Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:22, реферат
В данной работе речь пойдёт о соотношении таких двух понятий как мораль и политика. Актуальным для исследования этих двух категорий является то, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни. Эта работа даёт обзор лишь тех концепций, которые имели наиболее широкий резонанс, наибольшее количество последователей. Мне кажется, что каждый человек имеет своё неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе и политических. Этот взгляд имеет основания и обусловлен неповторимым личным опытом, воздействием социальной среды и воспитания, системы верований, уровнем нравственного и просто умственного развития, психофизиологическими особенностями индивида, особенностями социального положения и многими другими факторами.
1. Введение 3
2. Мораль и политика: основные концепции 4
3. Взаимодействие морального и политического сознания 7
4. Роль государства в становлении и функционировании морали 10
5. Общее в политике и морали 13
6. Различия и разногласия 12
7. Заключение 18
8. Список использованных источников 20
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный университет
Приборостроения и информатики
Реферат
По дисциплине «Этика»
На тему «Мораль и политика»
выполнил: студент 1 курса
вечерней формы обучения
группа 1105
Кукушкин Дмитрий
проверил: Береговой Анатолий Михайлович
Москва 2011
Содержание
1. Введение
2. Мораль и политика: основные
концепции
3. Взаимодействие
морального и политического сознания
4. Роль государства в становлении и функционировании морали 10
5. Общее в политике и морали
6. Различия и разногласия
7. Заключение
8. Список использованных
источников
Введение
В данной работе речь пойдёт
о соотношении таких двух понятий
как мораль и политика. Актуальным
для исследования этих двух категорий
является то, что они относятся
к наиболее ранним регуляторам общественной
жизни. Эта работа даёт обзор лишь
тех концепций, которые имели
наиболее широкий резонанс, наибольшее
количество последователей. Мне кажется,
что каждый человек имеет своё
неповторимое мировоззрение, свой собственный
взгляд на любой из вопросов, в том
числе и политических. Этот взгляд
имеет основания и обусловлен
неповторимым личным опытом, воздействием
социальной среды и воспитания, системы
верований, уровнем нравственного
и просто умственного развития, психофизиологическими
особенностями индивида, особенностями
социального положения и
«Диалог» между политикой
и моралью ведется с давних
исторических времён. В нём принимали
участие и великие мыслители
прошлого, и малоизвестные современникам
философы, представители литературы
и искусства, политики и религиозные
деятели. «Спор» между этими самыми
активными формами
Мораль и политика: основные концепции
Если суммировать исторические и современные взгляды на отношение морали и политики, то их можно выразить в следующих основных концепциях:
1. Концепция «параллельных
миров». Образно говоря, мораль и
политика находятся в
Признание несовместимости
морали и политики находит выражение
в двух противоположных
2. Концепция «кентавра» -
отождествление и слияние двух
разнородных субстанций –
История этой концепции имеет древние корни. Ещё Платон считал источником морали, идеалом нравственности и высшей её инстанцией на Земле – государство, только оно устанавливает справедливость между людьми, даёт им представление о добре и зле. Примечательно, что придание древнегреческим философом государству статуса морального Абсолюта, высшей нравственной силы и непререкаемого духовного авторитета послужили причиной создания, по существу, первой в истории модели тоталитарного государства, в котором всё, в том числе и личная жизнь граждан, подчинены государству, ради него Платон считает необходимым упразднить институты собственности и брака, поскольку последние, по его мнению, отделяют гражданина от государства. В Новое время Гегель также рассматривает государство как нравственную субстанцию, «всеобщую волю», «дух народа», «политическую добродетель», одну из высших ступеней развития Абсолютной идеи. Государство, по Гегелю, не средство, а цель в себе, высшая из всех целей, самоцель и конечная цель.
Поскольку между политикой и моралью ставится знак равенства, то политика становится морализирующей, а мораль – служанкой политики.
3. Концепция «взаимодействия
двух миров» - морали и политики.
Взаимодействие морали и
Взаимообусловленность морального и политического сознания определяется тем, что они относятся к одному и тому же феномену – духовной жизни общества, в которой нет локально замкнутого пространства, свободного от проникновения понятий и идей, рождающихся в данном социуме. Если в обществе созрела идея реформ, то она проникнет и в экономику, и в политику, и в искусство, и в другие формы общественного сознания. Все более или менее важные события получают отражение в морали. Вектор их социальной направленности определяется через систему нравственных понятий добра и зла, справедливости или несправедливости, ответственности или безответственности, гуманного или бесчеловечности. Политические решения переводятся в другую систему координат, где определяется их человеческая цена.
В свою очередь политика
создаёт в обществе определённый
морально-психологический
Взаимопроникновение политики и морали. В этой фазе встречи политики и морали происходят два основных процесса. Первый – проникновение политических идей в нравственное сознание и превращение их в моральные убеждения. В принципе социальное явление, в том числе и политическое, способно стать нравственным феноменом, но при одном условии, если оно морально ассимилируется, становится предметом свободного выбора, внутренней мотивации и убеждённости, делом совести, чести и долга человека. Ярким примером взаимопроникновения морали и политики является чувство патриотизма, где идея государства, его величия и безопасности выражается в глубоком социально-нравственном чувстве.
Другой процесс
Взаимодействие морального и политического сознания
Политическое сознание представляет
собой своеобразный, динамичный сплав
чувств и представлений, в котором
по-своему выражается круг интересов,
связанных с деятельностью
Исторически менялся и характер взаимодействия морального и политического сознания. Пожалуй, вплоть до эпохи Просвещения наблюдался значительный разрыв между политикой и моралью. "Цель оправдывает средства", — этот девиз, откровенно сформулированный Н. Макиавелли, применялся задолго до ХVI века. Под практическую целесообразность, под интересы политики подгонялись не только нормы повседневной нравственности, но и решения церковных соборов. Однако рост морального самосознания, духовной культуры, потрясения, вызванные опустошительными войнами (особенно в ХХ веке) привели к возрастанию роли морального фактора, моральных ценностей в политическом сознании, в его повседневном функционировании. Во всяком случае, ныне политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Ныне к образу жизни государственных мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации[1].
В чем же различие между моральным и политическим сознанием? Как отмечалось выше, политическое сознание обслуживает, прежде всего, горизонтальные устремления людей, а моральное — не только горизонтальные, но и вертикальные. Именно с позиций высших нравственных ценностей (а не только с позиции сиюминутной выгоды) должны оцениваться действия различных политических институтов. Именно моральное сознание задает ориентиры политическому сознанию. Центральные понятия морального сознания — это понятия добра и зла. Отправным же понятием политического сознания является понятие власти. Последняя нередко ассоциируется с силой, принуждением или угрозой принуждения, с ограничением свободы человека. Моральное же сознание насилие допускает лишь в виде исключения — для обуздания крайних случаев зла. А какое-либо ограничение свободы человека для морального сознания совершенно неприемлемо, ибо в этом случае не ставится и сама моральная оценка тех или иных поступков.
Словом, различий между моральным
и политическим: сознанием немало.
Но есть и точки соприкосновения,
есть пространство для взаимодействия.
Государство не есть какая-то абстракция.
Оно реализуется в конкретных
органах, в их деятельности. И, прежде
всего сущность такого или иного
государства воплощается в