Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

115782_AF51F_shpory_po_politologii.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 14

Основные типы, ресурсы, субъекты и объекты власти.

Ресурсы власти.  Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (сми), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей. Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Ресурсами власти являются интересы, язык, убеждения людей, их чувства, эмоции. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным. К ресурсам относится экономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения.  Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние. Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным. необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения. Субъект и объект власти. Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. К субъектам политической власти относятся: - социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, гражданского неповиновения; -  государство;-  политические партии и организации;- правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления).Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;- групповое и индивидуальное лидерство;- личная власть;- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;- толпа (хаос). От того, как взаимодействуют субъекты политической власти зависит состояние политической жизни общества.Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество.

Билет 26

Политический процесс: его основные характеристики.

Политическим процесс - это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. Политический процесс - это технология осуществления власти. По своей структуре политический процесс состоит из следующим элементов: - субъекта, носителя власти; - объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; - средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Режимы существования политического процесса 1. В условиях режима функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, используют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемственность в развитии политических связей. 2. В условиях режима развития власти пытаются вывести политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене. При этом политическое развитие сопровождается борьбой различных тенденций и идеологических течений 3. Режим упадка, распада политической целостности характеризуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые властями решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие масс.

 

Билет 45

Телевидение и манипуляции сознанием в политике.

Была обнаружена, хотя и не вполне еще объяснена удивительная способность телеэкрана «стирать» различие между правдой и ложью. Если раньше политика предполагала наличие программы, постановку проблем, изложение альтернатив их решения и обращение к интересам и разуму граждан, то теперь все это заменено конкуренцией образов, имиджей политиков, причем эти имиджи создаются по законам рекламного бизнеса.  Теперь для политиков важен сам факт появления на телеэкране, внедрение их образа в подсознание людей. Часто их выступления перед телекамерами вообще не несут никакого содержания, а не то что идей. Они продают свой образ. Создание телевизионного образа как главная технология политической борьбы имела для культуры и в целом для общества страшные последствия. Язык стал таким, что политик может полчаса гладко говорить, но после этого невозможно кратко повторить основное содержание его речи. Телевидение превратило политический язык из конфликтного в соглашательский - политик, создавая свой имидж, всегда обещает «сотрудничать со всеми здоровыми силами». Переход от диалектического языка к «соглашательскому» означал катастрофическое обеднение и упрощение политической жизни.  В международной политике телевидение стало главным средством проникновения США в информационную среду других стран с целью влиять на общественное сознание в своих интересах. Новые технические средства и новые принципы международного права затрудняют создание «железных занавесов» для защиты сознания своих граждан.  Техническое качество американских телепрограмм, большие усилия психологов по их «подгонке» к вкусам и комплексам конкретного зрителя делают их ходовым товаром, так что «человек массы» всех стран мира сегодня посчитал бы себя обделенным и угнетенным, если бы он был лишен доступа к этой телепродукции.

 

 

 

 

 

Билет 15

Избирательная компания как инструмент власти.

