Религия и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:23, реферат

Краткое описание

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни

Оглавление

Введение
Понятие религии…………………………………………………………..4
Церковь и государство……………………………………………………8
Формирование российской модели государственно-церковных
отношений………………………………………………………………….…14
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 48.73 Кб (Скачать)
 

 

Содержание

Тема: «Религия и политика»

Введение

  1. Понятие религии…………………………………………………………..4
  2. Церковь и государство……………………………………………………8
  3. Формирование российской модели государственно-церковных

      отношений………………………………………………………………….…14

Заключение

Список литературы

 

Введение

Я выбрала тему «Религия и политика» т.к. на сегодняшний  день это очень актуальная тема, т.к. нравственное воспитание народа, является одной из важнейших функций государства, тем более в наше время, когда множество экстремистских организаций, различного рода сект, да и общая направленность к достижению материального, пытаются изменить, исказить нравственные ценности, к которым должен стремиться человек. В данной работе будут рассмотрены понятие, сущность и функции государства, чтобы на теоретическом уровне посмотреть, что такое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие религии

          Религия как явление, присущее  человеческому обществу на протяжении  всей его истории и охватывающее  до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.                                             

         Религия  имеет две стороны:  внешнюю – как она представляется  постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему,  живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии. С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего мировоззрение включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д. С внутренней стороны, религия – это непосредственное переживание Бога.

          Предварительное понимание религии  дает и этимология данного  слова. Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия».

Сам термин имеет латинское  происхождение: (от лат. religio – совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I века до н. э. Цицерон считал, что он является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

          Известный западный христианский  писатель и оратор Лактанций  (330 г.) считает, что термин «религия»  происходит от латинского глагола  religare, означающего «связывать», «соединять».  Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Лактанций раскрывает самое существенное в религии – то живое единение духа человека с Богом, которое совершается в тайниках сердца человеческого.

          Подобным же образом понимает  существо религии и блаженный  Августин (430 г.), хотя он считает, что слово «религия» произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Происхождение слова «религия» указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, – которые говорят о религии как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном единении человека с Богом.

          Происхождение термина выводит нас на ряд определений, которые соответствуют сущности религии как культурного феномена. Вот, например, определение, данное русским философом, князем С.Н. Трубецким: «Религия может быть определена как организованное поклонение высшим силам.  Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам.

          Интересное определение религии  дает еще один известный русский  философ и филолог А.Ф. Лосев:  « Религия всегда есть то  или иное самоутверждение личности к вечности».

          Таким образом, суммируя все  вышеизложенные определения, итоговое определение может выглядеть примерно таким:

          Религия – это совокупность  взглядов на мир, которые чаще  всего основываются на вере  в Бога, сотворившего мир и  человека, давшего человеку в  Откровении знание; религиозные  верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это затем совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и вступает с Ним в мистическую связь в молитве, жертвоприношении. Это, также, совокупность норм, правил поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым ему Богом. И, наконец, это объединения религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь, община, монастырь, секта, орден.

          Иными словами говоря, любая религия  характеризуется сочетанием трех  характеристик: 

  1. наличием религиозного учения;
  2. наличием религиозной практики (культа);
  3. наличием религиозной организации.

          Рассматривая определения и сущность  религии, нам приходится сталкиваться с рядом непонятных терминов, сопутствующих данному явлению. Это относится к понятию «культ».

          Культ – это совокупность действий, являющихся для представителей  данной религии священными. Еще  один термин является в обыденном  языке синонимом религии. Это термин «Вера».

          Вера – личностное самоопределение  человека по отношению к имеющемуся  у него знанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Церковь и государство

          Церковь как богочеловеческий  организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью. Взаимоотношения государства и последователей истинной религии изменялись в ходе истории.

          Первоначальной ячейкой человеческого  общества являлась семья. Священная  история Ветхого Завета свидетельствует  о том, что государство сложилось  не сразу. До ухода в Египет  братьев Иосифа государства у  ветхозаветного народа не было, а существовала патриархальная  родовая община. Государство постепенно складывается в эпоху Судей. В результате сложного исторического развития, которым руководит  Промысл Божий, усложнение общественных связей привело к образованию государств.

          В древнем Израиле до периода  Царств существовала единственная  в истории подлинная теократия,  то есть богоправление. Однако  по мере удаления общества  от послушания Богу как устроителю  мирских дел люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя.

          В современном мире государство  обычно является светским и  не связывает себя какими-либо  религиозными обязательствами. Его  сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как правило, государство сознаёт, что земное благоденствие немыслимо без соблюдения определённых нравственных норм — тех самых, которые необходимы и для вечного спасения человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви.

          Нельзя понимать принцип светскости  государства как означающий радикальное  вытеснение религии из всех  сфер жизни народа, отстранение  религиозных объединений от участия  в решении общественно значимых  задач, лишение их права давать  оценку действиям властей. Этот  принцип предполагает лишь известное  разделение сфер компетенции  Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.

          Церковь не должна брать на  себя функции, принадлежащие государству:  противостояние греху путём насилия,  использование мирских властных  полномочий, принятие на себя  функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остаётся за государством.

          Государство не должно вмешиваться  в жизнь Церкви, в её управление, вероучение, литургическую жизнь,  духовническую практику и так  далее, равно как и вообще  в деятельность канонических  церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства уважения к её каноническим нормам и иным внутренним установлениям.

          В современных странах — например, Великобритания, Финляндия, Норвегия, Дания, Греция — сохраняют  государственную церковность. Другие  государства, которых со временем  становится всё больше (США, Франция), свои отношения с религиозными  общинами строят на принципе  полного отделения. В Германии Католическая, Евангелическая и некоторые другие церкви имеют статус корпораций публичного права, в то время как иные религиозные общины от государства полностью отделены и рассматриваются как частные корпорации. На практике, однако, реальное положение религиозных общин в большинстве этих стран мало зависит от того, отделены или не отделены они от государства.

           Имея различные природы, Церковь  и государство используют различные  средства для достижения своих  целей. Государство опирается  в основном на материальную  силу, включая силу принуждения,  а также на соответствующие  светские системы идей. Церковь  же располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства пасомыми и для приобретения новых чад.

           Церковь непогрешимо проповедует  Христову Истину и преподаёт  людям нравственные заповеди, исходящие  от Самого Бога, а потому не  властна изменить что-либо в  своём учении. Не властна она  и умолкнуть, прекратить проповедование  истины, какие бы иные учения  ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства. Ради беспрепятственного и внутренне свободного проповедования истины Церковь не раз в истории терпела гонения от врагов Христа. Но и гонимая Церковь призвана с терпением переносить гонения, не отказывая государству, преследующему её, в лояльности. Правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям.

         Религиозно-мировоззренческий нейтралитет  государства не противоречит  христианскому представлению о  призвании Церкви в обществе. Однако Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, её убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Она также вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.

          При судействе — общественном  строе, описанном в Книге Судей,  — власть действовала не через  принуждение, а силой авторитета, причём авторитет этот сообщался  Божественной санкцией. Чтобы такая  власть действенно осуществлялась, вера в обществе должна быть весьма сильной. При монархии власть остаётся богоданной, но для своей реализации использует уже не столько духовный авторитет, сколько принуждение. Переход от судейства к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царём видимым. Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов.

          Государство, в том числе светское, как правило, осознаёт своё  призвание устроять жизнь народа  на началах добра и правды, заботясь о материальном и духовном благосостоянии общества. Поэтому Церковь может взаимодействовать с государством в делах, служащих благу самой Церкви, личности и общества. Для Церкви такое взаимодействие должно быть частью её спасительной миссии, объемлющей всестороннее попечение о человеке. Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно, и объединять соответствующие усилия с представителями светской власти.

          Условиями церковно-государственного  взаимодействия должны являться соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви, отсутствие государственного диктата в общественной деятельности Церкви, невовлеченность Церкви в те сферы деятельности государства, где её труды невозможны вследствие канонических и иных причин.

          Церковно-государственное соработничество  представляется также возможным  в ряде других сфер в тех  случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.

          В современном государстве, как  правило, наличествует разделение  властей на законодательную, исполнительную  и судебную; присутствуют различные  уровни власти: общегосударственный,  региональный, местный. Это определяет  специфику взаимоотношений Церкви  с властями разных ветвей и  уровней.

          Взаимоотношения с законодательной  властью представляют собой диалог  Церкви и законодателей по  вопросам совершенствования общегосударственного и местного права, имеющего отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви. Этот диалог касается также постановлений и решений законодательной власти, не имеющих прямого отношения к законотворчеству.

          Взаимоотношения Церкви с судебной  властью различных уровней должны  ограничиваться представлением  в случае необходимости интересов  Церкви в суде. Церковь не вмешивается  в непосредственное осуществление  судебной властью её функций  и полномочий. Интересы Церкви  в суде, за исключением крайней  необходимости, представляют миряне, уполномоченные Священноначалием на соответствующем уровне . Внутрицерковные споры не должны выноситься на светский суд. Межконфессиональные конфликты, а также конфликты с раскольниками, не затрагивающие вопросов вероучения, могут выноситься в светский суд.

          Контакты и взаимодействие Церкви  с высшими органами государственной власти осуществляются Патриархом и Священным Синодом непосредственно или через представителей, имеющих письменно подтверждённые полномочия. Контакты и взаимодействие с региональными органами власти осуществляются епархиальными Преосвященными непосредственно или через представителей, также имеющих письменно подтверждённые полномочия. Контакты и взаимодействие с местными органами власти и самоуправления осуществляются благочиниями и приходами по благословению епархиальных Преосвященных. Уполномоченные представители церковного Священноначалия для контактов с органами власти могут назначаться как на постоянной основе, так и для консультаций по отдельным проблемам.

          Во избежание смешения церковных  и государственных дел и для  того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование российской модели государственно-церковных

отношений

          История многих государств включает взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

          Выдающийся русский философ И.А.Ильин (1883-1954) так определял соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».

Анализ законодательства и практики позволяет выделить два  основных вида статуса церкви в государстве:

  1. государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;
  2. режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной  церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое  охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные  привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской православной Церкви.

Для статуса государственной  церкви характерен ряд особенностей.

1) В сфере экономических  отношений - признается за церковью  право собственности на  широкий  круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. Во  многих случаях государство освобождает  собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до Октября 1917 г. Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей. По данным 1905 г., православной церкви и монастырям принадлежало около 3 млн. десятин земельных угодий.

2)  Церковь получает  от государства различные субсидии  и материальную помощь. Например, в Великобритании государство содержит за свой счет капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная церковь получала крупные субсидии от государства. В 1907 г. на содержание церковного аппарата из казны был отпущен 31 млн. руб., столько же, сколько и Министерству народного образования.

3) Церковь наделяется  рядом юридических полномочий - она  вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать  брачно-семейные отношения.

4)  В области политических  отношений церковь имеет право  участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства Англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная церковь в дореволюционной   России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей  духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Возглавлял Святейший Синод обер-прокурор, который был светским чиновником, но обладал большими полномочиями, позволявшими  ему вмешиваться во внутренние дела православной церкви, в том числе в назначение архиереев. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную   религию  (Дания,  Норвегия,   Парагвай, Швеция и др.).

5)  В области религиозных  отношений союз церкви и государства  состоит в том, что глава государства даже при республиканской  форме   правления  дает  религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

6) Церковь обладает широкими  полномочиями в области воспитания  и образования подрастающего  поколения, ведет религиозную  цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение  иудаизма.

          Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

1)  государство и его  органы не вправе контролировать  отношение своих граждан к  религии и не ведут учета  граждан по этому признаку;

2)  государство не вмешивается  во внутри церковную деятельность (если при этом  не  нарушаются  действующие законы В частности,  государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями;

3) государство не оказывает  церкви материальной или какой-либо  иной, в том числе финансовой, поддержки;

4) церковь не выполняет  каких-либо государственных функций;

5) церковь не вмешивается  в дела государства, а лишь  занимается вопросами, связанными  с удовлетворением религиозных  потребностей граждан. Государство,  со своей стороны, охраняет  законную деятельность церкви и религиозных организаций.

Таким образом, режим отделения  церкви от государства означает переориентацию общественной жизни на светские ценности и нормы.

Декрет от 23 января 1918 г. лишил  церковь экономической базы, установив, что все церковные и религиозные  общества не имеют права владеть собственностью. Имущество этих организаций объявлялось народным достоянием и переходило в государственную собственность и центральные органы государственной власти могли предоставлять религиозным обществам здания и предметы,  предназначенные для богослужения, лишь в пользование. Советская власть лишила религиозные объединения и общества прав юридических лиц. В области политических отношений декрет   предусматривал, что все действия государственных и  иных  публично-общественных правовых установлений не должны сопровождаться какими-либо религиозными обрядами и церемониями. Отменялись религиозные клятвы, или присяги.

          В сфере юридической у церкви было изъято право регистрировать акты гражданского состояния. Она  также лишалась государственного финансирования. Декрет закреплял отделение школы от церкви, т.е. граждане могли обучать своих детей религии и обучаться сами только в частном порядке. Таким образом, церкви  не отводилось никакого места в государственно-правовых отношениях. Свобода же совести трактовалась не только как свобода вероисповедания, но и как свобода атеизма. Важно подчеркнуть, что провозглашенный светский характер Советского государства превратился по существу в воинствующий атеизм. В годы советской власти Русской православной Церкви и другим концессиям пришлось пережить настоящий геноцид: храмы и другие здания, предназначенные для богослужения, разрушались, иконы и религиозная литература сжигались или вывозились за   рубеж, уничтожались высшие религиозные иерархи и даже рядовые верующие. Особым гонениям подверглось православие, очевидно, как государственная в прошлом религия. По материалам Комитета государственной   безопасности,   Центрального партийного архива и Государственного исторического архива СССР, только за десятилетие  - с 1930 по 1940 г. была уничтожена треть всех российских церквей. С их куполов смывали позолоту, отбирали ценности, накопленные веками. В печати приводились сведения о том, что только с куполов храма Христа Спасителя было «намыто» 422 кг золота.

          В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. с учетом большой патриотической деятельности православной Церкви произошла определенная нормализация отношений между нею и государством. В частности, особым правительственным актом в 1944 г. религиозным организациям было предоставлено право с разрешения государственных органов строить, арендовать или покупать необходимые для их нужд помещения, приобретать транспортные средства, открывать специальные духовные школы, готовить кадры священнослужителей, создавать мастерские для изготовления предметов культа, издавать религиозную литературу. Отношения государства постепенно нормализовались и со всеми другими крупными конфессиями  -мусульманской, буддистской, иудейской, римско-католической и др.

          Режим отделения церкви от государства не означает отсутствия всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 г. отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 г.), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутри церковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций).

          Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству в решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, т. е. права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения. Свобода совести отнесена к общечеловеческим ценностям. Так, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18) каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, которая включает свободный выбор религии и убеждений, свободу единолично или сообща с другими, публичным или частным порядком отправлять культ, выполнять религиозные и ритуальные обряды. Свобода совести подлежит лишь ограничениям, необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, а также прав других лиц. В другом международно-правовом документе - Декларации о. ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г. - провозглашено, что любая дискриминация людей на основе религиозных убеждений является оскорблением достоинства человеческой личности и осуждается  как нарушение прав человека и его основных свобод.

В настоящее время доминирующими  в определении понимания сущности свободы совести в отечественном религиоведении.

          Свобода совести - это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрениями и возможность открыто проявлять свои убеждения.

          В настоящее время актуальна проблема взаимосвязи представлений о свободе совести с экономическим развитием. К сожалению, она не нашла должного отражения в современной науке.

          Воздействие экономической структуры общества на различные уровни надстройки осуществляется опосредованно, чаще всего через сферу политики и права. Ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике, проявляются на надстроечном уровне, в том числе оказывают деформирующее влияние на объем демократических прав и свобод, принципы равноправия и социальной справедливости. В действие вступают объективные экономические законы, навязывающие соответствующую логику развития событий. Например, какими бы прогрессивными ни были правовые принципы свободы совести в условиях сочетания командно - административных и экономических структур, их практическое обеспечение сталкивается с многочисленными трудностями. В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение экономического аспекта свободы совести возрастают, ибо нельзя не учитывать интересы и потребности всех членов общества, как верующих, так и атеистов.

Выделяя экономический аспект свободы совести, обратим внимание на тот факт, что религиозные организации материальных ценностей по существу не производят, за исключением определенных предметов религиозного культа. Однако их денежные средства постоянно растут за счет добровольных подношений верующих граждан. Таким образом происходит своеобразное перераспределение части денежных средств из государства в религиозные организации. Выполняя свой нравственный долг, верующие через свои организации оказывают государству посильную помощь в решении существующих социальных проблем: передают средства в фонд охраны памятников истории и культуры, делают благотворительные пожертвования, акты милосердия и т.п.

          Достаточно противоречивым является правовой аспект свободы совести. В советской литературе в свое время предлагалось рассматривать свободу совести исключительно как личное право граждан. При этом подчеркивалось, что свобода совести имеет индивидуальный характер, чем и отличается от остальных прав и свобод. На наш взгляд, свобода совести как одно из важнейших демократических прав определяется прежде всего уровнем развития в обществе демократии.

           В 70 - 80-е годы получила распространение точка зрения о приоритетности правового аспекта свободы совести. Анализируя этот аспект, следует выделить такую самостоятельную форму общественного сознания, как правосознание. Оно представляет собой совокупность взглядов и идей, выражающих отношение к праву, законности, к тому, что является правомерным или неправомерным. Правосознание позволяет регулировать существующие права верующих и неверующих, а также предвидеть перспективы их дальнейшего развития на основе равноправия и социальной справедливости.

          Свобода совести представляет собой своеобразную точку пересечения интересов церкви и государства. В условиях отделения церкви от государства последнее, закрепляя свободу совести и вероисповедания как юридический принцип, выражает тем самым свое отношение к статусу религиозных организаций. Для церкви свобода вероисповедания служит средством представительства своих интересов как религиозной организации в политико-правовой сфере социальной жизни.

          В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения   церкви  от  государства, фактической их изоляции не произошло. В зарубежной литературе эти отношения характеризуются как партнерство особого рода. В своих взаимоотношениях церковь и государство во многих случаях выступают как вполне равноправные партнеры, сотрудничающие во имя общего блага. В Германии, например, допускается представительство церкви в государственных мероприятиях, проводятся и совместные акции на муниципальном уровне. В Конституции 1949 г. за церковью закреплено право взимать налоги и преподавать теологические дисциплины. Что касается налогов, то здесь наблюдается тесное сотрудничество государства и церкви. Церковная подать в Германии удерживается работодателями из заработной платы  только верующих   и   перечисляется   в финансовые   государственные структуры, которые затем переводят их церкви. Эти мероприятия осуществляются на основе договора, заключенного между церковью и государством. В свою очередь, государство обращается к церкви, если нуждается в помощи священнослужителей, например для  преподавания религии в школе, для проведения соответствующей работы среди солдат или работников полиции, деятельности пастыря в тюрьмах и др.

          Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как социальный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении своей темы я бы хотела сказать что, религия  принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество на всем пути его истории. И что без религий, без учета их влияния невозможно представить себе историю любого народа, любой цивилизации.

          Хотелось бы сказать что, Россия – государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества. (согласно первой Всероссийской переписи населения 1897 г., наряду с 87 млн. православных в стране проживало 11,5 млн. католиков, более 3 млн. протестантов, около 5 млн. иудеев и 14 млн. мусульман, а также около 400 тыс. буддистов и несколько сот тысяч язычников).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Основы религиоведения А.В.Миронов, Ю.А.Бабинов. ,М. 1998;
  2. Политология. Курс лекций: Марченко М.Н., Юристъ, 2003;
  3. http://ayp.ru/library/istoriya-mirovykh-religii/1645;
  4. http://www.prioslav.ru/social1;
  5. Политическая энциклопедия. Т.2. – М: Мысль, 2003;
  6. Свобода совести и государственно-церковные отношения. – М.: ЮНИТИ, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Информация о работе Религия и политика