Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:46, шпаргалка
Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Политология".
Билет 22
Институты государственной власти Республики Беларусь.
Законодательная власть-президент. Парламент—национальное собрание Республики Беларусь. Исполнительная власть: Правительство—Совет Министров Республики Беларусь. Местные исполнительные и распорядительные органы. Судебная власть: Конституционный Суд Республики Беларусь. Общие суды Хозяйственные суды Контрольно-надзорные органы власти, Органы прокуратуры, Комитет государственного контроля Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Ключевые функции Президента: принятие мер по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь; обеспечение стабильности государства; представительство государственных интересов в системе международных отношений. Законодательная власть — это система органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы. Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Совет Республики является палатой территориальном представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Исполнительная властью. Высший орган исполнительной власти — правительство; Судебная власть — система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, местные референдумы.
Билет 7
Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества.
Политическое дальнейшее развитие происходит на фоне буржуазных революций XVI— первой половины XIX в. Политические идеи нового класса —получают свою всестороннюю разработку в последующее, Новое время. На его начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. В дальнейшем гражданская концепция политики получает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъектов политики. Центрами политической жизни и соответственно политической науки становятся то Голландия, то Англия, то США, то Франция, то Германия. Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное установление. Оно возникло, по его мысли, на основе общественного договора из естественного догосударственного положения, когда люди находились в состоянии «войны всех против всех». Жан Жак Руссо (1712—1778). В их произведениях принципы свободы и равенства превратились в развернутые политические учения. Вольтер считал своим политическим идеалом «просвещенную монархию», где просвещен не только сам монарх, но и его подданные. Руссо принадлежит заслуга в выдвижении идеи народовластия. Он считал, что никакой парламент не может представлять народ, а поэтому каждый закон должен быть принят всем народом. Бенджамена Франклина (1706— 1790), Джона Адамса (1735—1826), Томаса Джефферсона (1743— 1826), Джеймса Медисона (1751—1836), Александра Гамильтона (1757—1804) и других. Многие из выдвинутых ими идейных принципов были закреплены в конституционных документах. К числу важнейших из них, вошедших в фундамент современной политической и правовой науки, относятся: идея о том, что все люди от природы свободны, независимы и обладают некоторыми неотчуждаемыми правами и прежде всего правом на жизнь, свободу и на стремление к счастью; право народа на политическое самоопределение и независимое существование; право народа сменять такое правительство, которое не отвечает своему назначению — обеспечивать достижение всеобщего счастья и безопасности; идея судебного надзора за конституционностью принимаемых законов. Иммануил Кант (1724—1804) большое внимание уделял обоснованию идеологии либерализма. Краеугольным принципом его политической теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. Законным преемником и продолжателем революционно-демократических и социалистических традиций явилось учение Карла Маркса (1818—1883) — марксизм . Он представляет собой попытку дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в. Важнейшим из них явился вопрос о путях утверждения провозглашенного эпохой Просвещения идеала свободной личности. В центре его внимания оказались вопросы о сущности, тенденциях развития, движущих силах и будущем буржуазного общества, всех его институтов с точки зрения интересов человеческой свободы. Марксизм выработал новые подходы и к объяснению государства, политики и права. Сущность подхода состоит в диалектико-материалистическом понимании государства, политики и права — в утверждении того, что их базисом является совокупность господствующих в классовом обществе производственных отношений, в раскрытии характера взаимодействия базиса и политической надстройки
Билет 8
Эволюция общественно-политической мысли в России в 19 – начале 20 века.
XIX век занимает особое место в истории общественной мысли России. Шел процесс осознания необходимости конкретных преобразований, поиск путей их осуществления. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и радикальное (революционное). Российские консерваторы стремились сохранить в неизменном виде основы существующего строя. Либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем изменения политического строя страны.
Билет 9
Политические идеи мыслителей Беларуси, ее периодизация и первые памятники.
идейно-политические искания белорусов получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи. Полоцкое княжество смогло упрочиться настолько, что в состоянии было вести междоусобную борьбу даже с такими мощными соседями, как Новгородское и Киевское княжества. В Полоцком княжестве наиболее зрелых форм в своем развитии достигла система органов власти и управления. Уже к середине XVII в. широко употребляется понятие «Белая Русь». Закрепившись за определенной территорией, оно постепенно наполнилось этническим содержанием. Факт наличия Белой Руси — Беларуси — как национально-территориального образования получил впоследствии правовое признание, будучи зафиксированным в титуле русского царя. Первые памятники . Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества отказывались подчиняться Киеву. Эти события, конечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросиний Полоцкой (ок. 1120—1173) и Кирилла Туровского (1130—1182). Ефросиния Полоцкая вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа. Впоследствии она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленных к лику святых. О характере ее социально-политических взглядов говорит текст церковного певческого канона XII в.. Обязательными для изучения являлись произведения античной и византийской научной мысли, а также имевшие широкую известность среди служителей церкви тексты древнерусской письменности. Епископ Кирилл Туровский, также причисленный церковью к лику святых- блестящий стилист и оратор. Но он как гуманист, поборник нравственности и защитник обездоленного люда обращался и к злободневным вопросам общественной жизни. Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей — идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства.
