Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:06, контрольная работа
Основной задачей этой курсовой работы является изучение полномочий Президента РФ.
Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким
кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как
главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур. .
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую ис¬торию в развитии российской государственности.
Введение………………………………………………………………………3
Порядок выборов и вступление в должность Президента
Российской Федерации……………………………………………………….5
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
как главы государства………………………………………………………13
Полномочия Президента Российской Федерации…………………………20
Полномочия Президента Российской Федерации в области руководства
внешней политикой…………………………………………………………35
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны,
Охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности………………………………………………38
Иные полномочия Президента Российской Федерации…………………..42
Администрация Президента Российской Федерации. Совещательные и
Консультативные органы при Президенте Российской Федерации…….45
На основе своих конституционных полномочий Президент в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами непосредственно руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, 12 служб и 1 агентство. Президент своими указами определяет функции этих органов, утверждает Положения о них, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия, вытекающие из его статуса как Верховного Главнокомандующего, Председателя Совета Безопасности, гаранта суверенитета Российской Федерации, государственной целостности России и ее независимости.
Президент регулярно проводит встречи с Председателем Правительства, с федеральными министрами, на которых Президент получает необходимую ему информацию и обращает внимание на актуальные проблемы как всей системы исполнительных органов государственной власти, и отдельных отраслей управления. Президент принимает меры к тому, чтобы в деятельности государственных служащих соблюдались принципы, обеспечивающие их ответственность перед государством, обществом и гражданином.
Президент участвует в формировании судебных органов и органов прокуратуры.
Президент представляет Совету
Федерации кандидатуры для
Однако Президент не
принимает никакого участия в осуществлении
данными органами своих функций. В соответствии
с Конституцией правосудие в Российской
Федерации осуществляется только судом
(ст. 118) и судьи независимы и подчиняются
только Конституции РФ
и федеральному закону (ст. 120). В соответствии
с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г.
«О прокуратуре Российской Федерации»
(в ред.
от 4 ноября 2005 г.) вмешательство в какой-либо
форме федеральных
органов государственной власти влечет
за собой установленную законом ответственность.
Президент принимает участие и в формировании некоторых других федеральных органов государства. Так, Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции). Президент назначает пять членов (одну третью часть) Центральной избирательной комиссии, предлагает Государственной Думе и Совету Федерации кандидатуры для назначения соответственно Председателя и Заместителя Председателя Счетной палаты.
Кроме участия в формировании федеральных государственных органов Президент широко задействован в создании различного рода общественных структур: Так, Президент утверждает 42 члена Общественной палаты Российской Федерации (одна третья ее состава); им создаются многие общественные формирования, состав которых и положения об их деятельности утверждаются указами Президента.
Важной конституционной функцией Президента является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78). Эта функция осуществляется в соответствии с Конституцией совместно с Правительством.
Важной предпосылкой успешной реализации этой задачи является' конституционное установление о том, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Деятельность Президента, Правительства, других федеральных органов исполнительной; власти строится на строгом, учете принципов федерализма, обеспечения конституционно закрепленной сферы их самостоятельности. Не случайно в процитированной выше ч. 2 ст. 72 так определены параметры единства системы исполнительной власти в Российской Федерации — оно касается сферы полномочий Российской Федерации (они указаны в ст. 71 Конституции) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В сферу тех совместных полномочий, которые закреплены за субъектами Федерации, а также их исключительных полномочий (ст. 73 Конституции) федеральные органы вторгаться не могут. В этих сферах субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Эти начала и должны определять взаимоотношения федеральных и региональных органов исполнительной власти.
В обеспечении Президентом осуществления полномочий федеральной власти на всей территории Российской Федерации ответственная роль принадлежит полномочным представителям Президента в федеральных округах.
Институт полномочных представителей за все время функционирования в России Президента претерпел изменения. Первоначально была учреждена должность полномочного представителя в субъекте Федерации, затем должности полномочных представителей в регионе (охватывающем несколько субъектов). Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. был учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе.
Этим Указом было утверждено
Положение о полномочном
Образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом и ему подчинен. По своему статусу представитель является должностным лицом, представляющим Президента в федеральном округе, обесценивающим в нем реализацию его полномочий. Полномочный представитель и его заместители — федеральные государственные служащие — входят в состав Администрации Президента. Заместители назначаются и освобождаются Руководителем Администрации.
