Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "История политических и правовых учений".

Файлы: 1 файл

История политических и правовых учений.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

МОХАНДАС  КАРАМЧАНД ГАНДИ один из руководителей  национально-освободительного движения Индии, основоположник доктрины, известной  под названием «гандизм» Родился  в гуджаратском княжестве Порбандар  Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Ганди выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой.

Когда в 1919 англичане провели законы Роулетта, продлившие срок действия ограничений, касавшихся гражданских свобод индийцев, Ганди объявил первую всеиндийскую сатьяграху Тысячи жителей страны выразили свой протест, не прибегая к насилию, но во многих местах происходили массовые уличные беспорядки. Англичане прибегли к репрессиям, завершившимся побоищем в Амритсаре, где из пулеметов была расстреляна толпа индийцев и погибли 379 человек. События в Амритсаре превратили Ганди из сторонника Британской империи в ее решительного противника Вторую всеиндийскую сатьяграху Ганди начал в 1920. Вскоре он призвал соотечественников бойкотировать британские текстильные товары и производить собственные ткани на ручных станках. В 1922 его арестовали за подстрекательство к мятежу, судили и приговорили к шести годам заключения (освобожден в 1924)

Ганди не ограничился сатьяграхой, выдвинув т н конструктивную программу  Проводил энергичные кампании- против неприкасаемости и за мусульмано-индусское  единство, за права женщин, подъем начального образования, запрещение алкогольных  напитков, внедрение правил личной гигиены. В 1929 конгрессисты объявили 26'января Днем национальной независимости, и Ганди возглавил третью всеиндийскую сатьяграху В следующем году выступил с протестом против повышения налога на соль.

Во время  англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов, свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди познакомился с трудами Л Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником. По возвращении на родину (январь 1915) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса После 1-й мировой войны 1914-18 в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами, началось массовое антиимпериалистическое движение Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919-47 Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую

национальную  организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-осв6бодительное движение является основной заслугой Ганди и.источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).

Ганди идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации, безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.

Ганди боролся против всех проявлений английской политики и "разделяй и властвуй", против разжигания индусско-мусульманской  розни, против сохранения каст. В период подъёма национально-освободительного движения в Индии (1919-22) Ганди возглавил кампанию ненасильственного несотрудничества с английскими властями. Однако в феврале 1922 руководство Национального конгресса по предложению Ганди прекратило эту кампанию ввиду насильственных мер жителей местечка Чаури-Чаура по отношению к английским полицейским, применившим оружие против участников демонстрации. После этого массовое движение в Индии пошло на спад. В 1923-28 Ганди сосредоточил свою политическую, деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества. В годы нового подъёма антианглийского движения (1929-33) Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии ("Соляной поход"). В 1931 Ганди пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Ганди соглашался представлять конгресс на конференции "Круглого стола", а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Ганди заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически Ганди оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.

В 1942, во время 2-й мировой войны, когда  английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Ганди выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: "Вон из Индии!", мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Ганди осуждал революционные выступления (в т.ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Ганди выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства Индию и Пакистан Ганди выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948 Ганди был убит членом индусской шовинистической организации.

65. Политическая  идеология фашизма

В начале 20-х гг. в Германии на почве экономических  и социальных трудностей, политического  и идеологического конфликта, возник национал-социалистическое движение. Оно явилось выражением кризиса, который охватил страну. С 1933 по 1945 немецкие националисты стояли у власти и внедрили в государственно-правовую практику исповедываемые ими принципы.

У немецких национал-социалистов есть 3 источника.

1.Немецкий  национализм, который включает  в себя как признание этнического  (расового) начала решающим фактором  общественно-идеологических процессов,  так и идею превосходства немецкой  нации над всеми остальными  нациями Концепция неравенства рас, их деление на полноценные и неполноценные соединил с германцами Хьюстон Чемберлен.

2.Вся  доморощенная доктрина национал-социализма. В 1919 вышла в свет книга Освальда  Шпенглера «Пруссачество и социализм». Отличительная черта прусского  социализма -торжество принципа чиновничества, согласно которого, каждый член немецкой народной общности независимо от рода обретает и реализует статус чиновника; частнособственнический уклад жизни остается непоколебимым, но производится и обращается в организованный посредством государства

3. Традиция  антилиберализма, издавна бывшая  в Германии. Им было неугодно  превращать верноподданнического  обывателя в свободную личность. Для них свободная личность  являлась бедствием Мыслительный  материал, пошедший на построение  национал-социалистической идеологии, вобрал в себя самые худшие продукты в истории немецкой культуры.