Система государственных органов современного общества предполагает обязательное наличие представительных учреждений, которые формируются путем выборов. Выборы это способ формирования органов власти и управления на основе выражения политической воли граждан. Они являются главной формой проявления суверенитета народа, обеспечивают смену правящих элит и передачу власти мирным путем. Власть, избранная самими гражданами, является легитимной, а выборы выступают инструментом легитимации власти.  Наконец, выборы выполняют функцию показателя, или барометра состояния политической жизни в стране, они дают наглядную картину расстановки политических сил. В ходе подготовки к выборам политические партии и общественные объединения излагают перед избирателями свои идейные платформы и предлагают свои рецепты решения существующих социально-экономических и политических проблем. В политической практике различных стран выборы бывают президентские, парламентские, муниципальные, а также очередные, внеочередные и дополнительные. Они представляют собой своеобразный политический рынок, где претенденты на занятие определенных должностей предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Поэтому выборы эффективны тогда, когда действует избирательное право и существует гражданское общество. Выборы выполняют свои функции тогда, когда обеспечиваются: -свобода выборов, которая предполагает отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов, выборов; -              наличие альтернативных кандидатов. - состязательность, конкурентность выборов. - периодичность и регулярность выборов. - равенство возможностей политических партей и кандидатов. Практическо-организационная часть избирательной системы называется избирательным процессом. Он включает в себя избирательную процедуру и избират кампанию. Избирательная процедура - это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство. Избирательная кампания - это действия непосредственных участников выборов - партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей - проводимые в установленный для этого законом период времени. Избирательная процедура включает в себя как правило, следующие мероприятия: назначение выборов; создание избирательных органов; организацию избирательных округов и участков; выдвижение и регистрация    кандидатов:    регистрация    избирателей;    проведение    голосования; определение результатов голосования. Назначение выборов в большинстве случаев производится решением уполномоченного на то государственного органа. Избирательные органы призваны обеспечивать организационное руководство ходом избирательного процесса. Избирательные округа - это территориальные единицы, объединяющие граждан, главным образом, для избрания депутатов в представительные органы власти и местного самоуправления. Подготовку и проведение выборов на территории избирательного округа организуют окружные избирательные органы (комиссии). Избирательный округ подразделяется на несколько избирательных участков. Всю работу по подготовке и проведению выборов на избирательном участке осуществляют участковые избирательные комиссии. Выдвижение и регистрация кандидатов - это стадия избирательного процесса, с которой начинают действовать непосредственные участники выборов, т. е. партии, общественные организации, избиратели. На данной стадии определяется круг кандидатов, из числа которых будут избираться депутаты или должностные лица. Регистрация избирателей представляет собой процедуру включения гражданина в список избирателей, на основании которого он может быть допущен к голосованию. Регистрация есть необходимое условие осуществления избирателем своего права голоса. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и в него заносятся, как правило, все граждане, имеющие права голоса. Проведение голосования не требует специального рассмотрения, т. к. в целом эта процедура всем знакома.  Подсчет голосов и определение результатов выборов не представляет особой проблемы для стран, имеющих прочные демократические традиции политической жизни. В тех странах, где еще не сформировалась соответствующая политическая культура, возможны и фальсификации итогов голосования. Однако альтернативы выборам как легитимному способу формирования институтов политической власти не существует.

Билет 32

Политические кризисы

Политический кризис — это высшая точка социального напряжения, всеобщего недовольства и возмущения деятельностью политико-властных структур. Политологи различают несколько типов политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный, внешнеполитический. Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом.Парламентский кризис свойствен представительным органам власти. Конституционный кризис отражает острые политические разногласия в обществе по поводу конституционных норм государства. Общенациональный кризис знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам. Внешнеполитический кризис характеризуется обострением противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом.Примером международного политического кризиса может служить Карибский кризис 1962 г. В зависимости от особенностей (характера) проявленная принято выделять 5 основных форм политических кризисов: легитимности, участия, идентичности, распределения благ, проникновения. Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние.Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп.Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминирующей в обществе политической культуры.Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Билет 43

Роль СМИ в политике.

СМИ: совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные электронные и Интернет-СМИ; пресса: совокупность технических средств изготовления и распространения информации (СМИ), а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности; печать: печатные СМИ: газеты, журналы, бюллетени; коммуникация: процесс передачи информации от одной системы к другой посредством    специальных    материальных    носителей,    сигналов.    Коммуникация разделяется на вербальную (речевую) и невербальную. Формы вербальной — язык, слово, невербальной — зрительная, коммуникация через мимику, жесты, движения и положения тела, тактильная коммуникация; социальная коммуникация (массовая): процесс распространения систематической информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории; массовая   информация:   печатные,   аудио-,   аудиовизуальные   и   другие сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ; политическая коммуникация: специфический вид политических отношении, который   регулирует   производство   и   распространение   в   обществе   различных идеологических парадигм.. Во-первых, сегодня уже окончательно оформились две основные тенденции социально-политического развития Беларуси в ближайшие десятилетия: медиатизация всей политической жизни, все большее подчинение политики правилам игры, которые диктуют СМИ, и олигополизация информационного пространства.  Во-вторых, современные СМИ все более способствуют разрушению созданного ими же самими глобального мифа о том, что в сфере культуры действуют рыночные механизмы и закономерности, демократичные по своему содержанию, способствующие развитию культуры. В-третьих, набирает силу процесс медиатизации науки. СМИ стремятся все больше взять на себя функцию научного анализа реальности, пытаясь оттеснить на второй план социально-гуманитарные науки. В-четвертых,   реальностью   становится   информационный   метаболизм   —   обмен информацией   в   обществе.   Основу   информационного   метаболизма   составляют функциональные    информационные    системы    (ФИС),    то    есть    динамические, саморегулирующиеся  системы, деятельность которых направлена на поддержание информационного равновесия в обществе и создание благоприятных условий для функционирования рынка информации в стране. Идеологическая сущность ФИС состоит в том, что они занимают промежуточное положение между государством и обществом, тем самым обеспечивая гармоничное единство политической системы и легитимность политического механизма. В-пятых, никакие реформы в Беларуси невозможны без консолидации общества и активного подключения к этому процессу человеческого фактора, что неизбежно ведет к идеологизации как СМИ, так и всей журналистской практики.  В-шестых, суть информационной революции, которая прошла в мире и, частично, в Беларуси в последнее десятилетие прошлого века заключаем я в том, что сегодня наиболее выгодным видом коммерческой деятельности стало преобразование человеческого   сознания.    Характерно,   что   промежуточным   этапом   подобной трансформации является состояние, когда для людей, подвергающихся воздействию СМИ, окружающий мир все в большей мере перестает быть реальным и все больше приобретает      виртуальный,      сконструированный,      искусственный      характер. В-седьмых, в настоящее время имеет место принципиальное снижение издержек распространения социально-политической информации, что обусловлено развитием принципиально новых видов политической электронной коммуникации.

 

Билет 20

Формы государственного правления

Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, а также между ними и гражданами. Различают две основные формы правления: монархию и республику. В монархиях власть непроизводна от воли народа или какого-либо органа и передается по наследству. Истории известны различные формы монархии: абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия в современном мире встречается редко и характеризуется тем, что вся государственная власть сосредоточена в руках монарха. Специфика конституционной монархии состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией.  В современных парламентских монархиях (Великобритания, Швеция. Бельгия, Япония и др.) монарх осуществляет в основном представительские функции, иногда имеет право вето на решения парламента. Правление страной осуществляют фактически парламент и правительство, образованное им и ответственное перед ним. В современном мире существует три разновидности республиканской формы правления:   президентская, парламентская и смешанная. Президентская республика (классическая модель - США) характеризуется: 1)президент - глава государства и глава исполнительной власти. Ом самостоятельно формирует правительство, согласовывая с парламентом назначения на ключевые министерские посты, возглавляет его,  председательствует на заседаниях. При принятии решения право решающего голоса - за президентом; 2)два высших органа государственной власти - законодательный и глава государства - избираются населением; 3)жесткое разделение властей, использование механизмов сдержек и противовесов. В парламентской республике правительство формируется- парламентом и ответственно перед ним. Президент является главой государства формально и его роль ограничивается в основном представительскими функциями. Избирается парламентом (в некоторых странах совместно с депутатами местных органов), собранием выборщиков либо непосредственно населением. Фактически главой государства является глава правительства. Глава правительства является депутатом парламента. Выделяют смешанную (полупрезидентскую) форму, соединяющую в себе черты и президентской и парламентской республик (Франция, Швейцария, Австрия, Португалия, Россия, Беларусь и др.). Главная характерная черта - двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.  Государства характеризуются взаимоотношениями между центральной и местной властями, т.е. формой административно-территориального устройства. По этому признаку государства делятся на унитарные, федеративные, конфедеративные.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"