Прогрессивное и регрессивное направления в развитии общества. Политический режим и его основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию общественного развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Оглавление

1. Прогрессивное и регрессивное направление в развитии общества
2. Политический режим и его основные формы
2.1 Понятие и характерные признаки политического режима
2.2 Классификация политических режимов
2.2.1 Тоталитарный политический режим
2.2.2 Авторитарный политический режим
2.2.3 Демократический режим
2.2.4 Либеральные, умеренные, репрессивные и террористические политические режимы
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

к.р. шишкина м..doc

— 123.00 Кб (Скачать)

       Парламентская форма политического  устройства не предусматривает четкого разделения властей. Народное большинство формируется на основе единой системы голосования — избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путем: глава правительства и члены кабинета выбираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после сформирования правительства. Лидер, получивший поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти. Правительство опирается на поддержку парламента, который контролирует его и, если оно не справляется со своими функциями, задачами, отправляет его в отставку.

       Плюрализм интересов и права меньшинства  отстаивает легально действующая оппозиция. Классическим примером парламентской формы правления является Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курса страны играет премьер-министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние.

       Другая  форма демократического режима —  президентское правление — предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, что предусматривает наличие у законодательной и исполнительной власти собственного независимого электората. Поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путем общенациональных выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительства), руководит его деятельностью. Он ответствен непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной власти.

       Типичным  примером президентской модели демократии являются США. Там одновременно правят и президент, и конгресс. Равная легитимность обеих ветвей власти порождает конфликты между ними. Поэтому в США отсутствуют такие традиционные институты парламентаризма, как роспуск конгресса главой государства или ответственность перед законодателями, поскольку американская система была вынуждена создавать свои механизмы разрешения конфликтов, возникающих между ветвями власти. Этому способствовала зрелая политическая культура общества и отлаженный институционный механизм. Однородная политическая культура предопределяет набор политических позиций и предпочтений американцев, на которую ориентируются обе ветви власти. В случае возникновения конфликта ветвей власти роль арбитра выполняет Конституционный или Верховный суд, пользующийся непререкаемым авторитетом в стране, а двухпартийная система позволяет задействовать механизм консультаций демократической и республиканской партий в конгрессе. 

       2.2.4 Либеральные, умеренные,  репрессивные и  террористические политические режимы 

       Можно рассмотреть еще некоторые типологии  политических режимов, используемые в современных условиях.

       Разделение  режимов на либеральные, умеренные, репрессивные и террористические исходит  из того, какими методами правящая элита  воздействует на общество и добивается поставленных ею целей. Политический режим считается либеральным, если преимущественное влияние уделяется убеждению общества и политической оппозиции в правильности проводимой политики. Он считается умеренным, если в его политике убеждение и принуждение разделены в равной пропорции, если для достижения своих целей режиму приходится прибегать к репрессиям и к использованию органов государственного принуждения в отношении меньшей части общества. Одним из примеров такого рода режимов является «Хрущевская оттепель», когда режим впервые в советской истории избрал новые способы убеждения общества в правильности своей политики. Репрессивным или террористическим считается режим, если в своей повседневной деятельности преимущественно опирается на репрессии и террор.

       Светские  и теократические режимы различаются  между собой тем, на какой основе происходит легитимация власти правящей группировкой. Светская власть, независимо от того авторитарная или демократическая, обосновывает свои претензии на управление обществом, опираясь либо на доверие народа (выборами), либо на право силы и способность навязывать обществу свою волю. Теократия же всегда стремится подвести под свое правление религиозную основу, утверждая, что в основе государственной власти лежит не только доверие народа, но и ее богоизбранность. Теократической была власть российского самодержавия, опиравшаяся в своем правлении на известную идеологическую формулировку — «православие — самодержавие — народность».

       Наконец, классификация режимов на реформистские и нереформистские часто используется историками при анализе политических изменений. Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах, в зависимости от намерений правящей элиты и ее лидера. Это иллюстрируется примерами из российской истории, в которой периоды стагнации сменялись периодами реформ и революциями сверху по мере прихода к власти или лидера-консерватора или лидера-реформатора. Политическая система функционировала в различных режимах при Александре III, Николае II, Леониде Брежневе с одной стороны, и при Петре I, Александре II, Михаиле Горбачеве, с другой стороны.

       Нечто сходное прослеживается и в политическом развитии западных стран. Например, американский исследователь А. Шлезингер (мл.) провел подобные исследования на материале американской истории, обнаружив, что американская политическая система развивалась и продолжает развиваться через чередующие друг друга режимы стагнации и реформ.

       История показывает, что с изменением политических реалий меняются и режимы. Происходит их трансформация, эволюция под воздействием внешних или внутренних факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников 

       
  1. Введение  в политологию: Учеб. Пособие/под. Ред. В.М. Сидоркиной, Д.В. Доленко. – Саранск: Изд-во Морд. Ун-та, 1992
  2. Волков Ю.Г. Социология. Учеб. Пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2001
  3. Гаджиев К.С.. Политология. – М.: Высш. Образование, 2005
  4. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии.: Учеб. Пособие. – М., 2004
  5. Козырев Г.И. Политология. 100 вопросов – 100 ответов. Учеб. Пособие для вузов/ - М.: ВЛАДОС, 2005
  6. Кравченко А.И. Общая социология.: Учеб. Пособие для вузов: рекомендовано М-вом образования РФ. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001
  7. Кравченко А.И. Социология. Учеб. Для вузов – М.: Академический проект, 2002

Информация о работе Прогрессивное и регрессивное направления в развитии общества. Политический режим и его основные формы