Билет 11
Основные направления современной политологии
Под современными направлениями политологии будем понимать проблемы политической науки, поставленные в различные периоды XX в. и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время. Представители социологического направления изучают явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов. В рамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето (1848—1923) и Гаэтано Моска разработали основы современной концепции элиты. Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами с помощью хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы»), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания «потенций» правящей элиты с последующей ее деградацией. В русле социологического направления находится разработанная русским ученым Моисеем Острогорским (1854—1919) и немецким— Робертом Михельсом (1876—1936) концепция политических партий. выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Невозможность демократии без организации, без управленческого аппарата и профессионального лидерства, по Михельсу, неизбежно ведет к закреплению за партийными функционерами постов и привилегий, отрыву руководства от партийных масс, к его фактической несменяемости. институционализм. Его представители изучают устойчивые формы организации и регулирования общественной, в том числе политической жизни. Основным понятием является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности. Политическое поведение людей институционализмом изучается в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов, необходимость возникновения и функционирования которых признается в качестве естественноисторической закономерности. Представителями направления являются американцы Сеймур Мартин Липсет, Чарлз Миллс, француз Морис Дюверже и др. Системно-функциональные концепции политики, находясь в русле социологического направления, дополняют и продолжают институционализм. Исследуют политику, ее институты с точки зрения их места и значения в обществе. Макс Вебер, американские ученые Гарольд Дуайт Лассуэлл, Толкотт Парсонс, Дэвид Истон, французский — Мишель Крозье и др. Концепции политического плюрализма, в истоках которых находится теория «социальной солидарности» Эмиля Дюркгейма, разрабатывают француз Морис Дюверже, американец Роберт Даль (р. 1915), немец Ральф Дарендорф (р. 1929) и др. В основе их взглядов находятся положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимодействующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы. Теория демократии имеет давнюю историю своего развития. Ее современные основы заложены в трудах французского мыслителя Алексиса де Токвиля (1805—1859). В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. ВидныЕ теоретиками данного направления -С. М. Липсет и Р. Даль, Йозеф Шумпетер . Концепции тоталитаризма также являются предметом современной политологии. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, представителя «массы», сплачиваемого в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Экономические истоки тоталитаризма усматриваются в стремлении властей в экстремальных условиях решать экономические проблемы путем централизации управления и контроля над народным хозяйством. Разработке теории международных отношений большое внимание уделяется в сочинениях одного из крупнейших мыслителей Франции Раймона Арона (1905—1983). Его наиболее крупной и значительной работой является книга «Мир и война между нациями. Арон внес также заметный вклад в разработку таких политологических концепций, как теория индустриального общества, демократии и тоталитаризма.
Билет 12
Специфика, функции и структура политики.
Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества. политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. Политика выступает как инструмент регулирования этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма. политика есть сфера властных отношений. активную роль в политической жизни играют политические партии, общественные организации и движения. В совокупности они придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе. Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества. возможно выделение экономической, социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики. Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими государствами, зарубежными партиями, международными органами. Основные функции в обществе. К ним относятся: а) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности; б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; в) авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
Билет 33
Политический терроризм и его разновидности.
Политический терроризм - это метод политической борьбы, который связан с осуществлением насильственных вооруженных акций с целью устрашения и подавления политических противников. Он имеет своей целью нагнетание страха среди населения и оказание вследствие этого воздействия на власть. Причинами политического терроризма в современном мире являются: - экономические и финансовые кризисы в разных странах мира, безработица, особенно среди мусульманской молодежи, которая не имеет возможности социально-экономической самореализации и становится орудием в руках экстремистов; - огромное неравенство в уровнях жизни между развивающимися и развитыми странами, а также попытки навязать определенную модель производства и потребления для всех стран с разной историей и традициями; - заинтересованность правящей элиты ряда государств в терроризме как орудии внешней и внутренней политики. Терроризм оказывается удобным инструментом борьбы с оппозиционными силами и неудобными политическими режимами; - наличие в мире «горячек точек», которые являются рассадниками насилия и свидетельствуют о бессилии какого-либо народа решить свои проблемы мирными политическими средствами; - недостаточная эффективность работы госаппарата и принятие непродуманных политических решении и др. Разновидности терроризма: по сфере действий: государственный, международный; в зависимости от идентичности субъекта: этнический, религиозный; по средствам применяемым в терактах: терроризм с применением обычных средств поражения и терроризм с применением средств массового поражения; по средствам протекания терактов: наземный, морской, воздушный, космический, компьютерный. По социальной направленности: социальный, националистический, религиозный. Террористические организации отличаются высокой организованностью в международном масштабе. Они действуют вне поля международного права, их трудно связать с территорией какой-либо одной страны, они способны осуществлять террористические акты как в развивающихся, так и в развитых странах. Между различными террористическими организациями существуют тесные экономические и военные связи, действует механизм взаимопомощи и взаимовыручки, что увеличивает его опасность.
Билет 13
Власть как социальное явление, ее функции, структура.
Функции. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д.Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях: - макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; - среднем уровне, который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов; - микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность. Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие: - поддержание общественного порядка и стабильности; - выявление, ограничение и разрешение конфликтов; - достижение общественного согласия (консенсуса); - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;- управление делами общества. Понятие политической власти. Политическая власть в самом общем виде определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Виды власти: экономической, политической, семейной и иной. Политическая. Политическая власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть — это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах прежде всего в соответствии со своими потребностями и интересами. Существенные черты политической власти. Признаки, которые отличают ее от других видов власти: суверенитет, воля, авторитет, принуждение. Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство данного социального субъекта. Воля — наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Авторитет — общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Принуждение — осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами вплоть до применения физического насилия. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.