Немцы развивали свои представления о  государстве, политике, господстве. Идейное  ядро - проект тоталитарной политической власти, которая есть единственное устройство, которое сплачивает нацию, наводит порядок. В системе тоталитарной политической власти государству отводится не центральное место, оно является лишь одним элементом политической общности.

Государство образуется из:

национал- социалистической немецкой рабочей партии

государственного  аппарата

народа.

В структуре  политической общности ее притетнои  частью, в идеологии фашистов является партия. Она считается объединением, собравшим лучших людей нации (обладающих энергией, способных понять и воплотить  требования национального духа, кто готов идти на все ради достижения цели).

Цели  партии: устранение других политических партий и группировок, курс на превращение  фашистской партии в монопольного обладателя публично-властных прерогатив, линия  на установление_ 6ёзраздельного контроля фашистской партии над государством и лишение его самостоятельного политического значения. Диктатура партии над государством предполагает обеспечение следующих средств. Упор делался на срастание партии с государством и на осуществление партией полновластного руководства (назначение на посты член партии, принадлежность к ней важнейшая привилегия для занятия государственных должностей, узаконивание государством контроля партии над государственными органами и т д )

Одновременно  подчеркивается потребность сохранения сугубо формальных различий между партией и государством Фашистско-партийному государству подлежит стать противоположностью демократическо-правовому государству В демократии их не устраивает отсутствие режима личного господства носителя принципа подлинной государственности

Идеал государства государство, где покончено  с демократией Такое государство  должно было сложится на расовой основе В нем нет места гражданам - все подданные, кот обязаны исполнять  приказы В этом государстве действует постулат приказы сверху в низ ответственность - наоборот

Руководство таким государством осуществляет вождь, так как они видят в вождизме естественное следствие иерархичного построения расовой общности Для  них вождизм идеальная организация  власти Вождь лучший из лучших В нем воплощена судьба народа Фюрер персонифицирует волю народа, выражает его расовый дух Фюрер и народ едины Нацисты уверены, что народ является их основополагающей ценностью

Это утверждение  зиждется на убеждении, что

1) Немецкий  народ есть общность людей объединенных одной кровью Неизменность крови обеспечивает вечность народа,

2) Народ  - единое целое и каждый является  его частичкой Нацистские идеи  проникают в юриспруденцию, которая  быстро пришла в упадок т.к.  противоречила естественной теории права.

Действующий тезис, что полноценные субъекты расово-народного права являются членами народной общности Единый творец права -фюрер Судьям предписывалось, что преступники определяются не исходя из закона, а исходя из идеи, что правонарушения должны быть удалены из общества_Фашизм явился наиболее агрессивной формой национал-социалистическо и идеологии

66.   Нормативизм Г. Кельзена

Политико-правовое учение нормативизма своими корнями  восходит к формально-догматической  юриспруденции 19 века Оно сложилось на основе принципов, выработанных в юридическом позитивизме и представляет собой реакцию на распространени " в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-фсф концепций.

Ганс  Кельзен (1881-1973) родоначальник этого учения В 1934 выходит в свет его работа «Чистая теория права» Под чистой теорией права автор понимает доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке Современные юристы, по его мнению, обращаются к проблемам социологии и психологии, этики и политической теории. пренебрегая изучением своего собственного предмета Кельзен убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права

В обоснование  своих взглядов ссылается на неокантианство, сторонники которого различают две  области теоретических знаний - науки  о сущем (естественные науки, история, социология и др , изучающие явления  природы и общественной жизни с точки зрения причинно-следственных связей, главный принцип - объективная причинность) и науки о должном (этика и юриспруденция, которые исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы регламентации поведения людей, главный принцип - принцип вменения)

Нормативисты  призывали освободить юриспруденцию  от исследовательских приемов, заимствованных из других отраслей знания, выступали  за «познание права с внутренней стороны, в его специфическом  нормативном значении" Необходимо де-идеологизировать правоведение, придать науке релятивистский характер

Право - это совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке Он считает, что право старше государства  Оно возникло еще в первобытную  эпоху, когда общество разрешило  индивидам совершать акты принуждения (месть) в одних случаях, и запретив в других В последствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованно, специально созданным органом власти

Источником  единства правовой системы Кельзен называет основную норму - трансцендентально-логическое понятие мысленное допущение, которое дается нашим сознанием для обоснования всего государственного порядка в целом

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"