Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "История политических и правовых учений".

Файлы: 1 файл

История политических и правовых учений.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

2)      развитие обмена (которое привело  к большей мобильности людей

3)      появившаяся  частная  собственность   на  землю  (котора^   привела   к  тому,   что   племена   не   владели   цельной территорией, а территория эта всё больше дробилась

4)      развившееся рабство, требующее  регулярного насилия.

Таким образом, на довольно большой территории перемещалось множество племён; вследствие такой перемешанности средства управления, принятые в родовом обществе, оказались неэффективными, да к тому же они преследовали совсем другую цель: цель рода была - выжить всем вместе, цель семьи стала - нажиться самой.

В такой  ситуации наиболее богатые и сильные семьи, осознав важность власти как средство распределения и удержания материальных благ стремились её удержать. Должности вождей стали постепенно закрепляться за выходцами из богатых семей. Очевидно, это связывается с процессом признания богатства как меры человека: с одной стороны сами богатые семьи укреплялись в _мысли, что лишь они достойны властвовать (и эта мысль укреплялась: тем более, по мере укрепления традиции). С другой стороны, более слабые семьи, сознавая свою растущую зависимость от богатых семей и не умели ничего этой зависимости противопоставить, признавали за ними это право.

Круг  замкнулся: наиболее влиятельные семьи, удерживая власть, ещё более увеличивают  свои богатства, что опять-таки ведёт  к усилению их власти; слабые же семьи, раз попав в затруднительное положение (а помощь им уже не оказывается

безвозмездно) - попадают в зависимость от :сильных  и, теряя  из-за этой зависимости  власть, а значит, и богатства,г  стремительно разоряются.

"Такова  была светлая заря цивилизации", иронизирует Ф   Энгельс   "Как только  производители  перестали сами непосредственно потреблять свой продукт, а начали отчуждать его путем обмена, они утратили свою власть над ним.Они -уже больше не знали, что с ним станет  Возникла возможность использовать продукт против производителя, для его ^эксплуатации и угнетения"  И, поскольку, люди созрели морально для того, чтобы эту возможность использовать, они её использовали.

Начавшийся  процесс интеграции привёл к тому, что вожди племён образовали совет  В связи с тем, что территория, подчиняющаяся совету, была достаточно большой, народное собрание не всегда могло решать вопросы управления Таким образом, власть уже отделялась от народа и вожди могли использовать ее в своих интересах, а поскольку их интересы были -богатство, то они использовали её именно для наживы Чтобы закрепить и узаконить это свое положение, они внесли в первые законы право на власть только для лиц, имеющих определённый доход Общественное мнение уже пришло к тому, что так и должно быть, несогласные же были слишком слабы, чтобы что-либо изменить

Поскольку написаны были законы, или правила, которым должны были следовать граждане зарождающегося государства, должны были появиться и люди, наблюдавшие  за соблюдением этих законов, люди, пресекавшие нарушения _этих законов, люди, совершенствующие эти законы, наконец, люди, знающие эти законы достаточно, чтобы консультировать незнающих Появился государственный аппарат Всем этим людям некогда уже было заниматься Производительным трудом; чтобы их прокормить, понадобилось собирать налоги, а значит, нужны были люди, определяющие размер этих налогов, люди, собирающие их - и их нужно было кормить Не все люди работавшие в государственном аппарате, были собственниками Но большинство из них было заражено жаждой собственности, жаждой наживы И им недостаточно было того, что они жили за чужой счет Они нашли способ добывать сверхприбыль из самой власти Различного рода поборы, взятки, вымогательства ввергали массы во все более глубокую нищету

Как отмечает Ф Энгельс "Римское государство превратилось в гигантскую сложную машину исключительно для высасывания соков из подданных"

С появлением собственности происходит раздвоение человека, как от содержания его  отделяется форма, как форма эта  приобретает самостоятельную жизнь  и подчиняет себе человека В государственном аппарате это раздвоение достигло высшей точки если человек, занятый в производстве, осознает свою необходимость и необходимость в других, то чиновник живёт в мире, порождённым человеческим сознанием, в мире, управляемом законами, людьми же и придумываемыми, те это человек, в котором осталась одна форма, не зря чиновники всех времен на редкость бездушны Как пишет Л Н Толстой, "в жизни этих людей форма господствует над содержанием Пользуясь благами, добытыми чужим трудом, они не испытывают острой во взаимной поддержке и помощи, а потому руководятся в отношениях друг к другу не внутренними побуждениями, но внешними правилами Это приводит их к фальши и лжи ".

В сущности, об этом же и говорит и Ф Энгельс "Обладая публичной властью, и правом взыскания налогов, чиновники, становятся, как органы общества, над обществом [ ] Носители отчуждающейся от общества власти, они должны добывать уважение к себе путем исключительно законов, в силу которых они приобретают особую святость и неприкосновенность"

61. Политические  идеи Г. Спенсера

Спенсер - философ позитивист Основная работа - «Система синтетической философии» Спенсер рассматривает общество как своеобразный организм, развивающийся  по законам эволюции Эволюция есть переход от неопределенной однородности к определенной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материи Общество взаимодействует с окружающей средой и испытывает влияние этой среды, в результате складывается государство «Правительство возникает вследствие оборонительной и наступательной войны против других обществ» По началу основной обязанностью государства является защита от внешнего врага и охрана общества от внутреннего врага На этой основе сложился воинственный тип социальной организации

Ее характерные черты

1)    народ и армия имеют одинаковое  строение, организованы на основе  принудительного объединения

