Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:02, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "История политических и правовых учений".

Файлы: 1 файл

История политических и правовых учений.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Подверг резкой критике абсолютную монархию как форму правления и деятельность всего Екатерининского правительства, отмечая масштабное злоупотребление, взяточничество. Выход из этого положения  заключается в ограничении власти монарха и соблюдении законности во всЬх сферах государственной деятельности.

Происхождение государства видел в естественно-правовой теории и концепции договорного  происхождения государства. Исходил  из естественного равенства всех людей от природы.,. Это равенство постепенно разрушается по причине различия в силах и способностях людей, ибо наделяя людей различными дарованиями, природа сама усмотрела возможность неравенства.

Это неравенство  стало закрепляться в потомствах.

Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности и при его заключении уступили меньшую часть своих прав, сохраняя неотчуждаемую свободу. При анализе государственной власти, выдел_4 формы правления: монархия, аристократия, демократия, деспотия.

При анализе форм правления западно-европейских государств наиболее привлекательной видел английскую конституционную монархию (разделение властей, определенная законом компетенция). Критиковал деспотичность правления, которая возникла при сосредоточении абсолютных полномочий главы государства

Особенность России - наличие самостоятельного бюрократического аппарата, у которого отсутствует связь с монархом и народом. Исходные положения его  теории основываются на теории естественных прав человека и договорном происхождении государства.

Причина образования государства: природная  социальность людей. В естественном состоянии все люди равны, а с  появлением частной собственности  это нарушается, т.е. как Руссо  он полагал, что образование государства  связано с появлением частной собственности. При заключении договора народ является определяющей стороной и оставляет за собой суверенитет, т.к. он не мог бы согласиться на рабство Крепостное право - нарушение естественных законов и экономически несостоятельно (подневольный труд -непроизводителен). Он обращает внимание на отсутствие в законах правового статуса крепостного крестьянина.

Социальный  идеал: общество свободных и равных собственников. Земля должна быть передана безвозмездно гем, кто ее обрабатывает. Наилучшая политическая организация - Народное Собрание Концепцию разделения властей не признавал, т.к. народ может быть единственным государем. Народ избирает магистратов, сосредотачивает всю полноту власти у себя. Будущее государственное устройство России - в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями. Столица Н. Новгород. Это устройство может обеспечить свободу мысли, слова, деяния, защите самого себя, когда закон это сделать не в силах, право собственности и право быть судимым себе равными.

Судопроизводство: наказание только по суду, каждый судится с себе равными гражданами Организация правосудия в виде земских судов, избираемых гражданами. Виды судов: духовные, гражданские, военные, совестные. Хорошо отзывался о судах присяжных в Англии.

Наказания: отмена смертной казни, смягчение суровых санкций, против телесных наказаний

Международные отношения: против агрессивных войн, идея равноправия всех народов.

За "Оду  вольности" и "Путешествие ..." был  приговорен к смерти, но заменили на 10 лет ссылки в Усть-Илимск. Александр 1 вернул его в Петербург и пригласил в комиссию по составлению законов Покончил жизнь самоубийством.

48. Политические  и правовые взгляды Н.П. Муравьева

*историю  появления Южного общества и  цели см. выше (48 вопрос)*

В Северном Обществе обсуждались проекты конституции, которую составил Муравьев. В первоначальном варианте земли оставались за помещиками, а в третьем передаются в собственность крест. По проекту политические права обуславливались высоким имущественным цензом. В начале (1820г) Муравьев соглашался с Пестелем в требованиях республики, но потом узрел преимущества монархии с разделением властей (1 82 I г).

Законодательная власть осуществляет по замыслу конституции  Муравьева Народное Вече, состоящее  из Верховной Думы и Палаты Представителей.

Верховная исполнительная власть принадлежит  императору. При вступлении в правление  он приносит присягу посреди Народного  Вече. Права императора обширны: назначение министров, чиновников, послов, право  отлагательного вето, но его деятельность и деятельность чиновников подлежит контролю и оценке Народного Вече.