В задачи полномочного представителя входят организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемой Президентом; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента и представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.
Полномочный представитель, координирует деятельность федеральных органов в округе; организует их взаимодействие с органами субъектов Федерации; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов; осуществляет контроль за исполнением федеральных законов; согласовывает назначение кандидатов на должности, входящие в компетенцию Президента.
Властными, административными
полномочиями представитель не
наделен. Однако, он имеет право запрашивать
и получать необходимые
ему документы, организовывать проверки
исполнения указов и распоряжений Президента,
ход реализации федеральных программ;
имеет
право беспрепятственного доступа в любые
организации в федеральном округе.
Организационное обеспечение
деятельности полномочного представителя
осуществляется Администрацией Президента.
Руководитель
Администрации осуществляет оперативное
руководство, деятельностью
полномочных представителей. .
Необходимостью укрепления вертикали власти было вызвано изменение порядка выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 21 июля 2005 г.) отменен прежний порядок всеобщих прямых выборов на названные должности. Теперь гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшею исполнительного органа государственной власти) законодательным (представительным) органом данного субъекта по представлению Президента РФ.
Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. было утверждено «Положение о порядке; рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации». В соответствии с этим Положением кандидатуры (не менее двух) представляются Президенту Руководителем Администрации Президента, которому предложение по кандидатурам вносится полномочным представителем Президента в федеральном округе. При внесении предложений учитываются авторитет и деловая репутация кандидатов, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Федерации. В случае отклонения Президентом кандидатур в установленные Президентом сроки представляются новые кандидатуры. Не представляются кандидатуры, которые не могут быть приняты на государственную гражданскую службу по основаниям, установленным федеральным законодательством. Предварительно требуется согласие кандидата, а также необходима декларация о доходах и имуществе кандидата. В декабре 2005 г. по инициативе Президента законодательно закреплено право политических партий, получивших по итогам выборов наибольшее число депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации, вносить на рассмотрение этого органа предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица данного субъекта Федерации. Этим преследуется цель усилить роль партий в формировании органов государственной власти.
Перед внесением Президентом РФ кандидатуры в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации проводятся соответствующие консультации. Решение законодательного (представительного) органа о наделении полномочиями считается принятым, если за представленную кандидатуру проголосовало более половины от установленного числа депутатов (в двухпалатном органе такое требование установлено для каждой палаты). В случае отклонения кандидатуры, представленной Президентом, не позднее семи дней повторно вносится предложение о кандидатуре. В случае двукратного отклонения кандидатуры (представленных кандидатур) Президент назначает временно исполняющего обязанности по данной должности на период до вступления в должность лица в установленном порядке, но не более чем на шесть месяцев. После этого проводятся соответствующие консультации по кандидатуре. Президент может представить в третий раз кандидатуру. При недостижении согласия Президент вправе распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации.
Президент РФ наделен правом распустить законодательный (представительный) орган субъекта Федерации и в случае, если названный орган принял конституцию (устав), закон, иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам. Такой роспуск может быть осуществлен при соблюдении следующих условий:
1) факт противоречия должен быть установлен судом;
Если в течение трех месяцев со дня предупреждения законодательный (представительный) орган субъекта Федерации не примет в пределах своих полномочий мер по исполнению решений суда, Президент вправе распустить законодательный (предварительный) орган субъекта Федерации.
В обеспечении Президентом, осуществления полномочий „федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации важную
процедур, рассматривает проект федерального бюджета.
В состав Государственного Совета входят
председатель и члены —
на общественных началах. роль играет Государственный Совет Российской Федерации. Он был
создан в связи с изменением порядка формирования
Совета Федерации. Теперь в последний
не входят, как прежде, все высшие должностные
лица (руководители высших исполнительных
органов государственной власти) субъектов
Федерации. Вместе с тем тесное сотрудничество
Президента с главами регионов имеет важнейшее
значение.
С целью обеспечения активного
участия в решении
Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено «Положение о Государственном Совете Российской Федерации».
По своему статусу Государственный Совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий Президента по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. На его заседаниях обсуждаются проблемы, имеющие особое государственное значение, касающееся взаимоотношений' Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства, укрепления основ федерализма. По результатам обсуждения вносятся предложения Президенту.
По предложению Президента Государственный Совет рассматривает проекты указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов. Государственный Совет оказывает содействие Президенту в использовании согласительных
Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации