого гос-ва. Наиболее значимые ориентиры и ценности белорусов: порядок и стабильность общественной жизни, моциальное равенство, ориентация на коллективистские формы профессиональной деятельности, уважительное отношение к людям.

Приоритетной задачей нашего гос-ва является формирование политической культуры у молодого поколения. Политич культура должна быть созидательной, она должна сообщать, сплочать об-во. Процесс формирования политической культуры – это непрерывный процесс, осуществляемый как ГОм органами, так и общественными институтами.

Большинство населения республики проявляет довольно живой интерес к политики, но не стремится взаимодействовать с властью, предпочитая подчиняться ей, считая при этом, что простые граждане не могут влиять на политику. Для них хар подданническая политич культура.

Для современной Беларуси хар 2 типа политич культуры: традиционный(восточный) и инновационный(западный).  Политическая культура основной массы населения формируется на традиционных для белорусов ценностях, социальных и политических установках.

Политические элиты республики ориентированы на идеалы и ценности культур западного типа: неприятие концентрации власти в одних руках, политический и партийный плюрализм, соблюдение прав и свобод личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"