Высшим  органом судебной власти является «Верховной Судилище». Предусматривалась система  судов (областные, уездные) с участием присяжных.

Республика  допускалась лишь в том случае, если не найдется достаточно значительной и авторитетной династии согласной занять престол на этих условиях. Необходимость монархии он объяснял обширностью территории России и необходимостью сильной власти, но он опасался столкновений сильной власти с началами свободы.

Для согласования начал власти и свободы необходим  повышенный контроль представительных учреждений за действиями исполнительной власти. Если в столице (первоначально- Нижний Новгород, во второму проекту  Москва) деятельность императора контролируется Народным Вече, то в остальной части страны необходимо обеспечение законности деятельности чиновников. Этим обуславливается мысль о федеративном устройстве. Будущая Россия будет состоять из держав и областей (по -третьему проекту только из областей) образующихся по территориальному принципу. В каждой из держав избирается 2-палатное законодательное собрание (по второму проекту- правительствующее); исполнительная власть осуществляется державным правителем, избранным Народным Вечем и утвержденным императором. Верховная Дума избирается собраниями держав.

Муравьев  полагал, что военная революция  приведет к отмене крепостного права, равенству всех перед законом, свободе  печати и к прочим благам.

53. Взгляды  Ш. Фурье на государство и  право

Для Фурье (1772-1837гг) политика и политическая деятельность представлялись бесполезным занятием. Он гордился тем, что обнаружил аналогию 4-х движений (материального, органического, животного, социального) и выявил их основу -всеобщий закон тяготениями притяжения В обществе эти_законы действуют через игру многообразных людских страстен, заложенных богом с целью обеспечения людей свободой их удовлетворять Вскрыть, описать и классифицировать эти страсти - значит наметить единственный путь радикального исправления общества, найти верное средство, способное обеспечить введение нового социального порядка Его приход близится, само поступательное движение истории подводит к нему Первая из четырех фаз близится к концу и завершается периодом цивилизации, который несет возможность гармоничного существования людей Не подготовка необходимой посылки для этого (материальной, духовной, социальной) есть движение цивилизации вспять Прежние достижения, приносившие пользу, обращаются во вред (тирания феодалов меняется тиранией собственников-капиталистов) Каждый индивид оказывается в состоянии войны с коллективом При строе цивилизации бедность рождается из изобилия

Он критиковал современную систему буржуазного  общества «Современное государство  всегда стояло _на стороне богатых  и защищало их господствующее положение Бедные классы совершенно оттеснены от властиасти Государство сурово относится к бедным и идет на поводу у богатых» Характерным признаком цивилизации является тирания индивидуальной собственности над массой Провозглашенные в различных декларациях права и свободы, для большинства остаются пышными фразами на бумаге Он считает, что_общество должно в первую очередь официально признавать право на труд, который не осуществляется при цивилизации, но без которого ничего не стоят остальные права

Критикуя  существующий строй, он пытается определить способ избавления от него Революцию он отвергал Считал, что ни народный суверенитет, ни всеобщее избирательное право не изменят жалкого состояния народа Оно изменится, если в основе общества будут стоять производственно- потребительские товарищества, в которые будут входить члены различных социальных групп Ячейкой ассоциативного строя станет фаланга (коллектив примерно из 1600 человек) Сеть фаланг принципиально независимых и самовладеющих покроет все страны Фаланги наследуют частную собственность, сохраняют имущественное неравенство Однако формы труда, обслуживания и воспитания таковы, что позволяет членам фаланг умножить общественное богатство до колоссальных размеров, постепенно стереть классовый антагонизм, зажить дружно и свободно

Личная  свобода каждого - первая заповедь существования  фаланги Она не допускает никакого принудительного устава Для Фурье  свобода- высшая ценность, чем равенство  Фаланги - автономные и не зависящие  друг от друга социальные организации  Центральная власть и ее аппарат сохранятся в будущем обществе, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность фаланг

55. Политико-правовые  воззрения А. И. Геоиена и  Н.Г. Чернышевского

ГЕРЦЕН (1812-70гг.) разрабатывал основы теории русского социализма. Главным для Герцена был поиск методов -соединения абстрактных идей социализма с реалиями общественных отношений. В 50-х гг. он пришел к решению о возможности соединения всего этого в России. Так как в крестьянском мире содержится 3 элемента, позволяющих провести экономический переворот,-ведущий к социализму.

