Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:19, реферат
На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда. Одно дело политика и мораль в традиционном обществе, где главное – это инерция сознания и поведения. Совсем другая ситуация возникает с переходом в эпоху техногенных цивилизаций. Иными словами, и в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и рас.
1. Взаимное влияние политики и морали
На
взаимосвязь политики и морали решающее
влияние оказывает характер общества,
переживаемая эпоха, господствующая социокультурная
среда. Одно дело политика и мораль
в традиционном обществе, где главное
– это инерция сознания и поведения.
Совсем другая ситуация возникает с
переходом в эпоху техногенных
цивилизаций. Иными словами, и в
морали, и в политике живут эпохи
особенности культурного
Древняя традиция единства политики и морали приходит в новое время, в ранний марксизм, во все современные идеологии, хотя понимание самой морали и политики дается разное. Так, в Учредительном Манифесте I Интернационала, подготовленном К. Марксом и Ф. Энгельсом, войны, которые вели европейские государства, называются грабительскими, цели их внешней политики – преступными. Широко известно деление войн Гроцием на справедливые и несправедливые.
В теории провозвестником разделения политики и морали был Н. Макиавелли. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что начиная с Макиавелли “теоретическое рассмотрение политики освобождало от морали, и по сути дела, был выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики”.
Абсолютизация политических утопических целей ведет к тому, что целеустремленность, решимость становятся основой нравственного уродства личности политика. Л. Троцкий, например, относил к революционерам тех, у кого нет внутренних препятствий, есть только внешние. Куда заводит свобода от морали – большевики показали во времена красного террора, организации концлагерей, всеобщей коллективизации, по отношению к тем, кто оказался в плену у немцев или на оккупированных территориях. При коммунистическом режиме в России мораль оказалась в основном подчиненной политике и под влиянием авторитарной власти деформировалась, становясь односторонней. Подчинение норм морали политике – результат особого ветвинравственно-политического развития, характерного для запаздывающей модернизации. Чем больше в господствующей морали предпосылок для этатизма, эгалитаризма, тем легче устанавливается единая морально-политическая система, основанная на культе одной, якобы найденной истины, которая будто бы интегрирует все общественные процессы, подчиняет политику и мораль воле самозванных носителей некоего единственно верного учения.
Коммунистическая идеология в нашей стране оказалась настолько мощным явлением, что в корне изменила общий ряд нравственных норм; большая их часть, особенно регулирующая отношения человека с обществом, деформировалась, была подчинена целям строительства далекого коммунизма у себя в стране и во всем мире. На практике это привело к попранию общечеловечности, автономии человека, атрофии внимания к человеку как основы общественных отношений. Развивавшиеся в России основы либерализма, свободы совести искоренялись самым жестоким образом.
Попытки
заменить мораль политикой, нравственные
авторитеты политическими частично
удались. Исчезла индивидуальность,
начавшая быстро развиваться в
Как реакция на попрание политиками норм общечеловеческой морали появились нравственные максимы, абсолютизация нравственных ценностей. Уже Сенека – свидетель деградации нравственности римских правителей – высказывает мысль, близкую к утверждению абсолютного первенства морали над целями и средствами властвования. Ответом на крайности макиавеллизма в политической практике и бесовщину в революционном и массовом движении является популярность идей и авторитет таких личностей, как Достоевский, Ганди, Камю, Сахаров, Солженицын. По Достоевскому, лучше всем погибнуть, если спасение зависит от мук ребенка. Этот же вопрос ставит и Камю: имеем ли право убить человека или даже согласиться с тем, чтобы он был убит? Отказ от насилия, учил Ганди, поднимает морально обе стороны. Доступной и приемлемой формой протеста является, по Ганди, голод. Те, кто проповедует такую философию, при жизни много страдает, после смерти обретает ореол великомученика или святого.
В
политике дело обстоит иначе. Часто,
чтя моралистов, политики все же
идут своим путем. Нравственное противостояние
проводимой политики основывается не
на структурах, но на устойчивых представлениях
и, как правило, выражается в поведении
героев. Но если для нравственного
противостояния достаточно мужества,
духа одиночки, то для политического
лидерства нравственного
Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
1.
Мораль и политика относятся
к наиболее ранним социальным
регуляторам общественной
2.
Мораль и политика – это
нормативные регуляторы
Политика и мораль различаются способом формирования и средствами реализации.
1.
Сфера нравственных отношений
– это в основном взаимосвязь
между отдельными личностями, требованиями
к индивиду со стороны
2.
Нравственные нормы выступают
в виде обобщенных правил
Нет
универсальной модели связи, разграничений
и противоречий морали и политики.
Все зависит от характера господствующей
морали и политики. Одно дело, когда
основой морали является конфуцианство,
для которого характерно принятие мира
таким, каким он есть, другое дело –
христианская и исламская мораль,
основой которых является принятие
мира и одновременно его улучшение. Характерно,
что на Западе обосновалась идея как подчинения
любой власти, так и право народа на восстание.
Устойчивой является идея о праве сопротивления
неправому делу, произволу властителя.
В республиках Греции и Рима действовал
принцип, в соответствии с которым убийца
узурпатора рассматривался добродетельным
гражданином. В этом Ш. Монтескье видел
проявление гражданства, право каждого
защищать республику. Признание права
на восстание против тирана было характерно
для мыслителей 17-18 веков Англии и Франции.
3.
Мораль и политика различаются
механизмом воздействия на
Правда,
в реальной практике их взаимоотношения
намного сложнее и
Особенность связи и противоречия политики и морали определяется также типом социальных систем, образа жизни. Политика тоталитаристского типа тяготеет к превращению нравственных отношений в производные от политических целей и принципов. Политика в рамках правового государства имеет ограниченную сферу. Столкновения политики и морали минимальны.
Заключение
В
обществе со сложившимися нравами, стабильной
системой властеотношений перманентных
противоречий между моралью и
политикой нет или их немного.
Могут возникать конфликты. Но громкие
скандалы, разоблачающие нравы правящей
элиты, выглядят только как противоречия
между деятельностью