Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "История политических и правовых учений".
Беккариа родился в Милане, находившемся под властью Австрии. Он окончил иезуитскую школу (как и Вольтер, Гельвецкий, Дидро). Его основная работа- «О преступлениях и наказаниях» была опубликована в 1764 г. сначала тайно и вызвала как ожесточенные выпадки церковников, так и широкое признание просвещенных людей того времени, в том чиле императрицы Марии-Терезии. Она претендовала на "просвещенный абсолютизм" и стала покровительствовать Беккариа, предоставив ему кафедру в Милане, а затем ряд государственных должностей.
В теории_^Беккариа заметны следы идей Греция и Гоббса. Но наибольшее влияние на него оказало
французское Просвещение. Он с большим уважением отзывался о Вольтере, Монтескье, Гельвеции, Дидро,
"Даламбере, Кондильяке, Руссо, точно таюке, как многие из них высоко оценили его книгу " О преступлениях и
наказаниях ''. Это сочинение, принесшее ему широкую известность, проникнуто в духе просветительства верой в
человеческий разум, свободолюбием, идеями гуманизма и законности.
Трактовка
естественного состояния и
Беккара различает справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две - основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость основана па общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. Основанные на ней законы государства должны иметь в виду возможно большее счастье для возможно большего числа лиц. Но невежественные представления о справедливости, полагал Беккариа, привели к тому, что законы государства являются оружием в руках незначительного меньшинства. Они несправедливы, закрепляют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом, право сильного и связанные с ним произвол и насилие.Беккариа резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки. Существующие законы, писал он, "служат только для прикрытия насилия", помогают приносить народ "в жертву ненасытному идолу деспотизма".
Причину этого Беккариа видел в утверждении частной собственности, дающей одним влать и благополучие, а другим - нищету и бесправие. Право собственности - "ужасное и, может быть, не необходимое право. Однако дальше констатации этого Беккариа не идет. Он не помышляет об уничтожении частной собственности, довольствуясь пожеланием постепенного уравнения материального положения людей.
Не выступает
он и за радикальное переустройство
общества. Все его надежды связаны
с просвещенным монархом, заботящимся
о своих подданных, об устранении
нищеты и неравенства^_
Развивая_идею законности, Беккариа утверждал, что свобода гражданина - в его праве делать все, что не противоречит_ааконям, что сами власти должны строго соблюдать законы. Вот почему посягательства на безопасность и свободу граждан являются одним из тяжких преступлений. Только законы могут устанавливать наказания, и право их издания принадлежит суверену как представителю всего общества. Сам суверен может издавать лишь общие законы, но не может судить за их нарушения. Это задача суда, выясняющего факты. Наказание же, определяемое судом , не может выходить за пределы, установленные законом, иначе оно несправедливо и не соответствует условиям общественного договора.
Исходя из изложенных теоретических посылок Беккариа в своей книге "О преступлениях и наказаниях" обосновывает идеи, положенные в основу "классической теории " уголовного права. Он утверждал, что причина преступности лежит в социальных условиях. Нужно отличать преступления действительные от мнимых и произвольных, и целью наказания должно являться предуптреждение новых преступлений и исправление преступников. Для этого наказание должно быть публичным, наименьшим из_возможных в каждом конкретном случае, соразмерным преступлению и установленным в законе. Вот почем Беккарна протестовал против применения широко распространенных в эпоху феодализма пыток и призывал к ограничению применения смертной казни. Он отстаивал равенство всех перед законом и возможность наказания "человека только за те деяния которые_одредёлены законом как преступные. Легко заметить что эти_идеи Беккариа нашли отражение в таких исторически важньгх докумёнтах, как французские Дёкларации прав человека и гражданина конца XVIII в.. а таюке в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Франции начала XIХ в.
Аргументация
Беккариа в пользу отмены смертной
казни заслуживает особого
Теоретически, по естественному праву, недопустимо, чтобы человек желал лишшь себя жизни и. следовательно, он не мог предоставить это право другим. Смертная казнь - "война нации с гражданином", т.е. возврат в естественное состояние. Практически же многовековой опыт показывает, что угроза смертной казни не останавливает преступника, и более эффективно пожизненное лишение свободы. Смертная казнь неоправданна и с моральной точки зрения, так как способствует распространению в народе ожесточенности и безнравственности. Неоправданна она, доказывал Беккариа несколько позже, и сточки зрения юрид-й - ее применение может быть результатом ошибки судейа_которая становится уже не поправимой.
Идеи
Беккариа были восприняты
законодательством, закрепившим такие прогрессивные принцыпы, как равенство перед законом, нет преступления и нет_даказания без_указания о том в законе", соответствие тяжести наказания тяжести совершенного
35. Государственно-правовые воззрения Вольтера
Вольтер - общепризнанный лидер французского просвещения, писатель и философ, настоящее имя Франсуа Аруэ. В историю общественной мысли вошел как обличитель католической церкви, религиозного фанатизма. Мировоззрение окончательно сложилось в Англии, где он был в изгнании. По возвращении им написаны «Философские письма» (другое название - «Письма об англичанах»), где пропагандировал передовые английские учения, которые он в последствии развил.
Он был сторонником философии деизма: «христианство и разум не могут существовать одновременно». Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях, вера_в_бога_существует только для, чтобы внушать не просвещенному нравственный образ поведения. Отсюда известное изречение «Если бога_не было то надо придумать».
Усвоив принципы деизма, он превратил их в орудие против католических реакцией. Лозунг против католической церкви: «Раздавить гадину !». Критику феодальных порядков он проводил с помощью рационализма . Он считал, что на смену деспотичному правлению придет царство разума и свободы, где человеку будет предоставлено естественные права (неприкосновенность, частная собственность, свобода печати. совести) Под свободой понималось устранение феодальных пережитков сковывавших творческую инициативу человека, его частную предпринимательскую деятельность. Он сводил свободу к независимости от произвола . Свобода состояла в том, чтобы зависеть только от закона. Программа отмены крепостного права предусматривала освобождение крепостных от церкви и государства. Что касается помещичьих крестьян, то их надо освободить с согласия помещиков и за выкуп, т.е. проявлялся компромисс с дворянством.
Политическую организацию будущего «царства разума» он не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти. Ясно только одно: что управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство, _он_ отвергал равенство_социальное_и политическое.
Теоретически
отдавая предпочтение республикою
считал, что она мало применима на практике.
Образцом государственного учреледения_считал_
40. Основные
направления политико-правовой
Выделяют 3 этапа:
1)
Власть захватывают
2) Власть переходит к жирондистам- представителям республикански настроенной буржуазии.
3)
Устанавливается
Идеологи каждой из групп опираются на политические учения Вольтера, МонтескьВ, Руссо. Крупный идеолог-конституционалист был Оноре де Мирабо, прославившийся своими речами против абсолютизма, Эманюэль Сиейес, Антуан Барнав. Для них характерны призывы к объединению против аристократии и абсолютизму, идеи всеобщего равенства и свободы. В брошюре «Что такое третье сословие ?» проводится мысль о единстве третьего сословия, в отличие от других сословий, составляющих большинство нации.
В августе 1789г. Учредительное Собрание принимает декларацию прав человека и гражданина, в которой провозглашается равенство прав и свобода. Она закрепляет неотъемлемые и естественные права человека (свободы, собственность, безопасность), равенство перед законам, принцип разделения властей. Значение декларации в том, что это один из первых конституционных4актов провозгласивших права и свободы, равенство граждан.
Последующее развитие революции привело к появлению декрета, устанавливающего деление граждан на активную и пассивную часть по цензовому признаку, лишив последних избирательного права. Господство крестьянской собственности было закреплено конституционно установленными ограничениями монархи. В результате народного восстания к власти пришли жирондисты. Лидер Жак Бриссо, Жан Ролан. Выступал в защиту республиканского строя.
Они отстаивали
принцип народного
установлению твердых цен, проводили политику, направленную на закрепление свободы предпринимательской деятельности в ущерб простому народу.
Восстание в Париже в 1793г. передало власть в руки якобинцев. Вожди - Максимилиан Робеспьер, Жан Поль Марат. Они понимали, что без дальнейших преобразований нельзя. Робеспьер для этого проводил различие между конституционным правлением и революционным правлением. Задача первого в том, чтобы обеспечить спокойную_жизнь_республике ня основе конституции^ а задача второго- создание республики. Буду'щее Франции — демократическая республика, где наряду с представительной демократией существовало прямое волеизъявление народа.
Конституция 1793г. предполагала, что законодательные акты должны поступав на утверждение избирателей. В начале право собственности не было отнесено к естественным правам , но затем все же отнесли. Якобинцы радикально искореняли феодальную собственность на землю, осуществляли революционные меры против спекулянтов, устанавливавших максимальные цены на продукты. Они провозгласили прав на труд, но установили максимальный размер заработной платы и запретили союзы рабочих. Доведя до конца революцию, отстояв революционные завоевания, якобинская диктатура исчерпала себя и пала в результате термидорианского переворота.
41. Политико-правовая мысль в США в период борьбы за независимость. (А. Гамильтон, Т. Джефферсон)
ГАМИЛЬТОН один из наиболее видных политических деятелей периода образования США, чьи взгляды оказали решающее воздействие на создание Конституции 1781г_в_ процессе подготовки которой разгорелся скандал между федералистами и антифедералистами. Гамильтон принадлежал к числу наиболее влиятельных лидеров федералистов, считав что федеративное устройство преодолеет слабость конфедерации США. Гамильтон считал только сильную центральную власть способной создать прочное государство. Федерализм будет барьером внутренним раздорам. Федералисты представляли интересы крупной торгово-промышленной буржуазии, антифедералисты- мелких фермеров и т.д. Политические позиции - выступают за мирное разрешение конфликтов. Признание теории разделения властей и установление республиканского строя.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории политических и правовых учений"