1)    право каждого на землю-

2)    обширное владение ею

3)   мирское управление

Эти элементы препятствуют развитию сельского пролетариата, и дают возможность миновать стадию капиталистического развития. В 50-х  гг. Герцен основывает в Лондоне типографию и выпускает газету «Колокол» нелегально ввозившуюся в Россию. По мнению Герцена, отмена крпостного права при сохранении общины даст возможность избежать опыта капиталистически развивающегося запада и прямо перейти к социализму. Существовавшую в России общину Герцен считал основой, но не главной ячейкой будущего общественного устройства. Ее глав недостаток он видел в поглощении личности общиной. Главная задача состоит в соединении прав личности с общинным устройством.

Герцен уделял внимание способу осуществления социальной революции В его произведениях немало суждений о неизбежном насильственном низвержении капитала, но он не являлся сторонником обязательного насилия В период подготовки крестьянской реформы в колоколе высказывал надежд на отмену крепостного права правительством на выгодных условиях для крестьян. Эти надежды на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражение других революционных социалистов. Но Герцен отвечал, что «нужно призыв не к топору а к метле чтоб вымести сор из избы»

Герцен  разрабатывал идею избрания и созыва Великого собора- учредит собрания для отмены крепостного права, узаконения пропаганды социалистических идей, борьбы с самодержавием Эта идея стала  частью идеологии России. Герцен обращал  особое внимание на международное соединение работников (интернационал) как первый всход будущего экономического устройства.

В теории русского социализма- Герцена проблемы государства и права рассматриваются  как второстепенные, подчиняющиеся  экономической и социальной проблемам Он писал что «государство, как и рабство, идет к свободе, к самоуничтожению. Будущее общества- союз объединений самоуправляющих общин.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1828-1889гг.) один из руководителей журнала  «Современник» В нем он посвятил ряд статей изложению идеи перехода к социализму через крест общину В статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» он стремится доказать на основе гегелевского закона отрицания необходимость сохранения общины и ее развития в более высокую организацию.

В статье «Капитал и труд»-излагает план организации  производственных товариществ при  помощи ссуды от правительства, назначающей  на 1 год опытного директора. Герцен назвал Чернышевского представителем теории «чисто западного социализма»  т.к. он ссылался на идеи Фурье, Прудона, Луи Блана Однако стержнем его теории является идея общинного социализма в России.

Основная  идея Чернышевского - развитие общинного  землевладения в общинное производство, а затем и потребление. Он считал наиболее желательным изменение гражданских учреждений посредством реформ, но для России считал реформы невозможными т.к. самодержавие когда-то породило крепостничество, а теперь пытается лишь изменить его форму, сохранив сущность В публицистических изданиях он вел антиправительственную пропаганду, использую эзопов язык, намеки, исторические параллели. Об устройстве власти, которая свергнет самодержавие говорилось в прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней одобряются страны, в которых народный староста (президент) избирается на срок, а также царства, где царь не смеет ничего сделать без народа и всему народу оказывает послушание. Необходимость государства, по мнению Чернышевского, порождена конфликтом, обусловленным несоответствием между уровнем производства и потребностей люд. В результате роста производства и перехода к распределению по потребностям исчез конфликт между людьми, а тем самым надобность в государстве. После длительного перехода общество сложится в федерацию, основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин, промышленно-земледельческих объединений, фабрик перешедших в собственность рабочих. Он в статье «Экономическая деятельность и законодательство» критикуя теорию буржуазного либерализма, доказывает, что невмешательство государства в экономическую деятельность обеспечивается только заменой частнособственнического строя общинным владением

Информация о работе Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"