Полномочия Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Основной задачей этой курсовой работы является изучение полномочий Президента РФ.
Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким
кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как
главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур. .
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую ис¬торию в развитии российской государственности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Порядок выборов и вступление в должность Президента
Российской Федерации……………………………………………………….5
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
как главы государства………………………………………………………13
Полномочия Президента Российской Федерации…………………………20
Полномочия Президента Российской Федерации в области руководства
внешней политикой…………………………………………………………35
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны,
Охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности………………………………………………38
Иные полномочия Президента Российской Федерации…………………..42
Администрация Президента Российской Федерации. Совещательные и
Консультативные органы при Президенте Российской Федерации…….45

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 85.27 Кб (Скачать)

При характеристике статуса Президента следует отметать, что в Конституции  РФ глава 4 о Президенте открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о представительном и законодательном органе. Это было закономерно, так как в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

Новое место главы о Президенте в ныне действующей Конституции  является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме невключение Президента непосредственно в систему органов исполнительной власти.

С целью обозначить высокий статус главы государства устанавливаются особые символы президентской власти.

Статус Президента, как и всех других органов государственной  власти Российской Федерации, символизируется прежде всего общим символом государства — Государственным флагом Российской Федерации. Государственный флаг символизирует статус Президента как главы Российского государства и в соответствующих случаях его официальных поездок за рубеж.

Специальные символы президентской власти установлены в указах Президента, а не на конституционном уровне и не законодательно.

Символом президентской  власти в Российской Федерации является штандарт (Флаг) Президента Российской Федерации, установленный Указом Президента от 15 февраля 1994 г. (в ред. от 5 мая 2000 г.). Местонахождением оригинала штандарта (Флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России — г. Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в г. Москве, над другими резиденциями, время пребывания, в них Президента, устанавливается на транспортных средствах Президента.

Президент как глава государства  обладает неприкосновенностью. 
Статья 91 Конституции, закрепляющая неприкосновенность Президента, не конкретизирует, в чем она выражается. Такая краткая без пояснений формула означает, что отсутствуют какие-либо основания, допускающие возможность применения к нему уголовной, административной и иных форм ответственности. Этой формулой подчеркивается и то обстоятельство, что никакой государственный орган не может лишить его не- 
прикосновенности, дать согласие на привлечение к ответственности, 
пока он Президент.

 

 

Полномочия Президента Российской Федерации

 

Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким 
кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как 
главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур. .

Такой обширный круг полномочий Президента РФ дает основания для высказываемых  иногда суждений о том, что по форме  правления Россия является суперпрезидентской республикой. В Конституции РФ не определено, является ли закрепленная в Российской Федерации республиканская форма правления президентской.

В Конституциях некоторых государств такие определения содержатся. В одних фиксируется, что форма правления является парламентской республикой, в других — президентской.

Несмотря на обширность полномочий Президента РФ, форма правления в  России может быть охарактеризована как полупрезидентская. Основанием для этого является то, что в отличие от президентской республики, где не существует такого органа, как правительство, в Российской Федерации Президент РФ не является главой исполнительной власти. Существует Правительство как высший орган исполнительной власти.

Кроме того, следует учесть, что  все полномочия Президента РФ основаны на Конституции, должны осуществляться в рамках Конституции и федеральных законов, не могут выходить за их пределы.

Полномочия Президента РФ в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные:

  1. с формированием и участием в деятельности федеральных органов государственной власти;
  2. с обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;
  3. с руководством внешней политикой;
  4. с руководством в военной сфере;
  5. с иными, возложенными Конституцией на Президента функциями.

Каждая из названных сфер включает в себя широкий круг полномочий Президента, которые реализуются им как непосредственно, так и в тесном взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти и различными методами: в правовых формах посредством издания указов и распоряжений; определения приоритетных направлений деятельности всех государственных структур; разработки федеральных программ; проведения различного рода организационных мероприятий; встреч с руководителями различных органов, как федеральных, так и региональных, с представителями партий, иных общественных объединений и др.

Рассмотрим содержание основных полномочий.

1. Полномочия Президента, связанные с его участием в формировании и деятельности федеральных органов государственной власти, вытекают из его конституционно закрепленной функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; из конституционно закрепленного принципа разделения властей, с присущей ему системой «сдержек и противовесов», проявляющейся, в частности, во взаимодействии различных ветвей власти в формировании федеральных органов государственной власти.

Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент, и Федеральное Собрание — парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

На Президента возложен Конституцией ряд полномочий в отношении Государственной Думы: он назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом; может досрочно (ранее установленных 30 дней после выборов) созвать заседание Государственной Думы.

Президент обладает полномочиями распустить Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией (ст. 111 и 117). Эти случаи касаются тех  экстремальных ситуаций, когда между  Президентом и Государственной  Думой возникают неразрешимые коллизии в отношении Правительства.

К полномочиям Президента относится  подписание и обнародование федеральных законов (ст. 84 Конституции). Данная акция не является технической процедурой. Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. Такое отклонение принято именовать как наложение на закон, вето.

