Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:06, контрольная работа
Основной задачей этой курсовой работы является изучение полномочий Президента РФ.
Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким
кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как
главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур. .
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую ис¬торию в развитии российской государственности.
Введение………………………………………………………………………3
Порядок выборов и вступление в должность Президента
Российской Федерации……………………………………………………….5
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
как главы государства………………………………………………………13
Полномочия Президента Российской Федерации…………………………20
Полномочия Президента Российской Федерации в области руководства
внешней политикой…………………………………………………………35
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны,
Охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности………………………………………………38
Иные полномочия Президента Российской Федерации…………………..42
Администрация Президента Российской Федерации. Совещательные и
Консультативные органы при Президенте Российской Федерации…….45
При характеристике статуса Президента следует отметать, что в Конституции РФ глава 4 о Президенте открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о представительном и законодательном органе. Это было закономерно, так как в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.
Новое место главы о Президенте в ныне действующей Конституции является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме невключение Президента непосредственно в систему органов исполнительной власти.
С целью обозначить высокий статус
главы государства
Статус Президента, как и всех других органов государственной власти Российской Федерации, символизируется прежде всего общим символом государства — Государственным флагом Российской Федерации. Государственный флаг символизирует статус Президента как главы Российского государства и в соответствующих случаях его официальных поездок за рубеж.
Специальные символы президентской власти установлены в указах Президента, а не на конституционном уровне и не законодательно.
Символом президентской власти в Российской Федерации является штандарт (Флаг) Президента Российской Федерации, установленный Указом Президента от 15 февраля 1994 г. (в ред. от 5 мая 2000 г.). Местонахождением оригинала штандарта (Флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России — г. Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в г. Москве, над другими резиденциями, время пребывания, в них Президента, устанавливается на транспортных средствах Президента.
Президент как глава государства
обладает неприкосновенностью.
Статья 91 Конституции, закрепляющая неприкосновенность
Президента, не конкретизирует, в чем она выражается.
Такая краткая без пояснений формула означает,
что отсутствуют какие-либо основания,
допускающие возможность применения к
нему уголовной, административной и иных
форм ответственности. Этой формулой подчеркивается
и то обстоятельство, что никакой государственный
орган не может лишить его не-
прикосновенности, дать согласие на привлечение
к ответственности,
пока он Президент.
Полномочия Президента Российской Федерации
Президент РФ в соответствии с Конституцией
обладает широким
кругом полномочий, необходимых для реализации
его функций как
главы государства. Эти полномочия затрагивают,
по сути дела, все стороны государственной
деятельности, и Президент в конечном
счете ответствен за слаженную и сбалансированную
работу всех государственных структур. .
Такой обширный круг полномочий Президента РФ дает основания для высказываемых иногда суждений о том, что по форме правления Россия является суперпрезидентской республикой. В Конституции РФ не определено, является ли закрепленная в Российской Федерации республиканская форма правления президентской.
В Конституциях некоторых государств такие определения содержатся. В одних фиксируется, что форма правления является парламентской республикой, в других — президентской.
Несмотря на обширность полномочий Президента РФ, форма правления в России может быть охарактеризована как полупрезидентская. Основанием для этого является то, что в отличие от президентской республики, где не существует такого органа, как правительство, в Российской Федерации Президент РФ не является главой исполнительной власти. Существует Правительство как высший орган исполнительной власти.
Кроме того, следует учесть, что все полномочия Президента РФ основаны на Конституции, должны осуществляться в рамках Конституции и федеральных законов, не могут выходить за их пределы.
Полномочия Президента РФ в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные:
Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами: в правовых формах посредством издания указов и распоряжений; определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ; проведения различного рода организационных мероприятий; встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий, иных общественных объединений и др.
Рассмотрим содержание основных полномочий.
1. Полномочия Президента, связанные с его участием в формировании и деятельности федеральных органов государственной власти, вытекают из его конституционно закрепленной функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; из конституционно закрепленного принципа разделения властей, с присущей ему системой «сдержек и противовесов», проявляющейся, в частности, во взаимодействии различных ветвей власти в формировании федеральных органов государственной власти.
Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент, и Федеральное Собрание — парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.
На Президента возложен Конституцией ряд полномочий в отношении Государственной Думы: он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; может досрочно (ранее установленных 30 дней после выборов) созвать заседание Государственной Думы.