2)    иерархичная общественная организация

3)    место индивида определяется  его статусом

4)    жизнь человека принадлежит обществу

5)    государство устанавливает не только запреты, но и предписания

6)    запрещены все объединения и  союзы

Военный  тип  общества  сменяется   промышленным,  основывающемся   на   взаимодействии  общества   и   природы Государство    основано не на иерархии, а на равенстве , на свободных   договорах и частной инициативе   Инициатива поощряется,   распределение   благ   по   справедливости    Единственной   обязанностью   правителя   является   поддержание справедливости

Различия  военного и промышленного типа в  том, что в первом индивид служит целям общества, а во втором общество служит для индивида Спенсер одобряет организации и деятельность рабочих профсоюзов, принуждающих предпринимателей идти на уступки Спенсер дал традиционные для либерализма перечни прав и свобод (безопасность личности, свобода передвижения, свобода совести, речи , печати), обращая особое внимание на право собственности и свободы частной предпринимательской деятельности Полностью индивидуальная собственность есть спутник прогресса Он защищает права каждого, занимающегося чем угодно Правительственное вмешательство в торговую и предпринимательскую жизнь он отвергает как пережиток военного режима

Политические  права рассматривает как средство обеспечения индивидуальных прав Он одобряет расширенные избирательные права, однако против предоставления полных прав женщинам В статье «Человек против государства» Спенсер осуждает нарастающее вмешательство государства в общественные отношения под предлогом улучшения условий

жизни. Многочисленные преобразования, проведенные парламентскими актами скорее приведут к государственному социализму и обращению рабочих в рабов общества, поскольку господствующие чиновники будут по своей воле определять прололжительность труда рабочего и его вознаграждение. Это завершилось бы возвращением к деспотическому устройству, самовластию лиц, достигших власти.

Причины несостоятельности социализма он видел  в недостатках человеческой природы, таких как любовь к власти, честолюбие,  несправедливость, _ нечестность. Спенсер  утверждал, что в результате дальнейшей эволюции, совершенствования людей_и общественных отношений, промышленный тип будет развиваться к более высокому типу общества, в котором продукты индустрии будут использоваться не для военных целей, и не для увеличения материального состояния, а для высших деятельностей.

63. Учение  В.И. Ленина о государстве и  праве

Опубликовал множество работ по вопросам государства, политики, власти. «Что делать», «Империализм как высшая стадия капитализма».

Взгляды основаны на классовой природе государства. Классовость - неотъемлемая врожденная черта государства. Она присуща государству в силу нескольких причин:

1) воплощение  в государстве антагонизма классов,  расколовших общество со времен  утверждения в нем частной  собственности и общественных  групп с противоречащими экономическими интересами, т.е. государство - есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий.

2) комплектование  аппарата государства лицами  из среды господствующего класса.

3) осуществление  политики, угодной для господствующего класса, отвечающей его интересам.

Кроме классовых и межклассовых отношений  для Ленина нет иных факторов детерминирующих  природу государства. Суть всех государств - диктатура класса.

Конкретное  содержание феномена диктатур класса Ленин видит таким:

1) осуществление господства над остальными социальными группами.

2) опора  власти на насилие, применяемое  в разных формах.

3) полная  раскрепощенность, не связанная  никаким законом.

Оборотная сторона марксистско-ленинской теории государства как классов диктатур - это восприятие и оценка демократии, свободы, права как малозначимых компонентов общественно-политической жизни. Различные демократическо-правовые институты достойны разоблачения и отрицания, но некоторые из них (парламентаризм) следует стараться исполнять в борьбе против диктатур господствующего класса. К вопросу о свободе, реализуемой посредством

института демократии, Ленин оставался равнодушным. Он вообще был анти-либералом, презирал либерализм. Анализируя

проблемы  государства и революции, он писал, что переход власти из одних рук в другие естьпервый признак революции: Применительно к социалистической революции встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному

государству (либо пролетариат обладает уже готовой  государственной машиной, либо разрушает ее и создаёт новый тип

- государства.

Ликвидацию  государственной машины он мыслит следующим  образом. Это ликвидация бюрократических  и военных институтов государственной  власти, ликвидация репрессирующего  аппарата, отказ от территориальных  принципов

формирования  представительных учреждений, отказ  от принципа разделения властей, от равенства  всех граждан перед законом и  от многих начал демократического устройства. Вообще пролетариат учреждает новое  государство не для установления свободы в обществе, а для свержения своих противников. Но противником пролетариата может оказаться почти любой гражданин Российского государства. Следовательно, царит произвол.

Ленин является решительным сторонником  террористических методов для осуществления  диктатуры пролетариата Ленин понимал, что диктатура пролетариата нуждается в своем государстве не только для подавления своих врагов, но и для управления страной. Государственной формой должна быть Республика советов В ней соединяются элементы представительной и непредставительной демократии.

 Советы - это учреждение, которое одновременно .является законодательным органом,  которое исполняет закон и  контролирует их исполнение. Строится  и функционирует республика на  основе выборности всех органов  власти, подотчетности и подконтрольности, сменяемости депутатов. Для Ленина главное насколько Советы фактически в состоянии будут инструментом диктатуры пролетариата. Роль коммунистической партии в механизме государственной власти определяется как «диктатура, осуществляемая организационно в совете пролетариата, которым руководит коммунистическая партия». Большевик, в качестве партийного функционера выносит управленческие решения, а в качестве руководства государственного аппарата - приводит их в исполнение

По сути дела, большевики нелегетимным путем устанавливают господство над страной и концентрируют в своих руках закон. Суд, исполнительная власть не нужны однопартийному государству, ибо по серьезному счету нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Есть государство подобных образов.

Отмирание государства Ленин увязывает  с выполнением ряда социально-экономических  и общественных условий. Но

сама  идея отмирания государства является в марксистско-ленинской теории сугубо важной.

64. Политико- правовые идеи национально- освободительного движения в Индии (Ганди)

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"