Президенты многих стран  обладают правом вето. В одних странах  вето носит абсолютный характер, т. е. является окончательным и не может быть отклонено, в других является отлагательным, т. е. законодательный орган может его преодолеть. К последнему виду относится и вето Президента РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 107) вето может быть преодолено путем повторного принятия федерального закона палатами Федерального Собрания.

В этом случае Государственная  Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию.

Право Президента отклонить закон  не распространяется на федеральный конституционный закон.

Вето Президентом используется достаточно часто. Главными основаниями для этого являются следующие дефекты в принятых федеральных законах: они противоречат Конституции; не согласуются с общепризнанными нормами международного права или противоречат международным обязательствам Российской Федерации; не соответствуют правилам законодательной техники (не имеют собственного предмета регулирования); имеют внутренние противоречия, неясные и декларативные положения; недостаточно полно регулируют соответствующие отношения; применяемые термины не соответствуют терминам, содержащимся в других законах; отсутствует необходимое в установленных Конституцией случаях заключение Правительства и др.; содержат иные правовые дефекты. Значительное число отклоненных законов вызвано низким качеством подготовки проектов федеральных законов и проработки их в Государственной Думе.

Президент дает письменное обоснование отклонения каждого  конкретного закона.

Участие Президента в законотворческой деятельности выражается также в  закреплении его статуса как  субъекта законодательной инициативы1. Президент обладает правом законодательной инициативы по всем вопросам, могущим возникнуть в правотворческой деятельности.

В предусмотренных в  федеральном законодательстве случаях  обязанность внесения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов составляет исключительную прерогативу Президента.

Так, за Президентом закреплена обязанность внесения в Государственную Думу проектов федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Соответствующие положения содержатся ив Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» и регламентируются: п.1 ст16 «Порядок внесения на ратификацию международных договоров>>; п.2 ст.20 «Утверждение, принятие международных договоров>>; п. 2 ст.21 «Присоединение Российской Федерации к международным договорам»; п. 2 ст. 36 «Предложения о прекращении или приостановлении действия международных договоров Российской Федерации».

Президент определяет субъекта, которому поручается представлять внесенный  им проект федерального закона в Государственную  Думу.

 В целях обеспечения эффективности участия Президента в законотворческой деятельности указами Президента учреждены должности 
полномочных представителей Президента в Совете Федерации ив Государственной Думе. Они представляют интересы Президента в палатах 
Федерального Собрания и способствуют реализации его конституционных полномочий.

 Представители Президента участвуют  в заседаниях палат без специального на то решения Президента. В установленном Президентом порядке они координируют работу в палатах подразделений Администрации Президента и представителей Правительства в палатах.

Полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Они являются по должности заместителями Руководителя Администрации Президента.

Участие полномочных представителей относится не только к тем законопроектам, инициатором которых выступает  Президент, но и ко всем иным законопроектам, обсуждаемым Думой. Они высказывают  соображения и поправки к любому законопроекту, а также знакомятся с необходимыми материалами о  ходе обсуждения в Государственной  Думе законопроекта в первом, втором и третьем чтениях (а при утверждении федерального бюджета и в четвертом чтении).

Необходимые сведения направляются Президенту. С учетом позиции Президента его представители в Думе обосновывают соображения Президента при обсуждении закона.

Президент обязан получить согласие Государственной Думы на на- 
значение им Председателя Правительства РФ.

Наибольший объем полномочий закреплен  за Президентом в сфере, связанной  с формированием и с деятельностью  федеральных органов исполнительной власти. Это закономерно, так как  исполнительные органы государственной власти являются важнейшим каналом практической .реализации программных установок Президента, получивших одобрение на к всенародных выборах и воплощаемых в ежегодных посланиях Президента Федеральному Собранию. Как отмечалось выше, Президент по Конституции не является главой исполнительной власти. Поэтому действовавшая ранее конституционная норма о том, что Президент «руководит деятельностью Совета Министров», не воспринята Конституцией 1993 года. Однако специфика полномочий Президента и Правительства, связь и соотношение этих полномочий таковы, что делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на деятельность Правительства. Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы; по представлению Председателя Правительства назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Кроме решения вопросов о составе  Правительства, Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает решение об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, т. е. в полном составе уходит в отставку, и по поручению Президента продолжает исполнять свои полномочия до формирования нового Правительства.      

По предложению Председателя Правительства  Президент утверждает своим указом систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.

Под системой понимаются виды органов исполнительной власти, а под структурой — конкретные органы, относящиеся к тому или иному виду. Поскольку вопрос о системе органов исполнительной власти в законодательстве не урегулирован, эта система устанавливается указами Президента. Так, проводимая в последние годы административная реформа получила завершение путем издания Указа Президента от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В Указе определяются виды и содержание функций данных органов, их правовой статус и взаимоотношения. Указом Президента определяется и структура федеральных органов исполнительной власти. При этом решаются вопросы о том, какие органы упраздняются, какие преобразуются или образуются. Так, названным Указом были упразднены 13 министерств, 2 государственных комитета, 1 федеральная комиссия, 4 федеральные службы и 4 агентства; образованы 6 министерств, 16 служб и 20агентств.

Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации