Прогрессивное и регрессивное направления в развитии общества. Политический режим и его основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию общественного развития уходит меньше времени, чем на предыдущую.

Оглавление

1. Прогрессивное и регрессивное направление в развитии общества
2. Политический режим и его основные формы
2.1 Понятие и характерные признаки политического режима
2.2 Классификация политических режимов
2.2.1 Тоталитарный политический режим
2.2.2 Авторитарный политический режим
2.2.3 Демократический режим
2.2.4 Либеральные, умеренные, репрессивные и террористические политические режимы
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

к.р. шишкина м..doc

— 123.00 Кб (Скачать)

       Вторым  глобальным процессом называют промышленную революцию XVIII-XIX вв. Она тоже сыграла выдающуюся роль в человеческой истории, привела к смене одного экономического строя (феодализма) другим (капитализмом), одного технического уклада (мануфактуры) другим (машинным производством). В результате промышленной революции кардинально изменился политический облик Европы (возникла буржуазная демократия) и социальный уклад многих стран (уничтожены наследственные привилегии и жесткие сословные перегородки, провозглашены равные гражданские права). С промышленной революцией связывают исчезновение одного типа социальной структуры (сословного) и появление другого (классового).

       Глобальные  революции затрагивают все сферы  общества и множество стран, поэтому  требуют долгого времени. Однако всегда они приводят к качественному изменению общества.

       К типу глобальных революций следует  отнести и другие, менее значительные события. Так, в середине XX в. произошла «менеджерская революция», после которой во всех развитых странах, прежде всего в США, класс профессиональных менеджеров - лиц наемного труда - вытеснил класс капиталистов-собственников с ключевых позиций в обществе. В 70-е гг. в научный оборот вошел термин «молчаливая революция», которым обозначали отход западной молодежи от ценностей труда к ценностям досуга и кризис «трудового общества». Оба этих типа социальной революции относятся к бескровным глобальным процессам, происходившим стихийно, без целенаправленного вмешательства партий или групп.

       Революция, начавшаяся в одной стране, может перекинуться на другие страны. Если они вовлекаются в революционный процесс стихийно, а весь процесс носит характер цепной реакции, то следует говорить о ненасильственной глобальной и кратковременной революции. Так произошло с буржуазно-демократической революцией 1848 г., охватившей различные страны Европы. Исключением явилась Россия, в которой буржуазно-демократическая революция совершилась в феврале 1917 г. Она не могла перекинуться на другие страны, поскольку произошла в стране, запоздавшей в своем развитии.

       Напротив, социалистическая революция в октябре 1917 гг. вовлекла в процесс и другие страны - либо добровольно (Германия и Венгрия в 1918 г.), либо принудительно (те же Германия и Венгрия в 1945 г.). К 1950 г. сформировался социалистический лагерь, к которому присоединились Польша, Чехословакия, Албания, Болгария, Румыния. Революция в них происходила принудительно, при военной помощи другой страны. Тем не менее ее следует считать глобальной социальной революцией, изменившей существующий социальный строй. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2. Политический режим  и его основные  формы 

       2.1 Понятие и характерные признаки политического режима 

       Интеграцию  разнородных интересов, их выражение  во властных структурах, регуляцию  социальных взаимодействий политика осуществляет через политический режим.

       Политический  режим представляет собой конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти. Хотя понятие «политический режим» является основополагающим в политологии, трактуется оно достаточно вольно. Можно выделить две точки зрения. Одна из них связана с политико-правовым, или институциональным подходом, другая — с социологическим. Различия весьма существенны, хотя и отнюдь не непреодолимы.

       Ученые, представляющие первое, институциональное  направление политического анализа, склонны отождествлять «режим»  с понятием форма правления или  государственный строй. Например, американский исследователь К. Бекстер пишет, что политический режим есть система или форма правления. Подобная постановка вопроса была характерна и для французского государствоведения, где монархия и республика отличались, главным образом, как формы правления, а сам термин «политический режим» считался частью категориального аппарата конституционного права и сводился к особенностям разделения государственной власти и их соотношениям. Соответственно, выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Однако постепенно понятие режима обрело права самостоятельного «гражданства»; и уже в 1968 г. известный французский ученый М. Дюверже отмечал, что подобная классификация рассматривается французскими политологами как подсобная, в ней видят лишь классификацию «типов правительственных структур». К этой группе политического анализа примыкают и неинституционные разработки (американский политолог Г. Лассуэл). Особенность понимания режима Лассуэлом связана с тем, что режим рассматривается им как способ упорядочения, легитимации политической системы. Режим («форма правления», «политический порядок»), по словам ученого, представляет собой образец политических форм... Режим функционирует для того, чтобы свести к минимуму элементы принуждения в политическом процессе. Лассуэл противопоставляет режим «правлению», которое, с его точки зрения, включает в себя «пути распределения и реализации контрольных функций в политике». Это понимание связывает режим главным образом с конституционными действиями и отказывает военным диктатурам в праве называться режимами.

       В соответствии со второй точкой зрения, первостепенное внимание уделяется  осмыслению тех связей между обществом  и государством, которые сложились реально. В данном случае режим рассматривается не только как «форма» (будь то правление или государственное устройство), и даже не только как структура власти с присущими ей методами реализации политической воли, но и в более широком значении — как соответствие, имеющееся во взаимоотношениях социального и политического. Сам термин, в рамках этого подхода, имеет множество определений, что объясняется его содержательной глубиной. И если первое направление политического анализа склонно отождествлять режимы с формами правления и государственного устройства, то представители второго нередко не разграничивают политические режимы и политические системы. Практически все представители второй точки зрения считают, что режимы не могут быть трансформированы путем изменения определяющих их существование правовых процедур. Каждый режим покоится на определенной системе социальных оснований.

       Одним из первых в политической науке, характерных  в данном отношении определений политического режима дал М. Дюверже, который в одном случае рассматривал его как «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой», а в другом — как «определенное сочетание системы партий, способа голосования одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Другой современный французский политолог Ж.-Л. Кермон уточняет формулу М. Дюверже: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядков, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». Режим представляется более сложной формулой, нежели совокупность юридических механизмов или даже стремления правящего класса.

       Данное  понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке. В отечественной науке получила распространение позиция (сформулированная Ф. Бурлацким и А. Галкиным), согласно которой для «определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой».Подобно представителям западной политической социологии, наши ученые связывают анализ режимов с выявлением не только моделей поведения, но и социальной природой политической власти. В совокупности же изучение режима требует, по их мнению, ответа на следующие вопросы: какие группировки господствующего класса руководят государством; каким методам господства и управления отдается предпочтение — прямым, насильственным или косвенным, демократическим; какие партии или партийные коалиции вступают в качестве руководящей силы; каково положение личности в государстве и т. п.

       На  основании сказанного, можно выделить следующие отличительные признаки политического режима.

       Во-первых, решая задачи социальной и политической стабилизации, режим способствует организации масштабных, макросоциальных процессов. В этом он близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамику. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения. В этом смысле любой режим обречен решать проблемы взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренятся отношения правительства и оппозиции, являющиеся ключевыми в характеристике типа и особенностей режима.

       Во-вторых, политический режим обеспечивает не только динамику, но и определенную стабильность политической системы, приводя ее элементы, структуру в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию.

       В-третьих, политический режим представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные ffa него полномочия. В одних случаях могут существовать институты многопартийности, в других — политические решения принимаются и осуществляются режимом через иные механизмы и структуры, без согласования с общественными интересами. Властные структуры поэтому не следует отождествлять с формально-юридическими механизмами осуществления власти.

       В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к различным методам достижений целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении своих целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры, ибо режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая системы), но и особыми методами ее реализации.

       В-пятых, политический режим, по сравнению с политической системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Это обстоятельство отмечают американские политологи Дж. Барнс, М. Картер и М. Скидмор: «Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы». Из этого следует, что одна и та же политическая система может функционировать в рамках режима.

       Исходя  из вышеизложенного, можно так сформулировать следующее определение: политический режим (с лат.— управление) — это совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. 

       2.2 Классификация политических режимов 

       В современной политической науке  существуют самые разнообразные подходы к классификации политических режимов.

       Характер  политического режима определяют исходя из количества партий; существования легальной оппозиции; уровня политических свобод граждан и наличия свободных выборов. Встречаются типологии, в основе которых лежит деление на «восточные» и «западные» режимы или на «западные» и «марксистские». Более сложные классификации базируются на представлении об организации политической власти как системы и совокупности ролей классов, политических партий, элитарных групп. Исходя из таких критериев, политические режимы можно характеризовать как либеральные, демократические, диктаторские, тоталитарные.

       Фундаментальным критерием классификации политических режимов выступает превалирование тех или иных тенденций:

       — взаимосвязь ведущих элементов  политической системы;

       — противоречия между гражданским обществом и государством, их соотношение;

       — механизм осуществления государственной власти.

       Современная политология выделяет два наиболее общих типа политических режимов: демократические и антидемократические. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режимы. Антидемократические, в свою очередь, делятся на тоталитарные и авторитарные режимы. 

       2.2.1 Тоталитарный политический  режим 

       Тоталитаризм  — одна из разновидностей (наряду с авторитаризмом, военной диктатурой, деспотией и т. д.) антидемократического режима. Этот режим означает полную (тотальную) жестокую регламентацию со стороны государства жизнедеятельности всех сфер общества и каждого человека и контроль над ними насильственными средствами.

Информация о работе Прогрессивное и регрессивное направления в развитии общества. Политический режим и его основные формы