Президент обладает полномочиями распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (ст. 111 и 117). Эти случаи касаются тех экстремальных ситуаций, когда между Президентом и Государственной Думой возникают неразрешимые коллизии в отношении Правительства.
К полномочиям Президента относится подписание и обнародование федеральных законов (ст. 84 Конституции). Данная акция не является технической процедурой. Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. Такое отклонение принято именовать как наложение на закон, вето.
Президенты многих стран обладают правом вето. В одних странах вето носит абсолютный характер, т. е. является окончательным и не может быть отклонено, в других является отлагательным, т. е. законодательный орган может его преодолеть. К последнему виду относится и вето Президента РФ.
В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 107) вето может быть преодолено путем повторного принятия федерального закона палатами Федерального Собрания.
В этом случае Государственная
Дума и Совет Федерации в
Право Президента отклонить закон не распространяется на федеральный конституционный закон.
Вето Президентом используется достаточно часто. Главными основаниями для этого являются следующие дефекты в принятых федеральных законах: они противоречат Конституции; не согласуются с общепризнанными нормами международного права или противоречат международным обязательствам Российской Федерации; не соответствуют правилам законодательной техники (не имеют собственного предмета регулирования); имеют внутренние противоречия, неясные и декларативные положения; недостаточно полно регулируют соответствующие отношения; применяемые термины не соответствуют терминам, содержащимся в других законах; отсутствует необходимое в установленных Конституцией случаях заключение Правительства и др.; содержат иные правовые дефекты. Значительное число отклоненных законов вызвано низким качеством подготовки проектов федеральных законов и проработки их в Государственной Думе.
Президент дает письменное обоснование отклонения каждого конкретного закона.
Участие Президента в законотворческой деятельности выражается также в закреплении его статуса как субъекта законодательной инициативы1. Президент обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, могущим возникнуть в правотворческой деятельности.
В предусмотренных в федеральном законодательстве случаях обязанность внесения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов составляет исключительную прерогативу Президента.
Так, за Президентом закреплена обязанность внесения в Государственную Думу проектов федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Соответствующие положения содержатся ив Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» и регламентируются: п.1 ст16 «Порядок внесения на ратификацию международных договоров>>; п.2 ст.20 «Утверждение, принятие международных договоров>>; п. 2 ст.21 «Присоединение Российской Федерации к международным договорам»; п. 2 ст. 36 «Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации».
Президент определяет субъекта, которому поручается представлять внесенный им проект федерального закона в Государственную Думу.
В целях обеспечения
полномочных представителей Президента
в Совете Федерации ив Государственной
Думе. Они представляют интересы Президента
в палатах
Федерального Собрания и способствуют
реализации его конституционных полномочий.
Представители Президента
Полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Они являются по должности заместителями Руководителя Администрации Президента.
Участие полномочных представителей относится не только к тем законопроектам, инициатором которых выступает Президент, но и ко всем иным законопроектам, обсуждаемым Думой. Они высказывают соображения и поправки к любому законопроекту, а также знакомятся с необходимыми материалами о ходе обсуждения в Государственной Думе законопроекта в первом, втором и третьем чтениях (а при утверждении федерального бюджета и в четвертом чтении).
Необходимые сведения направляются Президенту. С учетом позиции Президента его представители в Думе обосновывают соображения Президента при обсуждении закона.
Президент обязан получить согласие
Государственной Думы на на-
значение им Председателя Правительства
РФ.
Наибольший объем полномочий закреплен
за Президентом в сфере, связанной
с формированием и с
Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решение об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, т. е. в полном составе уходит в отставку, и по поручению Президента продолжает исполнять свои полномочия до формирования нового Правительства.
По предложению Председателя Правительства Президент утверждает своим указом систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
Под системой понимаются виды органов исполнительной власти, а под структурой — конкретные органы, относящиеся к тому или иному виду. Поскольку вопрос о системе органов исполнительной власти в законодательстве не урегулирован, эта система устанавливается указами Президента. Так, проводимая в последние годы административная реформа получила завершение путем издания Указа Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В Указе определяются виды и содержание функций данных органов, их правовой статус и взаимоотношения. Указом Президента определяется и структура федеральных органов исполнительной власти. При этом решаются вопросы о том, какие органы упраздняются, какие преобразуются или образуются. Так, названным Указом были упразднены 13 министерств, 2 государственных комитета, 1 федеральная комиссия, 4 федеральные службы и 4 агентства; образованы 6 министерств, 16 служб и 20агентств.
Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации