Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 17:55, реферат
В данной работе речь пойдёт о соотношении таких двух понятий как мораль и политика. Эта работа даёт обзор лишь тех концепций, которые имели наиболее широкий резонанс, наибольшее количество последователей. Мне кажется, что каждый человек имеет своё неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе и политических. Хотелось бы подчеркнуть, что каждый человек имеет законные основания видеть мир таким, каким видит.
Введение
1. Мораль и политика: основные концепции..................................................
2. Взаимодействие морального и политического сознания..........................
3. Роль государства в становлении и функционировании морали...............
Заключение.......................................................................................................
Список использованной литературы..............................................................
3. Роль государства в становлении и функционировании морали
С одной стороны, как отмечалось, именно моральное сознание задает для политики предельные ориентиры. Но с другой стороны, становление и развитие нравственности происходит в обществе, и государство, так или иначе, оказывает воздействие на этот процесс. Хотя широко распространено мнение, что государственные мужи не очень обременяют себя нравственными переживаниями или, говоря словами Вебера, "гений или демон политики живет во внутреннем напряжении с Богом любви[2]", все же следует признать, что государство, несмотря на субъективные намерения тех или иных политиков, объективно способствовало развитию морали. Неслучайно некоторые мыслители (например, Платон, Гегель и др.) весьма позитивно оценивали роль государства в нравственной жизни общества.
Позитивная роль государства просматривается уже на самых ранних ступенях его развития. Хотя первые политические союзы племен являлись продуктом не столько договора, сколько насилия, все же элемент договора присутствовал в отношениях между победителями и побежденными. А договор всегда содержит в себе нравственный компонент: он включает в себя определенное доверие, взаимоуважение. Государственная организация способствовала возрастанию власти человеческого духа над стихийными силами природы. Именно государство организовывало масштабное строительство, оно прокладывало дороги, каналы.
Государство, наводя определенный порядок
в обществе, развивая материальное производство,
экономику, создавало тем самым внешние,
но обязательные условия для совершенствования
нравственной жизни. Хаос в обществе приводит
к подавлению нравственного начала. С
появлением государства возникает и право,
которое нередко обоснованно называют
"минимумом нравственности". Именно
государство искоренило, в конечном счете,
такие свирепые обычаи родового строя,
как кровная месть, человеческие жертвоприношения,
упорядочило отношения между полами.
Нельзя не отметить и того, что нравственная жизнь для своего совершенствования требует определенной культуры. И как раз государство создавало условия для развития искусства, науки, религии. Как писал Вл. Соловьев, все, чем мы питаем свою духовную природу, "выросло на почве образованного общежития, обусловленного государственным порядком".
Особенно велика роль государства в обуздании крайних проявлений зла. Именно государственные органы охраняют граждан от посягательств правонарушителей, удерживает людей от крайних проявлений взаимных обид, ограничивает истребительное столкновение частных интересов.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что
в реализации нравственных ценностей
также велика роль государства. «Отдельный
человек, — писал Вл. Соловьев, - может
помочь десятку, от силы — сотне человек.
Осуществить же помощь для миллионов бедных,
сирых способно только государство. Именно
оно выводит моральное сознание из состояния
созерцательности. Именно государство
практически реализует права и свободы
для миллионов».
Заключение
Что необходимо, для того, чтобы политика была моральной? Что в современной России мешает насыщению политики нравственным содержанием? Эта тема отдельного разговора. В этой связи можно сделать лишь одно замечание. За кулисами политики находятся экономические интересы «сильных мира сего», которых сегодня принято называть олигархами.
Аморализм политики – это чёткий диагноз несоответствия этих интересов интересам нации, если под нацией понимать большинство россиян, а не людей, присвоивших несметные богатства, СМИ и власть. Политика и мораль соединятся только тогда и в том месте, когда и где политические интересы становятся в действительности интересами нации, в которых поверх экономической выгода и целесообразности виден человек с его заботой о «хлебе насущном». Прискорбно слышать от некоторых современных политических деятелей о том, что политика в принципе несовместима с моралью. Здесь надо понимать так, что речь идёт не обо всей политике, а о политике этих деятелей.
Таким образом, взаимосвязь морали и политики очевидная реальность общественной жизни, содержащая в себе и глубокие антагонистические противоречия и столь же глубокую органическую связь, вплоть до взаимопроникновения, способного обогатить и мораль, и политику гуманистическими идеями и практикой их осуществления. Мораль должна быть положена в основу современной политики: институт власти, имеющий определяющее значение для общественной жизни не может быть безнравственным. Гитлер освободил немецкий народ и свою армию от «химеры» морали; фашистское государство просуществовало немногим больше десяти лет.
Н.А. Бердяев говорил о том, что государство
принудительно поддерживает минимум добра
и справедливости, потому что без этого
минимума наступает хаос и "распадение
исторических тел", без этого минимума
добра и справедливости "государство
не может быть сильным и устойчивым[4]".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердяев
Н. А. О назначении человека.
М.: Республика, 1993.
3. Вебер
М. Хозяйственная этика
4. Жакунова
Т. С. Политика и мораль. М., 1992.
6. Кузин
Ф. А. Современный имидж
7. Ненасилие:
философия, этика, политика. М.: Наука,
1993.
8. Рубочкин
В. А. Современная этика:
9. Соловьёв
В. С. Оправдание добра // Соч.:
В 2-х т. М., 1991. Том 1.
[1] Кузин
Ф. А. Современный имидж
[2] Вебер
М. Протестантская этика и дух
капитализма // Вебер М. Избр. произв.
М., 1990.
[3] Соловьёв
В. С. Оправдание добра // Соч.:
В 2-х т. М., 1991. Том 1.
[4] Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.