Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:23, реферат
Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни
Введение
Понятие религии…………………………………………………………..4
Церковь и государство……………………………………………………8
Формирование российской модели государственно-церковных
отношений………………………………………………………………….…14
Заключение
Список литературы
Содержание Тема: «Религия и политика» Введение
отношений……………………………………………………… Заключение Список литературы |
Введение Я выбрала тему «Религия и политика» т.к. на сегодняшний день это очень актуальная тема, т.к. нравственное воспитание народа, является одной из важнейших функций государства, тем более в наше время, когда множество экстремистских организаций, различного рода сект, да и общая направленность к достижению материального, пытаются изменить, исказить нравственные ценности, к которым должен стремиться человек. В данной работе будут рассмотрены понятие, сущность и функции государства, чтобы на теоретическом уровне посмотреть, что такое государство.
Религия как явление, присущее
человеческому обществу на
Религия имеет две стороны:
внешнюю – как она
Предварительное понимание Сам термин имеет латинское происхождение: (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I века до н. э. Цицерон считал, что он является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.
Известный западный Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин (430 г.), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, – которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом. Происхождение термина выводит нас на ряд определений, которые соответствуют сущности религии как культурного феномена. Вот, например, определение, данное русским философом, князем С.Н. Трубецким: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам.
Интересное определение
Таким образом, суммируя все
вышеизложенные определения,
Религия – это совокупность
взглядов на мир, которые чаще
всего основываются на вере
в Бога, сотворившего мир и
человека, давшего человеку в
Откровении знание; религиозные
верования составляют
Иными словами говоря, любая религия
характеризуется сочетанием
Рассматривая определения и
Культ – это совокупность
Вера – личностное
Церковь как богочеловеческий
организм имеет не только
Первоначальной ячейкой
В древнем Израиле до периода
Царств существовала
В современном мире
Нельзя понимать принцип
Церковь не должна брать на
себя функции, принадлежащие
Государство не должно
В современных странах —
Имея различные природы,
Церковь непогрешимо
Религиозно-мировоззренческий
При судействе — общественном
строе, описанном в Книге
Государство, в том числе
Условиями церковно-
Церковно-государственное
В современном государстве,
Взаимоотношения с
Взаимоотношения Церкви с
Контакты и взаимодействие
Во избежание смешения
отношений История многих государств включает взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов. Выдающийся русский философ И.А.Ильин (1883-1954) так определял соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг». Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской православной Церкви. Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей. 1) В сфере экономических
отношений - признается за церковью
право собственности на широкий
круг объектов: землю, здания, сооружения,
предметы культа и т.д. Во
многих случаях государство 2) Церковь получает
от государства различные 3) Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения. 4) В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства Англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Возглавлял Святейший Синод обер-прокурор, который был светским чиновником, но обладал большими полномочиями, позволявшими ему вмешиваться во внутренние дела православной церкви, в том числе в назначение архиереев. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.). 5) В области религиозных
отношений союз церкви и 6) Церковь обладает широкими
полномочиями в области Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями: 1) государство и его
органы не вправе 2) государство не вмешивается
во внутри церковную 3) государство не оказывает
церкви материальной или какой- 4) церковь не выполняет
каких-либо государственных 5) церковь не вмешивается
в дела государства, а лишь
занимается вопросами, Таким образом, режим отделения церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы. Декрет от 23 января 1918 г. лишил
церковь экономической базы, установив,
что все церковные и В сфере юридической у церкви было изъято право регистрировать акты гражданского состояния. Она также лишалась государственного финансирования. Декрет закреплял отделение школы от церкви, т.е. граждане могли обучать своих детей религии и обучаться сами только в частном порядке. Таким образом, церкви не отводилось никакого места в государственно-правовых отношениях. Свобода же совести трактовалась не только как свобода вероисповедания, но и как свобода атеизма. Важно подчеркнуть, что провозглашенный светский характер Советского государства превратился по существу в воинствующий атеизм. В годы советской власти Русской православной Церкви и другим концессиям пришлось пережить настоящий геноцид: храмы и другие здания, предназначенные для богослужения, разрушались, иконы и религиозная литература сжигались или вывозились за рубеж, уничтожались высшие религиозные иерархи и даже рядовые верующие. Особым гонениям подверглось православие, очевидно, как государственная в прошлом религия. По материалам Комитета государственной безопасности, Центрального партийного архива и Государственного исторического архива СССР, только за десятилетие - с 1930 по 1940 г. была уничтожена треть всех российских церквей. С их куполов смывали позолоту, отбирали ценности, накопленные веками. В печати приводились сведения о том, что только с куполов храма Христа Спасителя было «намыто» 422 кг золота. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с учетом большой патриотической деятельности православной Церкви произошла определенная нормализация отношений между нею и государством. В частности, особым правительственным актом в 1944 г. религиозным организациям было предоставлено право с разрешения государственных органов строить, арендовать или покупать необходимые для их нужд помещения, приобретать транспортные средства, открывать специальные духовные школы, готовить кадры священнослужителей, создавать мастерские для изготовления предметов культа, издавать религиозную литературу. Отношения государства постепенно нормализовались и со всеми другими крупными конфессиями -мусульманской, буддистской, иудейской, римско-католической и др. Режим отделения церкви от государства не означает отсутствия всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 г. отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 г.), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутри церковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций). Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, т. е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими, публичным или частным порядком отправлять культ, выполнять религиозные и ритуальные обряды. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а также прав других лиц. В другом международно-правовом документе - Декларации о. ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г. - провозглашено, что любая дискриминация людей на основе религиозных убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и осуждается как нарушение прав человека и его основных свобод. В настоящее время доминирующими
в определении понимания Свобода совести - это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрениями и возможность открыто проявлять свои убеждения. В настоящее время актуальна проблема взаимосвязи представлений о свободе совести с экономическим развитием. К сожалению, она не нашла должного отражения в современной науке. Воздействие экономической структуры общества на различные уровни надстройки осуществляется опосредованно, чаще всего через сферу политики и права. Ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике, проявляются на надстроечном уровне, в том числе оказывают деформирующее влияние на объем демократических прав и свобод, принципы равноправия и социальной справедливости. В действие вступают объективные экономические законы, навязывающие соответствующую логику развития событий. Например, какими бы прогрессивными ни были правовые принципы свободы совести в условиях сочетания командно - административных и экономических структур, их практическое обеспечение сталкивается с многочисленными трудностями. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение экономического аспекта свободы совести возрастают, ибо нельзя не учитывать интересы и потребности всех членов общества, как верующих, так и атеистов. Выделяя экономический аспект свободы совести, обратим внимание на тот факт, что религиозные организации материальных ценностей по существу не производят, за исключением определенных предметов религиозного культа. Однако их денежные средства постоянно растут за счет добровольных подношений верующих граждан. Таким образом происходит своеобразное перераспределение части денежных средств из государства в религиозные организации. Выполняя свой нравственный долг, верующие через свои организации оказывают государству посильную помощь в решении существующих социальных проблем: передают средства в фонд охраны памятников истории и культуры, делают благотворительные пожертвования, акты милосердия и т.п. Достаточно противоречивым является правовой аспект свободы совести. В советской литературе в свое время предлагалось рассматривать свободу совести исключительно как личное право граждан. При этом подчеркивалось, что свобода совести имеет индивидуальный характер, чем и отличается от остальных прав и свобод. На наш взгляд, свобода совести как одно из важнейших демократических прав определяется прежде всего уровнем развития в обществе демократии. В 70 - 80-е годы получила распространение точка зрения о приоритетности правового аспекта свободы совести. Анализируя этот аспект, следует выделить такую самостоятельную форму общественного сознания, как правосознание. Оно представляет собой совокупность взглядов и идей, выражающих отношение к праву, законности, к тому, что является правомерным или неправомерным. Правосознание позволяет регулировать существующие права верующих и неверующих, а также предвидеть перспективы их дальнейшего развития на основе равноправия и социальной справедливости. Свобода совести представляет собой своеобразную точку пересечения интересов церкви и государства. В условиях отделения церкви от государства последнее, закрепляя свободу совести и вероисповедания как юридический принцип, выражает тем самым свое отношение к статусу религиозных организаций. Для церкви свобода вероисповедания служит средством представительства своих интересов как религиозной организации в политико-правовой сфере социальной жизни. В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции 1949 г. за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из заработной платы только верующих и перечисляется в финансовые государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь, государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и др. Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как социальный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.
Заключение В заключении своей темы я бы хотела сказать что, религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всем пути его истории. И что без религий, без учета их влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации. Хотелось бы сказать что, Россия – государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества. (согласно первой Всероссийской переписи населения 1897 г., наряду с 87 млн. православных в стране проживало 11,5 млн. католиков, более 3 млн. протестантов, около 5 млн. иудеев и 14 млн. мусульман, а также около 400 тыс. буддистов и несколько сот тысяч язычников).
Список литературы
|