Полномочия Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Основной задачей этой курсовой работы является изучение полномочий Президента РФ.
Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким
кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как
главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур. .
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую ис¬торию в развитии российской государственности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Порядок выборов и вступление в должность Президента
Российской Федерации……………………………………………………….5
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
как главы государства………………………………………………………13
Полномочия Президента Российской Федерации…………………………20
Полномочия Президента Российской Федерации в области руководства
внешней политикой…………………………………………………………35
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны,
Охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности………………………………………………38
Иные полномочия Президента Российской Федерации…………………..42
Администрация Президента Российской Федерации. Совещательные и
Консультативные органы при Президенте Российской Федерации…….45

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 85.27 Кб (Скачать)

Председателем Государственного Совета является Президент РФ, членами —  по должности высшие должностные  лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Федерации.

Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного Совета из семи его членов. Его состав определяется Президентом, причем ротация состава осуществляется один раз в полгода.

Учреждена и должность Секретаря  Государственного Совета. На общественных началах им является один из заместителей руководителя Администрации Президента. Секретарь не входит в состав Государственного Совета. Решения Совета принимаются путем достижения консенсуса в ходе обсуждения. По решению Председателя может проводиться голосование.

Государственный Совет заседает один раз в квартал, а Президиум  один раз в месяц. Совет может  создавать постоянные и временные  рабочие группы для разработки каких-либо проблем и внесения предложений по их решению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полномочия Президента Российской Федерации в области руководства внешней политикой.

 

Как глава государства, на которого возложено представительство государства в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет и руководство внешней политикой Российской Федерации (ст. 86). Определение основных направлений внешней политики государства осуществляется Президентом в соответствии с Конституцией и федеральными законами. Внешнеполитическая деятельность Российской Федерации многогранна. Она имеет и политические, и экономические, и военные, и культурные, и экологические и другие аспекты. В этих сферах определения приоритетов во внешней политике задействованы не только Президент, но и Парламент, и Правительство, министерства, общественные структуры.

Деятельность Президента по руководству внешней политикой  касается решения наиболее важных вопросов, затрагивающих глобальные и геополитические интересы государства. Естественно, что Президент во всей своей внешнеполитической деятельности опирается на соответствующие государственные и политические структуры, с учетом самых разных факторов определяет государственные интересы и позиции России в конкретных ситуациях и последовательно их отстаивает.

Свое видение внешнеполитических интересов России Президент формулирует  в ежегодных посланиях о положении  в стране, с которыми он обращается к Федеральному Собранию. В них определяются геополитические интересы России в различных континентах земного шара, ориентиры, определяющие политику России во взаимоотношениях с различными странами, с Европейским союзом, с НАТО, ВТО и др.

Особое внимание во внешней  политике России Президент уделяет  проблемам Содружества Независимых  Государств (СНГ), созданию Единого  экономического пространства (ЕЭП), в  число участников которого вошли Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан, а также проблемам Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Актуальным является вопрос о реализации положений Договора о создании Союзного государства  России и Белоруссии.

Не сходит с повестки дня проблема защиты прав соотечественников за рубежом.

 Президент представляет  Россию как государство в международных  отношениях, имеет контакты с  главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты.

Процедура осуществления  представительских функций Президентом регламентируется Протоколом Президента РФ. В составе Администрации Президента имеется Управление протокола Президента, оперативное руководство деятельностью которого осуществляет Руководитель Протокола.

Управление  Протокола осуществляет обеспечение  международных контактов и рабочих  встреч Президента и его супруги, Руководителя Администрации Президента, а в случае необходимости —  контактов и рабочих встреч помощников Президента и заместителей Руководителя Администрации с представителями иностранных государств и международных организаций.

Функцией управления является также организация и  координация деятельности по протокольному  и организационному обеспечению  визитов в Российскую Федерацию на высшем и высоком уровне и визитов Президента за рубеж, проведение всей связанной с этим подготовительной работы.

Министерство  иностранных дел непосредственно  подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Кроме этого, Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, в котором обсуждаются и вопросы, связанные с внешними отношениями.

Президент ведет  переговоры и подписывает международные  договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты (сама ратификация осуществляется в форме федерального закона), принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.

Президент назначает  и отзывает послов и иных дипломатических  представителей Российской Федерации  в иностранных государствах и  международных организациях. Он, однако, должен при этом провести консультации с соответствующими комитетами или комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации.

Указами Президента от 11 июля 2004 г. утверждено Положение  о Министерстве иностранных дел  Российской Федерации. Были приняты указы «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», «О перечне государственных должностей Федеральной государственной службы категории «В» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях». Указом Президента от 20 декабря 1996 г. утверждено Положение «О Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы» (в ред. 11 июля 2004 г.), приняты многие другие акты, касающиеся внешней политики, в том числе и политики Российской Федерации во взаимоотношениях со странами СНГ.

Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. утверждено Положение  о Посольстве Российской Федерации. Посольство учреждается постановлением Правительства в связи с установлением на основании указа Президента дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств. В число основных задач и функций посольства входят выполнение поручений Президента, информирование его в установленном порядке по вопросам внутренней и внешней политики страны пребывания, внесение предложений по развитию отношений Российской Федерации с данным государством.

