Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 18:35, контрольная работа
Несмотря на то, что вопросы взаимодействия политики и религии достаточно редко обсуждаются политологией, в истории политической мысли сформулированы несколько основных моделей связей между политикой и религией. В центре проблемы обычно стоят вопросы религиозного, нравственного воздействия на власть, способности общества к одухотворению политической конкуренции. Политика через мораль и человека связана взаимовлиянием и взаимными функциями с религией.
1.Введение
2.Политика и религия
3.Заключение
4.Список источников
Известна, например, активная защита самодержавия Русской Православной Церковью, другими религиозными организациями. В настоящее время некоторые священнослужители – сторонники как власти, так и оппозиции – участвуют в политических собраниях и уличных митингах, со страниц печати призывают голосовать за политически близкие им движения.
Руководство Русской Православной Церкви недвусмысленно поддержало во время предвыборной кампании 1996 года действующего президента (хотя в определении Архиерейского Собора 1994 г. говорилось «о не предпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти»), периодически поддерживает существующую власть (освящение Белого дома, участие в инаугурации президента и т.д.). Отдельные священнослужители устно и в прессе высказываются за введение государственной религии. Вопреки принципам светскости государства заметны тенденции распространения конфессионального влияния на армию, учебные учреждения.
Проявляют в той или иной мере политическую активность также партии и движения, созданные по конфессиональному признаку, хотя прямо не связанные с религиозными центрами (Христианско-демократический союз — Христиане России, Российское христианско-демократическое движение, Православное политическое совещание, Буддийско-христианский союз, мусульманское движение «Нур», общественно-политическое движение «Союз Мусульман России», «Мусульмане России» и др.). Правда, сколько-нибудь заметного влияния на политическую жизнь они пока не могли оказать. Об этом свидетельствуют и результаты выборов.
Получает распространение религиозный экстремизм в качестве составляющей политического экстремизма. Религиозно-экстремистское движение, нередко при зарубежной поддержке (например, ваххабиты на Северном Кавказе), используют религиозные идеи в сугубо политических целях – нарушения территориальной целостности России, свержения в отдельных регионах государственной власти, навязывания клерикальных порядков.
Значителен и политический резонанс от реальных или мнимых незаконных действий ряда новых религиозных культов и движений, преимущественно зарубежного происхождения. Вокруг них наблюдается неправомерный ажиотаж, вызываемый как незаконными действиями властей разного уровня, так и усилиями западной пропаганды, да и некоторых российских граждан.
Однако большинство верующих выступает за то, чтобы все здесь решалось в рамках законности, признающей в правовом плане равенство всех религий и одновременно необходимость пресечения антиобщественной деятельности членов любых религиозных объединений.
3. Взаимодействие политики
и религии осуществляется и
путем использования религии
в своих интересах
При этом применяются различные средства:
- предоставление материальных привилегий;
- определенное давление со стороны власть имущих;
- апелляция к общим интересам.
Эта форма переплетения политики и религии имеет в России давнюю традицию, проявлявшуюся и при царизме, и при советской власти.
Следуют ей и современные российские политики. Политические и государственные деятели стремятся получить (и нередко получают) благословение многих своих социально-политических начинаний, обращаются к религии в демонстративных, показных целях, добиваясь подобным образом повышения своего авторитета.
Националистические экстремистские группировки в Центре и на местах, местные элиты в своей борьбе за власть и материальные привилегии нередко прибегают к религии, усугубляя тем самым межнациональную и межконфессиональную напряженность.
Используется авторитет религии и при военных столкновениях.
Сепаратисты в Чечне и Дагестане в целях легитимизации и освящения своих действий постоянно взывают к Аллаху, ратуя «за возврат к исламскому обществу в соответствии с учением Корана», введение законов шариата.
Современная российская политическая оппозиция также стремится опираться на общественно-политический авторитет церкви, открыто провозгласив курс на стратегическое сотрудничество с ней. В Манифесте, принятом в ноябре 1998 г. II съездом Народно-патриотического союза России, сказано: «Возрождающаяся Церковь станет в нашем растерзанном смутой обществе одним из главных гарантов национального единства, защитником народных святынь и традиций, хранителем и проповедником вечных ценностей православной духовности и христианского патриотизма…».
Лидеры оппозиции выступают за то, чтобы Русская Православная Церковь с ее огромным нравственным авторитетом активнее участвовала в общественной жизни, разоблачая алчность и похоть, обличая безнравственность, вдохновляя россиян на борьбу со злом, насилием, растлением народной души.
4. Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда в силу конкретных обстоятельств сами верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собственных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. При этом используется та же система аргументации, но уже в социальных и политических целях, определяемых политическими установками участников данного движения, задачами, которые они стремятся решить.
Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись широкие народные (социальные и национально-освободительные) движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих ее регионах.
В современной России обращение значительных слоев населения к религии обусловлено – среди прочих причин – недоверием (в обстановке ухудшения экономического и экологического положения, политической нестабильности, духовного, нравственного кризиса, распространения коррупции, порнографии, межэтнической напряженности и т.д.) к проводимой властями политике, к заявлениям государственных деятелей.
В гуманистических общечеловеческих ценностях, идеях духовности и душевной чистоты, проповедуемых религией, они видят заслон от циничной политики, от нравственного упадка, поразившего общество, видят в религии опору исконных национальных ценностей.
В этих сферах, как и в области благотворительности, милосердия, сохранения исторических памятников, воспитательной, культурной деятельности они выступают за сотрудничество общества, государства и религиозных организаций.
Итак, политика и религия неизменно связаны между собой многими нитями, хотя в принципе призваны разными средствами способствовать личному и общественному благу людей. Имеющийся в России солидный негативный исторический опыт смешения этих средств свидетельствует, что это обычно приводит к превращению церкви в придаток государства или внегосударственных политических организаций.
В то же время бывали случаи, когда и государство шло на поводу у интересов церкви (например, участие российского правительства в гонениях на старообрядцев). От подобного использования государства для решения собственно религиозных вопросов страдают общенациональные интересы.
И так было не только в XVII в. при патриархе Никоне, когда возникли раскол и религиозная война, в ходе которой заживо сжигали своих же православных соотечественников, отправляли их в кандалах в Сибирь, лишали гражданских прав. Унижения и гонения имели место и в Синодальный период, и при советской власти.
Много страданий принесли России также продолжительные периоды цезарепапизма, то есть узурпации государством прав религиозных организаций. Преодолеть подобную практику «симфонии» может лишь соблюдение конституционных норм и гражданских прав, последовательное отделение государственных вопросов от религиозных, осуществление принципов светскости государства и духовной миссии религиозных организаций. В конечном счете от этого выигрывают и государство, и религиозные организации, и все общество в целом.
Анализ взаимоотношений политики с другими общественными сферами, как правило, ограничивается рассмотрением взаимодействия политики и экономики, политики и права, политики и морали. Соотношение религии и политики не всегда находится в поле зрения политологов.
Однако проблема взаимодействия религии и политики является достаточно важной в политологических исследованиях.
Большинство человечества остается религиозным и религиозное мировоззрение для него является господствующим. Оценивая политические события, вырабатывая отношение к правящему режиму, сотни миллионов людей руководствуются установками исповедуемой религии.
Политика – это область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно-значимых запросов и потребностей. Тогда как религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование богов, «священного». То есть, между составными частями религии и политики можно провести определенную аналогию. В обоих случаях речь идет об отношениях, сознании и организации. Но не только структурные элементы религии и политики схожи. Похожими являются и некоторые функции этих общественных феноменов.
Две важнейшие функции, присущие политике – регулятивная и интегративная – присущи также и религии. Политика призвана обеспечивать целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок, регулировать отношения между людьми и общественными группами, сглаживать возникающие противоречия. Подобные функции выполняет и религия.
Политика реализует названные функции нередко в интересах определенных слоев населения или всего общества в целом. То же самое делает религия.
Отмечая большую роль религии в политической истории различных народов и в социально-политической жизни современного общества, некоторые ученые среди ее важных функций выделяют и политическую функцию.
И политика и религия используют как моральные стимулы для реализации этих функций, так и меры наказания.
Религия может быть использована и используется политикой как средство сохранения власти.
Несомненно, религиозные идеи весьма эффективно могут быть использованы и используются для мобилизации на политические выступления той части общества, которая остается обычно вне политики.
Соотношение политики и религии многомерно. Религия продолжает оставаться и сегодня одной из важнейших сфер общественной жизни, оказывающей заметное влияние на формирование мировоззренческой ориентации сотен миллионов людей, а через нее на их политическое сознание и политическое поведение.
1. Введение в политологию/В.П.
2. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. Курс лекций//А.А.Радугин. – М.: 2004.
3. Дударенок С.М. Политика, религия и нравственность в современном российском общества//Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
4. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2002.
5. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник. – М.: Дашко и К, 2007.
6. Мчедлов М. Политика и религия//Сайт всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие» - www.nasled.ru
7. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии//Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2.
8. Политология: Учебник/Под общ.ред.В.И.Буренко. - М.: Издательство Национального института бизнеса, 2002
1 Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 7.
2 Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник. – М.: Дашко и К, 2007.
3 Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии//Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000. № 2. – С.60-68.
Информация о работе Политика и религия. Современная ситуация