Полномочия Президента Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

Основной задачей этой курсовой работы является изучение полномочий Президента РФ.
Президент РФ в соответствии с Конституцией обладает широким
кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как
главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и Президент в конечном счете ответствен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур. .
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую ис¬торию в развитии российской государственности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Порядок выборов и вступление в должность Президента
Российской Федерации……………………………………………………….5
Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
как главы государства………………………………………………………13
Полномочия Президента Российской Федерации…………………………20
Полномочия Президента Российской Федерации в области руководства
внешней политикой…………………………………………………………35
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны,
Охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности………………………………………………38
Иные полномочия Президента Российской Федерации…………………..42
Администрация Президента Российской Федерации. Совещательные и
Консультативные органы при Президенте Российской Федерации…….45

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 85.27 Кб (Скачать)

Она заключается в принесении Президентом  присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Текст присяги установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской' Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Важной характеристикой присяги  является то, что она приносится народу. Присяга Президента, как и всякая иная юридически закрепленная присяга, определяет те общие требования и ориентиры деятельности, которые неукоснительно должен соблюдать Президент, в чем он дал клятву.

Конституция не предусматривает принесения присяги лицами, исполняющими обязанности Президента в случае досрочного прекращения полномочий избранного Президента и временно исполняющими такие полномочия. Не предусмотрено также повторное принесение присяги в случае принятия в течение срока полномочий Президента новой Конституции.

Именно с момента принесения присяги Президент вступает в  должность и одновременно прекращаются полномочия прежнего Президента. Необходимость принесения присяги распространяется и на Президента, избранного на второй срок.

Предусмотренная в ч. 2 ст. 82 Конституции торжественная обстановка принесения присяги призвана показать важность акта вступления в должность нового Президента, сделать этот акт публичным, свидетельствующим о высоком статусе главы государства. Имеется специальный Протокол, регламентирующий порядок вступления в должность Президента. Председатель Центральной избирательной комиссии оглашает постановление об избрании Президента. Присягу Президента принимает Председатель Конституционного Суда. После

этого Председатель Совета Федерации возлагает на Президента цепь со знаком Президента. Этот знак является символом президентской власти и передается каждому очередному вновь избранному Президенту. Вступление в должность Президента транслируется по каналам телевидения, радио, проходит в присутствии представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений, представителей иностранных государств.

Конституция РФ связывает срок вступления в должность вновь избранного Президента и принесения им присяги со сроком окончания полномочий прежнего Президента.

В Федеральном законе о выборах  Президента РФ конкретизированы эти сроки, а также предусмотрены сроки вступления в должность Президента в случаях досрочных или повторных выборов. Вновь избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах Президента, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность прежнего Президента назначены повторные выборы Президента, на 30-й день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией общих результатов выборов Президента РФ.

В Конституции РФ не оговаривается  возможность продления срока  полномочий Президента путем отсрочки новых выборов в случае военных действий и иных чрезвычайных ситуаций. Однако в федеральных конституционных законах «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» устанавливается, что выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, а также референдумы не проводятся, что Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Отсюда следует вывод, что и выборы Президента не проводятся в случае истечения срока его полномочий и последний продлевается.

 Во всех конституциях, в том  числе и в Конституции РФ, принесение вновь Избранным Президентом присяги является юридическим актом, с которым связывается момент вступления в должность Президента. В принципе отказ от принесения Президентом присяги должен иметь своим последствием невступление его в должность. Однако прямые указания на такие последствия в конституциях встречаются как исключение. Так, в Конституции Чехии установлено, что отказ Президента принести присягу или принесение присяги с оговоркой рассматривается как неизбрание данного лица Президентом. В Конституции Словакии такого рода действия влекут за собой недействительность выборов Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации  как главы государства.

 

В ст. 80 Конституции РФ определена основная сущностная характеристика статуса Президента РФ: он является главой государства.

Такая дефиниция Президента является традиционной и для конституций многих зарубежных государств, хотя и выражается иногда в различных формулировках (руководитель государства — в Литве; регулятор государственного строя — в Греции; глава государства и первое лицо Республики — на Кипре и проч.). Определялся как глава государства и первый Президент СССР.

Однако в Российской Федерации  до принятия Конституции 1993 года Президент  не именовался главой государства.

В Конституции РФ 1978 года Президент  характеризовался как высшее должностное лицо, глава исполнительной власти. Таким образом, Президент был включен в систему органов исполнительной власти; фактически не участвовал в присущей принципу разделения властей системе «сдержек и противовесов». Он не имел права роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета, не участвовал в назначении судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка. Президент был обязан представлять не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов о выполнении принятых Съездом и Верховным Советом социально-экономических и иных программ, причем Съезд мог потребовать внеочередного доклада. Указы и распоряжения Президента мог отменить Съезд, а на основании заключения Конституционного Суда и Верховный Совет. Совет Министров — Правительство было подотчетно Съезду, Верховному Совету и Президенту, а Съезд и Верховный Совет осуществляли контроль за деятельностью подотчетных им органов. Съезд был уполномочен принимать решение об отставке Правительства. Президент же мог принимать такие решения с согласия Верховного Совета. Кроме того, в прежнюю Конституцию была внесена норма о том, что Верховный Совет давал согласие Президенту на назначение ряда министров и рассматривал предложения Президента об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации.

Принципиально новая дефиниция  статуса Президента РФ, содержащаяся в действующей Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из трех ее ветвей.

Однако данное положение  не дает никаких оснований трактовать 
президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими 
от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за 
ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на 
Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек 
и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. 
Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с парламентом 
и Правительством РФ. 

В Конституции заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются в ограничении периода полномочий Президента коротким четырехлетним сроком, порядком всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Невключение Конституцией РФ напрямую Президента в исполнительную власть не нарушает закрепленного в ст. 10 Конституции принципа осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Выделение этих ветвей власти не исключает, а предполагает наличие такого органа, который

обеспечивает  согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной власти, возлагаемое на Президента.     

Кроме того, традиционно в системе органов государственной власти любого государства должно быть лицо, персонифицированно, представляющее государство в отношениях с другими государствами, В мировой практике таким лицом в большинстве стран является президент.

Поскольку Президент РФ не входит напрямую ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную власть, встает вопрос о том, как именовать государственную власть, осуществляемую Президентом, и не нарушает ли эта власть традиционной системы трех ветвей власти.

Представляется, что нельзя абсолютизировать концепцию разделения власти на три ветви и полагать, что, кроме этих органов власти, нет и не может быть других носителей власти. Есть и местная власть, которая также является публичной властью. Есть и президентская власть. Термин «президентская власть» получил в Российской Федерации и правовое закрепление в указах Президента о штандарте (флаге) Президента и о знаке Президента, в которых они определяются как символ президентской власти.

Статус Президента РФ как главы  государства проявляется во всех его конституционно и законодательно определенных полномочиях. Однако в  обобщенной форме функции главы государства сформулированы в ст. 80 Конституции, установившей его дефиницию как главы государства: Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он должен принимать меры к тому, чтобы не допускалось нарушение Конституции, конституционный механизм защиты прав и свобод работал бесперебойно. Конкретные полномочия Президента, закрепленные в Конституции, обеспечивают возможности эффективно реализовать эту функцию. Среди них — право вето, право законодательной инициативы, обращения с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства и многие др.

К важнейшим основам конституционного строя относятся суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственная целостность. На главу государства возлагается принятие мер по охране этих основ жизнедеятельности государства. Признание этих свойств государства является основополагающим для Президента в осуществлении его полномочие в сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу, для суверенитета и целостности государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение; как Верховный Главнокомандующий Президент несет, ответственность за надлежащий уровень боеспособности страны, за состояние Вооруженных Сил РФ, их способность обеспечить охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

К функциям Президента относится обеспечение  целостности государства не только по причинам внешнего, но и внутреннего порядка.

Он несет ответственность за надлежащий уровень регулирования  отношений между Российской Федерацией в целом и ее субъектами,

которые исключали бы нарушение единства государства, препятствовали проявлению сепаратистских устремлений.

Одним из принципов федеративного устройства Российской Федерации является единство системы государственной власти (ст. 5 Конституции). Наличие сложной системы органов государственной власти — федеральных, региональных, законодательных и исполнительных при действии принципа разделения властей обусловливает необходимость обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Такого рода функция и возложена на Президента.

Президент как глава государства  определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В прежней Конституции определение  внутренней и внешней политики Российской Федерации относилось к ведению  Съезда народных депутатов Российской Федерации. Закрепление за Президентом указанной функции часто являлось предметом оспаривания правомерности данной нормы со стороны парламентской оппозиции и одним из непременных пунктов различных предложений о поправках к Конституции.

При характеристике этой функции надо учитывать следующие факторы: 1) Президент идет на выборы с определенной программой, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей, и обязанность Президента претворять ее в жизнь; 2) основные направления внутренней и внешней политики определяются Президентом в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, принимаемыми Федеральным Собранием с учетом позиций политических партий, общественных институтов; 3) в отличие от прежней Конституции в ст. 80 Конституции 1993 года речь идет об основных направлениях политики, а не о политике в целом.

Наиболее важной формой реализации функции Президента, заключающейся в определении основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации, являются ежегодные послания Президента Федеральному Собранию. В них дается взвешенная, объективная оценка состояния всех сфер жизни общества, основанная на всеохватывающей базе данных, которыми в силу своего статуса как главы государства владеет Президент, обязанный держать в поле своего зрения все сферы государственного руководства.

В посланиях Президента подводится итог достигнутому, а также намечаются текущие и долгосрочные перспективы развития государства, т. е. цели, на достижение которых должна быть направлена деятельность соответствующих государственных и общественно-политических структур.

Ежегодные послания Президента имеют  важное значение и в доведении до сведения всего населения страны основных направлений развития государства и общества.

Как глава государства Президент  РФ представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Внутренний аспект представительства  государства в лице Президента реализуется при осуществлении им полномочий, непосредственно исходящих от государства. Например, решение вопросов, связанных с принятием в гражданство и с прекращением гражданства; учреждением государственных наград и почетных званий; предоставлением политического убежища и др. Представительство государства в лице Президента осуществляется и в тех ситуациях, обусловленных федеративным устройством России, когда в отношениях с субъектами Федерации требуется представительство всей Федерации в целом. В частности, это имеет место при подписании договоров федеральных органов и органов субъектов Федерации о разграничении полномочий.

Представительство государства в  лице Президента в международном плане проявляется во всех сферах, где требуется уровень отношений в лице глав государств (подписание договоров, ведение переговоров, встречи глав государств и т. д.).

Информация о работе Полномочия Президента Российской Федерации