Прогрессивное и регрессивное направления в развитии общества. Политический режим и его основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию общественного развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Оглавление

1. Прогрессивное и регрессивное направление в развитии общества
2. Политический режим и его основные формы
2.1 Понятие и характерные признаки политического режима
2.2 Классификация политических режимов
2.2.1 Тоталитарный политический режим
2.2.2 Авторитарный политический режим
2.2.3 Демократический режим
2.2.4 Либеральные, умеренные, репрессивные и террористические политические режимы
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

к.р. шишкина м..doc

— 123.00 Кб (Скачать)

       Термин  «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова — полнота, цельность, который в своем этимологическом неполитическом смысле давно используется многими учеными. В политическую лексику этот термин впервые ввел Муссолини: еще в 1922 г. до установления фашистской диктатуры, критикуя слабости итальянского либерализма и его государства, не сумевшего защитить интересы страны, Бенито Муссолини в своих выступлениях ставил задачу утвердить в стране «тоталитарную власть», что и случилось осенью 1923 г. Согласно истори-• ку И. Петерсону, не термин, а понятие «тоталитаризм» впервые ввели в политический лексикон 1923 г. итальянские либералы Джованни из Амендала и Пьеро Габетта для того, чтобы обозначить установленную в Италии фашистскую власть. Вводимое новое политическое понятие должно было подчеркнуть отличие фашистской власти от всех прочих диктатур.

       Первоначально смысл понятия «тоталитаризм» разрабатывался и раскрывался на фактической базе тоталитаризма фашистского типа (прежде всего итальянского), хотя уже в конце 20-х годов английская газета «Тайме» писала о тоталитаризме как о негативном явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический строй в СССР.

       Позже в таком духе рассуждал Хайек  в работе «Дорога к рабству» (1944 г.). Ханна Ленит (Херманн) в своем  труде «Происхождение тоталитаризма» (1951 т.) fa также К. Фридрах и 3. Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 г.). После выхода в свет этих работ (40—50 гг.), принято считать, что в западной политологии теория тоталитаризма в своих основных чертах сложилась.

       Поскольку тоталитаризм как политическое понятие сегодня широко используется для обозначения тоталитаризма фашистского и коммунистического, возникает вопрос: каковы причины утверждения этого режима в весьма неодинаковых условиях и странах, каковы его черты?

       Тоталитарные режимы чаще всего возникают в странах, которые в ходе своего развития по разным причинам объективно оказываются в экстремальных условиях и перед исключительными по сложности задачами, для решения которых необходима чрезвычайная мобилизация энергии и усилий всего народа. И последний, чувствуя ситуацию, идет на это за «спасителями нации, вождями народа».

       Несмотря  на определенные различия, все тоталитарные модели имеют общие черты, в совокупности составляющие их сущность.

       1. Существование в обществе одной, официальной, государственной идеологии, т.е. комплекса идей, обосновывающих право режима на существование. Такая идеология претендует на всеобщность, т.е. охват всех сфер общественной и личной жизни, выражение полной истины, и поэтому для всех обязательна. Могущество этой идеологии распространяется даже на толкование прошлого, которое, как и настоящее, трактуется в рамках официальной идеологии.

       Следовательно, основной опорой тоталитарного режима выступает система идеологического принуждения, которая, используя страх, предрассудки и низкий культурный уровень, навязывает массовому сознанию определенные идеологические мифы и стереотипы.

       2. Наличие неограниченной, всеохватывающей политической власти, стремящейся к полному контролю над всеми сферами человеческой жизни. Монополия на политическую власть принадлежит единственной массовой партии, подчиняющей все государственные структуры и общественные организации. Происходит слияние правящей партии с государственным аппаратом. Партия осуществляет «научное» руководство страной, а ее функционеры независимо от своей реальной компетенции вмешиваются в любые стороны общественной, а нередко и личной жизни.

       3. Вождизм, кастовость, безответственность и неподотчетность народу правящей элиты. Реальная власть в тоталитарном обществе принадлежит вождю и его ближайшему окружению. Происходит отчуждение граждан от политической власти, ликвидируется система реальной выборности.

       Общий признак всех тоталитарных систем в  политической области — культвождя, наделенного практически неограниченными полномочиями. Он не только венчает пирамиду власти, но и является символом нации.

       4. Монопольный государственно-партийный контроль над экономикой и централизованная система управления ею. Могущество тоталитарного режима не ограничивается лишь сферами политики и идеологии. Глубинной материальной основой его является государственное управление экономикой, для которой характерны отсутствие рыночных отношений, уравнительность, подавление инициативы, предприимчивости и как следствие этого — низкая эффективность.

       5. Милитаризация всех сфер жизни, создание обстановки «военного лагеря» или «осажденной крепости». Она формирует образ жизни, для которого свойственна обстановка казарменной дисциплины и чрезвычайных методов управления. Стержнем такого образа жизни является установка на поиск внутреннего и внешнего врага и постоянную «борьбу» с ним, без которой руководящие круги теряют силу и пафос.

       6. Предельное ограничение свободы в духовной сфере. Тоталитарная система нуждается в единой официальной идеологии. Это ставит в непосредственную зависимость от нее состояние умов и духовной культуры, которые с неизбежностью должны соответствовать определённой «линии».

       7. Безусловный приоритет целого  над частью, полное подчинение личности государству, растворение индивидуального «я» в безликом коллективном «мы» — в партии, классе, нации, народе. Тоталитаризм лишает человека свободы выбора, будь то экономика, политика или культура, делает полностью беззащитным перед властью. Этот режим стремится сформировать новый, массовый тип личности, основными чертами которой являются идеологическая одномерность, беззаветная преданность вождям, бездумная исполнительность, энтузиазм в выполнении руководящих указаний и непритязательность.

       Тоталитаризм  имеет две основные разновидности: коммунистическую и националистическую, различающиеся главным образом идеологической мотивацией.

       Первая  разновидность базировалась на классовой идее: здесь интересы пролетариата объявлялись и социальным основанием, и высшей ценностью, и целью абсолютной власти. Другими словами, государство выступает как орудие пролетариата в его классовой борьбе за построение справедливого общества сначала в одной стране, а затем во всем мире. Данная разновидность тоталитаризма получила в XX в. наибольшее распространение: она была установлена в целом ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки, а в некоторых из них существует до сих пор.

       Вторая  разновидность базировалась на национальной идее: здесь высшей ценностью объявлялся какой-то конкретный народ (итальянский, немецкий), и именно его величие, процветание провозглашались целью власти. Данная разновидность была представлена всего двумя формами: итальянским фашистским режимом Муссолини и немецким национал-социалистическим режимом Гитлера.

       Высшую  степень тоталитаризма представляют собой именно коммунистические режимы, поскольку нигде концентрация власти не была такой абсолютной, как в  странах социализма, что было достигнуто за счет полного подчинения огосударствленной собственности политической власти. 

       2.2.2 Авторитарный политический  режим 

       Авторитаризм  обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не раскрывает сущностных признаков явления в целом, даже если указывать на то, какие черты тоталитаризма, а также демократии, можно в нем обнаружить.

       При определении авторитаризма сущностно  значимым является характер отношений власти и общества. Эти отношения строятся скорее на принуждении, чем на убеждении. Хотя режим либерализирует общественную жизнь, тем не менее четко разработанной руководящей идеологии не существует. Авторитарный режим допускает ограничения и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции. Руководство различными сферами жизни общества что столь тотально, нет строго ограниченного контроля над социальной экономической инфраструктурой гражданского общества, за производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества.

       Несмотря  на некоторое сходство с тоталитаризмом, авторитарный режим имеет качественные особенности:

       — во-первых, несмотря на отчуждение власти от масс, имеются (пусть в урезанном виде) некоторые элементы демократии: система выборов, различные политические партии и т.д.;

       — во-вторых, хотя и в ограниченной мере, но допускается инакомыслие и оппозиция, что строго карается при тоталитаризме;

       — в-третьих, устанавливается жесткий контроль лишь над политикой, в то время как тоталитарный режим претендует на всеобщий контроль над всеми сферами жизни;

       — в-четвертых, допускаются размежевание и даже поляризация социально-классовых сил и интересов, тогда как тоталитаризм претендует на выражение интересов всего народа;

       — в-пятых, идеология носит консервативный характер, а идеология тоталитарных режимов всегда революционна (или псевдореволюционна).

       В условиях авторитаризма игнорируются и произвольно нарушаются права, свободы личности, процедура выборов  носит фиктивный, показной характер, народ отчужден от власти и не принимает реального участия в ее формировании и осуществлении. Исполнительная власть держится на постоянной возможности непосредственного применения насилия против всех неугодных, террористических методов расправы с оппозицией.

       Среди авторитарных режимов можно выделить режим теократический, при котором публичная власть монополизирована в руках узкой касты, определенного клана, осуществляется чрезмерный централизм в управлении (режим аятоллы Хомейни в Иране). Крайним выражением авторитарных режимов можно считать военные режимы (подобно режиму Пиночета в Чили), гражданские диктатуры — единоличная власть гражданского лица (например, режимы в странах Арабского Востока). При них ставки делаются на прямое насилие, происходит милитаризация экономики, культивирование в массах фанатизма, раболепного отношения к власти. Следует отметить, что в современных условиях в связи с кризисом наиболее грубых форм авторитаризма чисто военных режимов практически нет.

       Ситуация, сложившаяся в конце XX в., позволяет сделать вывод, что антидемократические режимы исторически себя изжили, и под воздействием различных факторов будет происходить их эволюция в сторону демократии. 

       2.2.3 Демократический  режим 

       Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками:

  1. признание народа в качестве источника власти;
  2. наличие выборных государственных органов в центре и на местах;
  3. легальное существование наряду с правящей партией партий оппозиционных;
  4. формальное провозглашение и фактическое использование политических и иных прав и свобод граждан и образуемых ими общественных организаций;
  5. равенство всех граждан перед законом;
  6. осуществление на практике принципов законности и конституционности, построение государственного механизма в соответствии с принципом разделения властей;
  7. относительная самостоятельность законодательной и судебной властей, наличие официально признанной оппозиции.

       Следует отметить, что сама демократия как  форма общественной власти развивается через внутренние противоречия. Недаром английский премьер-министр У. Черчилль (1874—1965 гг.) как-то заметил, что «демократия — самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке». Этим он хотел подчеркнуть сложность данной политической формы, требующей постоянного согласования интересов различных групп, гарантии прав и свобод личности.

       Исходя  из опыта многих стран, можно отметить, что на начальном этапе становления  демократический механизм очень  хрупок и легко может быть разрушен при широком вовлечении в активный политический процесс масс, не обладающих достаточно общей и особенно политической культурой. Именно поэтому теория и политическая практика пошли по пути разрешения вопроса о том, кто правит и как устроить власть, чтобы обеспечить для всех равенство пассивных политических прав, а для определенной части общества — активные политические права: каким образом покончить с принципом сосредоточения власти в одном центре, как ослабить роль и влияние государства и рассредоточить власть в разных частях самого государственного механизма, в различных институтах гражданского общества. Решая эти вопросы, западные общества пошли по пути создания правового, конституционного государства, где главным является вопрос о том, насколько в обществе правит закон.

       В зависимости от того, как организована законодательная и исполнительная власть — на принципе четкого разделения властей или отсутствия строгого разделения их — возникают парламентская и президентская республики.

Информация о работе Прогрессивное и регрессивное направления в развитии общества. Политический режим и его основные формы