 

Полномочия Президента Российской Федерации в области  обороны, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности

 

Президент является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 87 Конституции). Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции).

В реализации охраны суверенитета, территориальной  целостности страны, в обеспечении  национальной безопасности задействованы  и законодательный, представительный орган Российской Федерации —  Федеральное Собрание — путем  принятия федеральных законов в данной сфере, и Правительство, которое решает многие вопросы, связанные с военным строительством и обороной, и отраслевые органы исполнительной власти, и прежде всего Министерство обороны, Федеральная служба государственной безопасности, внешняя разведка. Руководство деятельностью названных отраслевых органов осуществляет в рамках своих конституционных полномочий Президент. Правительство координирует их работу. Указом Президента от 17 декабря 1997 г. утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. от 10 января 2000 г.).

Указом Президента от 21 апреля 2000 г. утверждена «Военная доктрина Российской Федерации». Военная доктрина представляет собой 
совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические, военно-экономические ос- 
новы обеспечения безопасности Российской Федерации. Естественно, 
положения военной доктрины Российской Федерации претерпевают 
определенные изменения, уточнения с учетом меняющейся ситуации 
в мире. (Предыдущая Военная доктрина была утверждена в 1993 г.). Такого рода изменения отражаются в ежегодных посланиях Президента 
Федеральному Собранию. 

Однако по своей основной неизменной концепции Военная доктрина Российской Федерации носит оборонительный характер.

Конституционные полномочия Президента в сфере обороны конкретизируются в Федеральном законе от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (в ред. от 4 апреля 2005 г.) и в федеральных конституционных законах от 30 января 2002 г. «О военном положении», от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» (в ред. от 2 марта 2005 г.) и других законодательных актах.

В условиях чрезвычайных ситуаций Президент  может принять на себя непосредственное управление Вооруженными Силами. (Имеются  бланки приказа и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами.) В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных местностях военное положение в соответствии с Федеральным конституционным законом «О военном положении», о чем незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе.

В случаях, предусмотренных Федеральным  конституционным законом «О чрезвычайном положении», Президент вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Российской Федерации, о чем незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе.

Условия введения чрезвычайного и  военного положений, сроки, на которые  они могут вводиться, особенности  этих режимов и пределы возможных  ограничений прав и свобод человека и гражданина подробно определены в названных законодательных актах.

В соответствии со ст. 83 (п. «ж») Конституции  РФ Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 7 марта 2005 г.) и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента (в ред. от 7 июня 2004 г.). Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

В Положении о Совете Безопасности Российской Федерации подробно закрепляются его функции, правовая основа деятельности, задачи, структура.

В составе Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения  имеется Аппарат Совета Безопасности, Положение о котором также  утверждается Указом Президента. Состав Совета Безопасности утверждается Президентом. В него входят Председатель, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является Президент.

В соответствии с Указом Президента от 14 ноября 2005 г. «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» в качестве постоянных членов в состав Совета входят: Председатель Правительства РФ, Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства — министр обороны, Руководитель Администрации Президента, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Секретарь Совета Безопасности, министр иностранных дел, министр внутренних дел, директор СВР России, директор ФСБ России. Членами Совета Безопасности являются все полномочные представители Президента в федеральных округах, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил — первый заместитель министра обороны РФ, Генеральный прокурор, министр финансов, министр юстиции, министр МЧС, Президент Российской академии наук. В состав Совета Безопасности по мере необходимости Президент РФ вносит, изменения.

Указами Президента регламентируются многие, вопросы военной службы. Так, Указом от 16 сентября 1999 г. утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (в ред. от 17 апреля 2003 г.), Указом от 15 октября 1999 г. утверждено Положение о военных комиссариатах (в ред. от 17 июня 2000 г.) и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иные полномочия Президента Российской Федерации

 

В ст. 89 Конституции РФ закреплено, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации; предоставляет политическое убежище; награждает государственными наградами Российской Федерации; присваивает почетные звания Российской Федерации; высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование.

Общими признаками этих полномочий является то, что они  осуществляются непосредственно государством, от лица которого и выступает Президент. Он в данных случаях олицетворяет государство, непосредственно представляет Российскую Федерацию внутри страны.

Так, гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Государственные награды также акт государства. То же самое относится и к помилованию, и к предоставлению политического убежища.

При решении вопросов гражданства  Президент осуществляет полномочия, закрепленные за ним Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. от 2 ноября 2004 г.). Он решает вопросы приема в гражданство Российской Федерации, выхода из него, восстановления в гражданстве (если эти акции производятся в общем, а не в упрощенном порядке).

Указом Президента от 21 июля 1997 г. утверждено «Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (действует в ред. от 1 декабря 2003 г.). Политическое убежище предоставляется государством — Российской Федерацией, — а соответствующее решение оформляется указом Президента как главой государства, представляющим его в данном случае во внутренних отношениях. В Положении подробно определены основания, по которым лицу может быть предоставлено убежище, основания, по которым политическое убежище не предоставляется, в каких случаях утрачивается право на убежище, а также основания лишения права на политическое убежище, определяется порядок решения вопросов о предоставлении убежища. Лишение также производится указом Президента. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца, а затем оформляется вид на жительство.

К ведению Президента отнесены вопросы награждения государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации